Теплоход сухогруз. Теплоходы для речных круизов. Теплоходы проекта Q056

01.07.2019 / Речные круизы
Объединенная судостроительная корпорация и Московское речное пароходство заключили дополнительное соглашение к контракту на строительство круизного лайнера «Петр Великий», строящегося по проекту PV300VD.


24.05.2019 / Речные круизы
24 мая 2019 года на судостроительном заводе «Лотос» (Астраханская области) состоялся спуск на воду круизного пассажирского судно «Петр Великий», строящегося по проекту PV300VD. Судно со строительным номером 25800, закладка которого состоялась в августе 2016 года, строится по заказу лизинговой компании «Машпромлизинг» для Московского речного пароходства.


11.05.2019 / Водный транспорт
Первая «Чайка» должна быть готова к 30 августа 2019 года. Есть планы пустить эти суда от «Ривьеры» на Казанке до Свияжска. Заказчиком строительства стало одно из подразделений корпорации - «ВолгаТатСудоремонт», у которого к тому же есть более широкая задача - решить проблему высокой себестоимости речного судостроения на заводе им. Горького. Предполагается, что у компании будет отдельное ценообразование услуг.


04.04.2019 / Водный транспорт
В Москве начались ходовые испытания новых речных прогулочных судов, построенных в прошлом году в Турции. Это флотилия из 10 небольших теплоходов-катамаранов, получивших названия в честь цветов: «Астра», «Василек», «Гвоздика», «Лаванда», «Незабудка», «Орхидея», «Подсолнух», «Роза», «Тюльпан» и «Фуксия».


14.03.2019 / Речные круизы
13 марта президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов проверил ход строительства круизного лайнера «Мустай Карим» (ранее - «Князь Владимир»), строящегося по проекту PV300 на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.


11.03.2019 / Речные круизы
Второе круизное судно, строящееся по проекту проекта PV300 для компании «Водоходъ», ввод в эксплуатацию которого намечен на 2020 году, получит другое название. Напомним, что в феврале 2017 года, за месяц до закладки судна на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, было объявлено, что теплоход будет называться «Князь Владимир».


28.02.2019 / Водный транспорт
Нижегородская компания «Гама» разрабатывает проект трехпалубного колесного круизного судна для Калининградской области, сообщил генеральный директор компании Дмитрий Галкин.


23.02.2019 / Речные круизы
Осенью 2019 года будет ровно пять лет с момента новости о том, что в Хорватии состоялся спуск нового пассажирского круизного лайнера, построенного для работы в России. Судно, получившее название «Волга Дрим II», должно было начать работу на рейсах из Москвы в Санкт-Петербург в 2015 году. И вот спустя 5 лет теплоход наконец-то будет введен в работу. Но уже не как «Волжская мечта 2», да и работать он будет не в России. Почему же так получилось и что ждет лайнер в дальнейшем?


26.12.2018 / Водный транспорт
Красноярский край приобретет два пассажирских круизных теплохода: как заявил рассказал губернатор края Александр Усс, их закладка состоится в Санкт-Петербурге весной 2019 года. Вместимость каждого теплохода будет составлять 240-280 пассажиров. Стоимость одного судна - от 1,5 до 2 млрд рублей.


27.11.2018 / Водный транспорт
19 ноября 2018 года в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан состоялось совещание с участием представителей АО «Судостроительной Корпорации «Ак Барс», на котором был рассмотрен проект бизнес-плана по эксплуатации судов проекта «Чайка» и созданию в последующем для этих целей судоходной компании на территории Республики Татарстан.


07.11.2018 / Водный транспорт
Днем 6 ноября в акватории Химкинского водохранилища на севере Москвы прошла выгрузка второй партии речных прогулочных судов, построенных в Турции для работы в центре Москвы. Сухогрузный теплоход, на борту которого было пять теплоходов, прибыл в столицу вечером 4 ноября из порта Таганрог. Напомним, что первая партия судов, также в количестве пяти бортов, была доставлена в Москву из порта Ростова-на-Дону в середине октября этого года и после выгрузки на Химкинском водохранилище они ушли своим ходов на зимовку в Южный речной порт Москвы.


11.10.2018 / Водный транспорт
Вечером 11 октября все пять новых прогулочных судов, построенный в Турции для работы в центре Москвы, и прибывшие в столицу этим же днем, были спущены на воду и вышли в первые пробные рейсы по Химкинском водохранилищу. Напомним, что 10 однотипных судов должны были придти в Москву еще весной этого года, но в итоге пришлось всего пять и то только осенью.


11.10.2018 / Водный транспорт
Днем 11 октября 2018 года в Москву прибыл состав из буксира и баржи, на которой в столицу доставили из Ростова-на-Дону пять прогулочных речных судна. В свою очередь в Ростов их привезли морем из Турции, где их и строили.


06.09.2018 / Речные круизы
Информацию о том, что строящийся с 2016 года в Астраханской области круизный теплоход «Петр Великий» не будет сдан к намеченному сроку, подтвердил и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.


29.08.2018 / Речные круизы
Сроки сдачи первого круизного теплохода проекта PV300 «Петр Великий» могут быть сорваны. Вместо 2019 года теплоход, возможно, сдадут лишь в 2020-2021 годах, если смогут достроить. Кроме проблем с судовыми двигателями на верфи «Лотос», где в августе 2016 года был заложен теплоход, возникли новые проблемы.


26.04.2018 / Речные круизы
Сроки сдачи в эксплуатацию круизного речного лайнера «Петр Великий», строящегося в Астраханской области с августа 2016 года для Московского речного пароходства, могут быть значительно изменены в сторону увеличения.


20.04.2018 / Водный транспорт
27 апреля на заводе имени Горького в Зеленодольске (Татарстан) пройдет церемония закладки двух прогулочных пассажирских речных судов, которые после ввода их в эксплуатацию должны будут работать в Татарстане.


17.01.2018 / Речные круизы
17 января на судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области состоялась закладка пассажирского круизного речного судна типа «Золотое кольцо» проекта ПКС-180. Судно строится по заказу ЗАО «Гознак-лизинг» для ООО «Волгасервис», напрямую связанной с нижегородской круизной компанией «Гама».


27.12.2017 / Речные круизы
Строительство двух пассажирских круизных колесных теплоходов проекта ПКС-180 типа «Золотое кольцо» для нижегородской компании «Гама» должно будет начаться в следующем году на судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области, где летом 2016 года был заложен теплоход проекта PV-300, получивший название «Петр Великий». Закладка новых судов планируется в первом квартале 2018 года, а к 2019 году первое судно должно быть передано «Гаме».


06.12.2017 / Речные круизы
Первый лайнер новой серии круизных судов проекта PV-300 будет носить имя Петра Великого. Круизное судно на 310 пассажиров было заложено на заводе «Лотос» в Астраханской области в августе 2016 года. Спуск головного судна серии на воду планируется в апреле 2019 года.


10.11.2017 / Водный транспорт
Утром 9 ноября в Москву прибыл пассажирский прогулочный теплоход «Снегири-4». Это речное судно-катамаран было построено по проекту 19.2509 на судостроительно-судоремонтном заводе «РИФ», расположенном в Ростове-на-Дону в 2016-2017 годах.


27.09.2017 / Речные круизы
Объединенная судостроительная корпорация вряд ли заключит новые заказы на круизные лайнеры до 2018 года. Судоходные компании готовы строить их лишь на условиях кэптивной лизинговой ОСК «Гознак-лизинг», но бюджет пока не выделил ей средства, пишет «Коммерсантъ».


06.06.2017 / Водный транспорт
31 мая 2017 года в Санкт-Петербурге состоялось крещение первого построенного в XXI веке круизного пассажирского судна смешанного река-море плавания «Штандарт» проекта PV09, сообщает Морское инженерное бюро в своем пресс-релизе.


24.05.2017 / Водный транспорт
Пассажирский круизный трехпалубный теплоход «Штандарт», прежде называвшийся «Княгиня Ольга» и «Танаис», официально сдан в эксплуатацию. Об этом сообщили в Морском Инженерном Бюро, где разрабатывался технический проект PV09, по которому построено судно.


10.05.2017 / Водный транспорт
В мае 2017 года на реке Москве в центре столицы начали работу новые прогулочные пассажирские суда «Снегири-1» и «Снегири-2», построенные в 2015-2016 годах на Белогородской судоверфи - судостроительно-судоремонтном заводе, расположенном в поселке Белый Городок в Тверской области.


03.04.2017 / Речные круизы
Судостроительный завод «Красное Сормово», входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), может получить заказ на строительство третьего пассажирского круизного судна проекта PV300.


31.03.2017 / Речные круизы
28 марта 2017 года на нижегородском заводе «Красное Сормово» состоялась торжественная закладка круизного 342-местного судна проекта PV300, строящегося по заказу судоходной компании «Водоходъ». Судно, получившее название «Князь Владимир», должно быть передано заказчику до 1 февраля 2020 года.


30.03.2017 / Речные круизы
28 марта 2017 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде состоялась торжественная церемония закладки второго круизного пассажирского теплохода проекта PV300.


23.02.2017 / Речные круизы
На одном из сайтов компании «Водоходъ», ориентированным на зарубежную туристическую аудиторию, появился рендер с название судна - Prince Vladimir, что в российском написании, а названия судов, работающих под российским флагом, должны быть на русском языке, может переводиться как «Князь Владимир».


11.02.2017 / Речные круизы
На судостроительном заводе «Лотос», расположенном в Астраханской области, завершился подготовительный этап строительства речного круизного судна проекта PV300 и начались работы по формированию на стапеле корпуса теплохода. В производстве находятся 12 секций общим весом 350 тонн.


23.01.2017 / Речные круизы
Судоходная компания «Водоходъ», входящая в UCL Holding Владимира Лисина, заключила с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) контракт на строительство круизного лайнера.


18.01.2017 / Речные круизы
В апреле 2017 года в свой первый круиз по маршруту Брест - Мозырь должен выйти речной теплоход «Белая Русь», который был построен в 2011-2016 годах на Пинском судостроительном заводе (Белоруссия).


01.11.2016 / Водный транспорт
Днем 1 ноября в затон Хлебниковского судоремонтного завода, расположенного в районе города Долгопрудный Московской области, с Волги прибыло новое пассажирское судно «Княгиня Ольга».


30.10.2016 / Водный транспорт
С 18 октября новое пассажирское судно «Княгиня Ольга», спущенное на воду осенью 2014 года в Рыбинске, и достроенное в 2014-2016 годах в Москве, проходит ходовые испытания на Волге. Сейчас судно базируется в городе Кимры Тверской области. После завершения ходовых испытаний теплоход отправится на завод «Верфь братьев Нобель» в Рыбинск.


17.10.2016 / Водный транспорт
На этой неделе на Волге пройдут ходовые испытания нового пассажирского судна «Княгиня Ольга», построенного по заказу Московского речного пароходства в 2014-2016 годах. В ночь на понедельник оно прибыло в город Кимры Тверской области. Проводка судна из Москвы на Волгу, осуществлявшаяся с помощью двух буксиров, началась вечером 15 октября и закончилась к утру 17 октября.


18.08.2016 / Речные круизы
В начале сентября в Салехард должны прибыть представители петербургской компании «Морская техника». Цель их визита - согласование бюджетов и сроков на строительство грузо-пассажирских судов, которые должны заменить работающие сейчас на Оби и Иртыше теплоходы проекта 646.


15.08.2016 / Речные круизы
15 августа на судостроительном заводе «Лотос» (Астраханская область) прошла церемония закладки нового круизного судна проекта PV300VD. Судно относится к классу судов «река-море», пассажировместимостью 300 человек.


29.06.2016 / Речные круизы
В рамках прошедшего 24-25 июня форума «Реки России», представители Морского Инженерного Бюро представило доклад по круизным судам, а также обсудило вопросы создания и модернизации необходимой инфраструктуры на ВВП, возрождение круизного судостроения.


16.05.2016 / Водный транспорт
16 мая 2016 года губернатор Николай Цуканов принял участие в презентации прогулочного судна, произведенного в 2016 году на местном предприятии «Ушаковские верфи». В Калининградской области пассажирский теплоход с такими техническими характеристиками представлен впервые.


25.01.2016 / Речные круизы
В 2016 году Минпромторг предполагает начать постройку новых круизных лайнеров, предназначенных для эксплуатации на внутренних водных путях России и за ее пределами. За основу предлагается взять проект PV300VD, разработанный украинским Морским инженерным бюро из Одессы несколько лет назад.

Многие любители речных путешествий не видят принципиальной разницы между понятиями «корабль», «теплоход» и «пароход». И, оформляя аренду теплохода, часто называют его пароходом или кораблем. На профессиональном сленге это также может быть «банкетоход», «речной лайнер», «яхта-ресторан». Применительно к аренде для банкета в акватории Московского бассейна существенного различия нет, а в нашем материале далее мы разъясним разницу между этими понятиями и какой из предлагаемых банкетных теплоходов к какому варианту будет ближе.

Что такое корабль?

В современном понимании, корабль — это военное судно, являющееся единицей военно-морского флота государства и выполняющее определенные боевые задачи. В былые времена, когда о пароходах или теплоходах еще никто не знал, все морские суда с несколькими мачтами, оснащенными парусами, назывались кораблями. Даже если они перевозили людей или обычные грузы.

Сегодня большие гражданские суда, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по определенному маршруту, тоже допускается называть кораблями. Хотя более правильное их название — речные или морские лайнеры. И если вы захотите заказать аренду корабля в Москве, то вы сможете пользоваться услугами огромного пассажирского лайнера, на котором с комфортом разместятся более 200 человек - например, корабли флотилии Radisson или River Palace .

Что движет пароходом?

Главное отличие между теплоходом и пароходом заключается в их двигателях. На пароходах установлены паровые машины, использующие для передвижения силу давления пара, полученного при нагревании воды. Пар действует на турбину, вращающую винты или гребные колеса, за счет чего пароходы и двигаются по реке. Такой водный транспорт работает в основном на твердом топливе — на угле и иногда на дровах.

Экономическая эффективность пароходов очень маленькая, поэтому в наши дни они практически не используются и почти исчезли с речных просторов. Поэтому если вы захотите оформить аренду парохода, то, скорее всего, вам предложат теплоход, стилизованный под старинный колесный пароход - например, Царица Елена , Колесовъ или Анна Каренина .

Теплоход — современное судно с большим потенциалом

На современных теплоходах используются двигатели внутреннего сгорания, работающие на мазуте или другом жидком топливе. В них полученная при сжигании тепловая энергия превращается в механическую и используется для вращение гребного винта. Кроме дизельных двигателей на более новых теплоходах установлены газотурбинные, паротурбинные или смешанные модели. Такие двигатели имеют более высокий КПД и большую экономическую эффективность.

Кроме того, современные теплоходы имеют и другие преимущества:

  • большую грузоподъемность;
  • значительный запас хода;
  • меньший расход топлива;
  • высокую надежность.

Все это и послужило причиной того, современные теплоходы стали одним из самых распространенных видов речных судов. Они могут иметь различную вместимость, и относиться к разному классу комфорта, различаться по стоимости и по внешнему оформлению. И когда вы захотите отметить свою свадьбу на корабле, вам могут предложить прекрасный корабль-парусник, вместительный банкетоход или красивый и современный панорамный теплоход.

(сокр. от Сухогрузный Теплоход ), в том числе, поступившие из Германии в счет репараций после войны. Суда, построенные позднее по различным типовым проектам, поступали почти во все пароходства. В настоящее время эксплуатируются на реках и озёрах ЕГС (Единая глубоководная Система Европейской части РСФСР ), Сибири , Дальнего Востока , Украины , в основном как суда технического (портового) флота или на мелководных реках. Многие суда старой постройки списаны.

СТ-1400 (559, 559М, 559Б, 2.559, 375/121.05/133.05)

Двухвинтовой сухогрузный теплоход-площадка с надстройкой и машинным отделением в кормовой части.

СТ-2000, СОТ (Р-25А, Р-25Б)

Однопалубный винтовой сухогрузный теплоход открытого типа, с люковым закрытием, полубаком, машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Судно предназначено для перевозки генеральных, навалочных и сыпучих грузов, а также промоборудования на реках Сибири и Дальнего Востока.

СТ-300 (проект 912А, 912Б, 912В, 912И/П и 912М.)

350-тонные мелкосидящие суда, имеющие два трюма с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части, оснащенные подъемным краном для погрузки-выгрузки. Проект 912И/П - оборудованны изгибающим сцепным устройством для работы с баржей-приставкой на реках с малым радиусом закругления. Проект 912М - суда-плавмагазины.

СТ-500 (проект 81360, 81365)

400-тонные мелкосидящие суда, имеющие трюм с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части, в том числе, оснащенные подъемным краном для погрузки-выгрузки. Суда оборудованы сцепным устройством для работы с баржами-приставками. Проект: 81365Т-МЕВ (танкер)

СТ-600 (проект 765, 765а)

600-тонные суда советской постройки, имеющие три трюма с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Суда строились с 1955 по 1964 гг. на нескольких судостроительных заводах в двух модификациях, внешне отличающихся конструкцией надстройки. На основе проекта 765 строились танкеры типа ТН (проект 866).

СТ-700, СТ-800 (проект 276, 2760, 2766)

700-тонные суда немецкой постройки, имеющие четыре трюма с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Проект 2760 - модификация, отличающаяся обновленной надстройкой и кормовой частью корпуса. На основе пр. 2760 были созданы суда-плавмагазины типа ПМ (пр. 2766).

СТ-1300 (проект 19620, 19620М, 19620А, 19621) Основная статья Сухогрузный теплоход 19620 - Суда овощевозы.

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "СТ (типы речных судов)" в других словарях:

    Теплоходы типа Байкал проект 646, BiFa Typ B … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Москвич. «Москвич» с именем «Мирный» … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Москва (значения). «Москва» (проекты Р 51, Р 51Э) серия двухпалубных пассажирских речных теплоходов, предназначенных для водных прогулок и экскурсий и транспортных перевозок на местных линиях.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ом (значения). ОМ «Князь Рюрик» (бывший ОМ Волго Дон, головное судно проекта) канале Москва Волга ОМ (проекты 623, 623/25 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Каштан (значения). Каштан … Википедия Википедия

    Пароход «Рязань» (проект 737А) речной среднемагистральный грузопассажирский колёсный пароход. Суда этого типа были последними речными пароходами Советского Союза. Строительство судов этого типа началось в СССР в 1951 году на киевском… … Википедия

длина 38,2 метра

ширина 6,5 метра

высота 5,7 метра (без мачты)


водоизмещение 101,58 тонны

осадка средняя 1,13 метра

скорость 24 км/ч

Описание и история проекта Суда типа «Москва» проектов Р-51, Р-51Э и Р-51ЭА - это настоящая эпоха отечественного судостроения. Надёжные, неприхотливые теплоходы, имеющие приятный и запоминающийся экстерьер, большую пассажировместимость и огромные возможности для модернизации, на долгие годы определили облик речных артерий Москвы и многих других городов России, стран бывшего Советского союза и многих городов Восточной Европы.

Теплоходы «Москва», получившие жизнь во времена «развитого социализма», сквозь время прошли через расцвет империи, «Холодную войну», «Перестройку», распад Советского Союза и удивительно быстро смогли приспособится к новым условиям жизни и экономики огромной страны, имеющей практически бесконечный потенциал использования своих водных путей. Теплоходы продолжают активно работать на многих реках и во многих городах, большая часть судов была капитально модернизирована и работает только в роли банкетных теплоходов, часть совершает экскурсионно-прогулочные рейсы, а некоторые теплоходы продолжают тяжелую регулярную работу на пассажирских линиях.


«Москва» на смену «Москвичу»

Теплоходы «Москва» и «Москвич» на фоне Московского Кремля


Успешная эксплуатация послевоенных пассажирских теплоходов «Москвич» на всей территории бескрайнего Советского Союза - от Белоруссии до Дальнего Востока, подтвердила удачную конструкцию судна, созданного на Московском Судостроительном и Судоремонтном заводе, высокую востребованность местных пассажирских судов во многих регионах и необходимость создания более современного, а также вместительного судна.

Кроме того, требовалось создать универсальный теплоход, который был бы приспособлен не только для пассажирских перевозок, но и для прогулочно-экскурсионных маршрутов в крупных городах страны. Такой теплоход был спроектирован в 1965 году в ЦТКБ Минречфлота РСФСР и в 1969 году головное судно проекта «Москва-1» было спущено на воду и успешно прошло ходовые испытания.

Теплоход проекта Р-51 в оригинальном исполнении представляет собой двухпалубное пассажирское судно с расположенном в корме машинным отделением и ходовой рубкой на верхней палубе, вынесенной почти в нос.

Верхняя пассажирская палуба - открытая, оборудована тентом почти по всей длине для защиты от дождя и солнца. Нижняя палуба - всепогодная, полностью закрытая, с большими окнами, панорамным остеклением в носу и прозрачными окнами в потолке у бортов. Верхние обзорные окна удалось установить за счёт того, что главная палуба шире верхней примерно на полтора метра.

На верхней палубе, в заводском исполнении, для размещения пассажиров были установлены жесткие скамьи, на главной палубе - мягкие кресла со столиками. Общая пассажировместимость судна по проекту - до 350 человек, кроме того, на коротких рейсах на теплоходе можно было размещать до 450 пассажиров. Как и вся гражданская техника, производимая в Советском Союзе во время «Холодной войны», пассажирские теплоходы типа «Москва» быстро могли быть преобразованы в плавучие госпиталя и суда для переправы войск и эвакуации населения, поэтому суда имеют значительный запас надёжности и вместимости.

Палубы соединены между собой двумя пассажирскими трапами - в носовой части судна, рядом с посадочной площадкой и в корме теплохода. Также в корме расположено два туалета для пассажиров и экипажа.

Теплоход оборудован двумя посадочными площадками с учётом предполагавшихся высоких пассажиропотоков на регулярных линиях - основная в носовой части судна, а также дополнительная посадочная площадка в корме теплохода. Кроме того, удачная конструкция носовой части, сделала возможным установку трапа-сходни и осуществления высадки и посадки пассажиров на необорудованный берег.

Машинное отделение, расположенное в корме теплохода, по сравнению с машинным отделением «Москвича» - намного более просторное, с более удобным входом и доступом к узлам и агрегатам. Согласно проекту, на «Москвы» устанавливалось два главных дизельных двигателя - либо отечественные 3Д6Н-150 или 6ЧСП15/18, мощностью 150 лошадиных сил каждый, либо чехословацкие турбированные Skoda 6L160PNS, мощностью по 190 «лошадок».

Две главные машины, имеющие по гребному винту на каждый двигатель, сделали управление теплоходом намного более простым и эффективным, по сравнению с «Москвичами», имеющими один главный двигатель и один гребной винт. В целом, условия работы и несения вахты для экипажа на «Москвушках» более комфортные: просторная рубка с хорошим обзором на верхней палубе, две каюты и камбуз - на нижней.

После небольших и тесных «Москвичей», новые теплоходы с радостью были приняты как пассажирами, так и речниками.


Теплоход с открытки

Теплоход «Москва» на фоне Кремля, Собора Василия Блаженного и гостиницы «Россия» на советской открытке, выпущенной к Олимпиаде-80


Новые пассажирские теплоходы начали быстро завоёвывать Москву-реку, заменив на центральных прогулочных маршрутах небольшие «Москвичи», которые были отправлены трудиться на «рабочие» переправы на окраине столицы, а также на менее загруженные прогулочные маршруты.

«Москвушки» работали от всех главных столичных причалов - Киевский вокзал, Воробьёвы горы, ЦПКиО им. Горького, Крымский мост, Большой Устьинский мост, Новоспасский мост. Недорогая цена на билеты, сделала речные прогулки по Москве-реке очень популярным видом отдыха среди москвичей и многочисленных гостей столицы Советского Союза.

На всех парадных видах столицы семидесятых и восьмидесятых годов, открытках и календарях, неизменным атрибутом Москвы-реки стали теплоходы «Москва», в то время как открыток с другими пассажирскими теплоходами в центре Москвы практически нет (за исключением, конечно, фотографий со стремительными «крылатыми» судами типа «Ракета»).

К концу 80-х годов, на главной столичной линии от Новоспасского моста до Киевского вокзала теплоходы ходили с интервалом не более 10 минут и с остановками на всех основных причалах центра города. Также, существовал маршрут от Киевского вокзала на запад - до Крылатского, с остановками у гостиницы «Украина», Экспоцентра, в Филях и в Кунцево, на этой линии работала всего одна «Москва», совершающая три рейса в день.

«Москвушки» также начали активно поставляться практически во все пароходства страны, от Дальнего Востока и Казахстана до Прибалтики, а затем и в страны СЭВ - в первую очередь в Венгрию и Чехословакию, а также в Польшу и Болгарию.

Теплоходы «Москва» на фоне здания венгерского парламента в Будапеште


Единичные суда поставлялись и в капиталистические страны: в Норвегию, Францию, Нидерланды и даже в экзотическую Исландию, где до сих пор, на одном из озёр в восточной части страны трудится теплоход, названный «Lagarfljotsormurinn» в честь мифического водяного змея, который по легенде обитает в этом озере.

В СССР большинство теплоходов в регионах стало работать на чисто пассажирских линиях - в первую очередь «рабочих» переправах: на периферии страны, особенно в дальних её уголках - и речникам и жителям было совсем не до увеселительных речных прогулок. Теплоходы перевозили сотни и тысячи пассажиров в день в прибрежные поселки, села, деревни и садоводческие товарищества, не имеющие удобной связи с большой землей, а часто и вообще никакой иной дороги, кроме реки.

Ежедневные регулярные пассажирские рейсы, часто на реках с быстрым течением, с работой на максимальных оборотах с высоким износом, с многочисленными остановками, в том числе часто с подходами к необорудованному берегу, сделали из «Москвушек» таких же тружениц реки, какими давно стали «Москвичи», работавшие на сотнях местных линий. Парадно-экскурсионные опции теплоходов, в таких условиях работы оказались не востребованы: при посадке с необорудованного берега, толпы пассажиров просто выдавливали панорамные окна в носу главной палубы, их не восстанавливали, а заваривали вместо окон листы железа. Окна в потолке главной палубы просто заколачивали, у пароходств на периферии не было ни времени, ни возможности поддержания эстетического вида в угоду бесперебойной работе пассажирских линий.

В крупных же городах страны: в Москве, Ленинграде, Киеве, больших волжских городах, теплоходы обслуживали в основном прогулочно-экскурсионные маршруты и поддерживались в хорошем состоянии.

Для Ленинграда, на базе «Москвы» было спроектировано судно проекта Р-35 «Нева» с уменьшенным надводным габаритом и ходовой рубкой, перенесенной в носовую часть главной палубы, головное судно этого проекта было построено даже раньше первой «Москвы» - в 1968 году, а всего до 1974 года, было выпущено шесть судов такого типа.

Теплоход «Нева-1» в Санкт-Петербурге


Также в 1970 году для Ленинграда был построен единственный теплоход проекта 1900, представляющий из себя стандартную «Москву» с расширенным пищеблоком и перенесёнными в середину судна посадочными площадками и пассажирским трапом; изначально теплоход получил имя «Нева-2», но затем его переименовали в «Чайку». Судно продолжает работать в Санкт-Петербурге до сих пор.

С 1979 по 1994 года, на Запорожском ССРЗ строились теплоходы типа «Каштан» проектов Д-055 и 90055, эти суда и по внешнему виду, и по компоновке очень близки к «Москвушкам»; всего было построено 30 таких судов, большинство из которых работают в Киеве и других городах Украины и только одно судно «Каштан-23» было продано в Россию и работает в Новокуйбышевске.


Речной банкетоход

После драматических событий 1991 года и резком переходе от плановой экономики к свободному рынку, ситуация в речной отрасли, как и в целом во всех странах бывшего Союза, начинает быстро изменяться.

Почти полностью останавливается строительство нового флота - в отсутствии централизованного государственного заказа, пароходства не имеют ни возможности, ни желания выделять средства на новые суда. Последняя «Москва» сошла со стапелей МССЗ в 1994 году, после этого начинает постепенно умирать и сам судостроительный завод, доживающий сегодня последние дни на проданной под жилую застройку территории.

Катастрофически быстрыми темпами начинает свертываться местное пассажирское сообщение - бесконечно дотационные маршруты нет средств содержать ни у пароходств, ни у регионов. Некоторые маршруты как-то заменяют автотранспортом, где-то замены нет и вслед за уходом теплоходов, начинают вымирать и далекие селения. В самых труднодоступных регионах, благодаря усилиям местной и федеральной власти и самоотверженной работе речников, пассажирские маршруты были сохранены. Также удалось сохранить и некоторые местные маршруты в крупных городах и областях, где экономическая ситуация была не настолько тяжелой, как в отдаленных регионах.

В крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, прогулочные маршруты, в большинстве своём, продолжают работу, оставаясь относительно прибыльным делом, кроме того, суда постепенно начинают переходить в частные руки. Новые владельцы, чаще всего, используют флот для собственного отдыха, проведя частичную модернизацию, а затем организуют бизнес по сдаче теплоходов в аренду для проведения различных увеселительных мероприятий. Проведением регулярных прогулочных (а тем более пассажирских рейсов) на «Москвушках» частные компании в девяностые годы почти никогда не занимались: сдача судов в аренду являлась намного более интересным, простым и прибыльным бизнесом, поэтому прогулочные маршруты продолжали обслуживаться местными пароходствами и городскими портами.

К сдаче судов в аренду для отдыха сразу прибавляются и новые услуги: прежде всего организация питания на борту, кроме того, для выполнения коммерческих рейсов необходим и более высокий уровень комфорта с одновременным уменьшением пассажировместимости судна (перевозить по 250 человек и размещать такое количество посадочных мест больше не нужно), для чего требуется уже полноценная модернизация судов - и теплоходы «Москва» оказываются прекрасно подходящими для этого.

Модернизированный теплоход «Мираж-Москва» с расширенной кормой на надстройке, застеклённой верхней палубой, установленными стеклопакетами и кондиционером


В первую очередь, модернизация теплоходов для проведения банкетов на борту требует увеличения размера камбуза и обновление интерьеров закрытого салона на главной палубе: пассажирский салон полностью разбирается, заменяется напольное покрытие и материалы отделки стен, иногда заменяется отделка потолка; в получившимся достаточно просторном пространстве организуется салон-ресторан со свободной расстановкой мебели и барной стойкой, которая располагается ближе к корме. Часто, заводские стеклопакеты, уже сильно износившиеся, заменяются на пластиковые окна, которые почти не продуваются, не имеют внешних резиновых уплотнителей и лучше сохраняют тепло, а также прохладу, в том случае, если в салон устанавливают кондиционеры.

Далее, переоборудованию подвергается и надстройка теплохода: при минимальной реновации, с верхней палубы просто снимаются жёсткие лавки, предназначенные для размещения пассажиров, а их место занимает уличная мебель (вариации от дешевой дачной мебели до роскошной плетёной). При более глубокой перестройке судна, верхняя палуба может быть серьёзно расширена с увеличением полезной площади: лучше всего для этого подходит кормовая часть надстройки, не накрытая тентом, которая может быть увеличена по габаритам главной палубы и в ширину, и в длину, а на получившейся площадке может с комфортом разместиться дополнительно несколько десятков человек. На 2018 год, большинство «Москвушек» в Москве и Санкт-Петербурге имеют увеличенную надстройку в районе кормы.

Кроме того, некоторые судовладельцы, решают расширить надстройку полностью по всей длине корпуса - в этом случае, требуется усиление отдельных элементов судна и несколько вредит экстерьеру, однако выигрыш в полезной площади и в комфорте для гостей является более определяющим: при проведении такого расширения, обычно вся палуба до кормы становится закрытой и всепогодной, что в российском климате является важным достоинством. Существуют и версии модернизации судов, при которых вся палуба становится полностью закрытой - например так был модернизирован теплоход «Москва-177», который с середины девяностых стал плавучим рестораном в Санкт-Петербурге, а сейчас работает уже в столице под именем «Notte Bianca» .


Новые горизонты «Москвы»

Интересны проекты модернизации «Москвушек», произведенные в ОАО «Пассажирский порт» («Столичная судоходная компания») в начале ХХI века. Компания занималась традиционно только речными прогулками и главной задачей модернизации флота стало увеличение посадочных мест под открытым небом, чтобы перевезти максимум пассажиров в самые жаркие дни, когда спрос на речные прогулки максимален. Для этого, на судне «Москва-202» ходовая рубка была перенесена из надстройки в нос главной палубы (как на теплоходах типа «Нева»), а в носу надстройки была оборудована открытая площадка на 20 посадочных мест. На теплоходах «Князь Юрий», «Москва-74» и «Москва-88» в носу главной палубы вместо закрытого салона была оборудована открытая площадка; у всех этих теплоходов, также дополнительно была расширена и кормовая площадка надстройки.

Модернизированный теплоход «Москва-88» с расширенной кормой на надстройке и открытой площадкой в носу судна


После пожара в 1999 году, надстройку теплохода «Москва-58» было решено не восстанавливать, главный пассажирский салон стал открытым, его частично накрыли тентом, а теплоход переименовали в «Дельфин» и сейчас это единственная в мире однопалубная «Москва» с рубкой, перенесенной в корму.

Отрасль банкетного флота продолжала рост вплоть до 2008 года, опираясь сначала на частные заказы, ведь устроить праздник на теплоходе было в новинку для россиян, а с начала «нулевых» рынок стал ориентироваться и на корпоративных клиентов, доля которых в скором времени стала больше, чем частников. Под растущий рынок требовалось всё больше флота: и в Москву и Санкт-Петербург потянулись «Москвушки» со всей периферии европейской части России: из Твери и Ярославля, Костромы и Кинешмы, Нижнего Новгорода и Волгограда, Перми и Ростова-на-Дону, а также с малых рек, с угасающим судоходством, например, Вятки.

Интересно, что и после роспуска СЭВ, несколько «Москвушек» из России были проданы в Будапешт, где уже имелось значительное количество советского малого флота («Москвичи», «Метеоры», «Полесья» и конечно «Москвы») и своим ходом перешли на Дунай по Чёрному морю. Также, в Будапешт были проданы и несколько судов из Украины и «Москвушки» в столице Венгрии на 2018 год составляют основу экскурсионного флота. Поскольку венгерские теплоходы никогда не использовались в качестве банкетного флота, а были нацелены на экскурсионные перевозки, большинство судов находится в состоянии близком к оригиналу, без перестроенных верхних палуб. Замене подвергаются только двигатели по причине трудностей с поиском запчастей на 3Д6Н-150 и 6ЧСП15/18, поэтому на большинстве венгерских судов устанавливаются дизеля Raba.

В России же, наоборот, до последнего времени заменой двигателей на «Москвушках» не занимались - во-первых, особых проблем с наличием запчастей и даже новых двигателей типа 3Д6 и 6ЧСП не было, у нас данные моторы производились на нескольких заводах и устанавливались на огромное количество различного флота. Во-вторых, в отличии от регулярных прогулочных рейсов, износ узлов и агрегатов при работе на банкетных заказах - минимален, а между рейсами есть достаточно времени для сервисного обслуживания, и наконец, для коммерческих заказных рейсов, по-большому счёту не важна ни максимальная скорость, ни расход топлива (новые двигатели естественно мощнее и экономичнее), поэтому коммерческая выгода от замены двигателей минимальна и очень сильно растянута по времени. В Москве, только ОАО «Пассажирский порт», занимающийся прогулочными перевозками уже в «нулевых» годах почти полностью заменило главные двигатели на своих теплоходах.

Теплоход «Дельфин» - восстановленная после пожара «Москва-58», лишившаяся палубной надстройки и закрытого пассажирского салона


После 2008 года, когда по причине экономического кризиса в России, даже крупные компании стали очень вдумчиво относиться к расходу средств на отдых и развлечения, рынок корпоративных заказов рухнул и частным судовладельцам пришлось осваивать новое направление - прогулочные и экскурсионные рейсы. И только после нескольких лет регулярной работы на таких рейсах, стало понятно, что помимо внешней модернизации судов, необходима также и замена двигателей и других узлов, поэтому в течение последних десяти лет, многие теплоходы типа «Москва» получили новые главные двигатели: на замену дизелю 3Д6Н-150, который был создан еще на базе танкового двигателя В-2, разработки 1930-х годов, стали приходить современные отечественные ЯМЗ-236/238, а в последнее время также китайские дизеля Deutz. Также заменяются на более современные судовые двигатели и дизеля 6ЧСП15/18 и Skoda 6L160PNS.

В настоящее время теплоходы типа «Москва» остаются основным прогулочным флотом в столице, работая и на центральных линиях , и на окраинах города. Из нескольких десятков судоходных компаний, только единицы продолжают заниматься только банкетным бизнесом, не организуя прогулочные рейсы. «Москвушки» прекрасно подходят для речных прогулок практически любого формата: от классических обзорных экскурсионных рейсов до гастрономических круизов.

Всего, со стапелей Московского судостроительного и судоремонтного завода сошло более 400 теплоходов типа «Москва», большинство из которых сегодня остаются в работе. Продолжает эксплуатироваться и самый первый теплоход «Москва-1», и тысячный теплоход, построенный на МССЗ «Москва-24» и многие другие суда, как прошедшие серьёзную реновацию, так и сохранившие практически оригинальный вид. В 2017 году в столице, пока только на банкетных рейсах, стал работать теплоход «Благодать», являющийся глубокой модернизацией теплохода «Москва-33»; интересны и варианты реновации судов, выполненных собственниками венгерского теплохода «Legenda» (бывший теплоход «Кавказ») и московской «Праги» (бывшее судно «Москва-157»).

Успешная коммерческая эксплуатация «Москвушек» в многих российских городах, в странах бывшего СССР, а также в Праге, Братиславе и Будапеште, говорит о том, что любимые многими теплоходы должны продолжить работу на речных маршрутах еще многие годы, а благодаря огромному потенциалу для модернизации, в ближайшее время мы сможем увидеть еще много интересных судов, созданных на базе теплоходов «Москва».

Теплоход «Благодать», построенный на базе «Москвы-33»

Теплоходы проекта 302

Мощность теплохода 3000 л.с.
Водоизмещение: 3846 т.
Класс регистра: "М".
Длина: 129,1 м.
Ширина: 16,5 м.
Осадка: 2,9 м.
Пассажировместимость: 332 чел.
Скорость: 25,5 км/ч.

Теплоходы проекта 302 (типа ДМИТРИЙ ФУРМАНОВ, немецкое обозначение 129M, судно 129 метров) - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов с возможностью коротких выходов в море. Сильно модифицированное продолжение серии судов проекта 301. Теплоходы имеют одно-, двух- и четырехместные каюты, оборудованные санузлами, кондиционерами и холодильниками, ресторан, бар, два салона, кинозал, сауну, сувенирный киоск. В процессе эксплуатации внутреннее оборудование многих судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам. Некоторые из них были подвергнуты перепланировке пассажирских помещений.

Распространение. Теплоходы пр. 302 эксплуатируются: в России - на Волге, Каме, Дону, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути; на Украине - на Днепре с выходом в Черное море вдоль побережья Крыма; в Китае - на Янцзы. В основном они работают на туристских маршрутах: Москва - Санкт-Петербург, маршрутах по Волге, Киев - Одесса. В межнавигационный период теплоходы могут использоваться в качестве плавучих гостиниц. Суда этого типа поставлялись Северо-Западному, Волжскому, Московскому, Волго-Донскому, Камскому пароходствам России, Украинскому Днепровскому пароходству. 3 последних теплохода серии были поставлены китайской компании Regal China Cruises. Все суда пр. 302 в настоящее время находятся в эксплуатации.

Теплоходы этого проекта: Академик Глушков | Иван Бунин | Алексей Сурков | | Генерал Лавриненков | Георгий Чичерин | Глеб Кржижановский | Дмитрий Фурманов | Зосима Шашков | Константин Симонов | Ленин | Леонид Красин | Леонид Соболев | Максим Литвинов | Маршал Кошевой | Звезда Днепра | Михаил Шолохов | Нарком Пахомов | Николай Бауман | Новиков-Прибой | Русь | Сергей Киров | Т.Г.Шевченко | Юрий Андропов

Теплоходы проекта 301

Мощность теплохода: 3000 л.с.
Водоизмещение: 3545 т.
Класс регистра: "О".
Постройка: VEB Elbewerften Boizenburg / Rosslau, Германия.
Длина: 125 м.
Ширина: 16,7 м.
Осадка: 2,8 м.
Пассажировместимость: 360 чел.
Скорость: 26 км/ч.

Теплоходы проекта 301 (типа ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ, немецкое обозначение 125M, судно 125 метров) - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов, ставшие первой массовой серией судов такого класса в СССР. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные санузлами и кондиционерами, ресторан, бар, два салона, кинозал с раздвижной крышей, сувенирный киоск. За последние годы внутреннее оборудование некоторых судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам.

Распространение. Теплоходы пр. 301 эксплуатируются(лись): в России - на Волге, Каме, Дону, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, Амуре; на Украине - на Днепре с выходом в Черное море вдоль побережья Крыма. В основном они работают на туристских маршрутах: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Астрахань и других маршрутах по Волге, Киев - Одесса, а также на менее протяженных: Санкт-Петербург - Валаам, Москва - Углич, Киев - Канев. В межрейсовый и межнавигационный период теплоходы могут использоваться в качестве плавучих гостиниц.

Суда этого типа поставлялись Северо-Западному, Волжскому, Московскому, Беломорско-Онежскому, Волго-Донскому, Камскому, Амурскому пароходствам России, Украинскому Днепровскому пароходству.

Теплоходы этого проекта: Александр Грибоедов | Александр Радищев | Виссарион Белинский | Владимир Маяковский | Константин Коротков | Константин Федин | Кронштадт | Петр Чайковский | Максим Рыльский | Михаил Ломоносов | Нижний Новгород | Николай Добролюбов | Николай Карамзин | Николай Чернышевский | Петергоф | Россия | Санкт-Петербург | Тихий Дон | Федор Достоевский | Принцесса Днепра

Теплоходы проекта 92-016

Место строительства: судоверфь "Словенские Лодейницы", г. Комарно, ЧССР.
Длина / ширина / осадка, м: 135,8 / 16,8 / 2,9.
Число палуб: 4 (5).
Пассажировместимость: 400 чел.
Водоизмещение: 4080 т.
Мощность: 3000 л.с.
Скорость: 26 км/ч.
Допускается возможность плавания в Ладожском и Онежском озерах при волнение до 2,5 х 25.

Теплоходы проекта 92-016 (типа ВАЛЕРИАН КУЙБЫШЕВ, словацкое обозначение - OL400, osobna lod 400, "пассажирское судно на 400 чел.") - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов, самые крупные суда такого класса. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные санузлами и кондиционерами, два ресторана, бар, два салона, кинозал с раздвижной крышей, сувенирный киоск. За последние годы внутреннее оборудование некоторых судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам. Всего за период 1976 - 1983 гг. теплоходов пр. 92-016 было построено 9 единиц. Все теплоходы пр. 92-016 принадлежат Волжскому пароходству и эксплуатируются. В межрейсовый и межнавигационный период теплоходы могут использоваться в качестве плавучих гостиниц.

Теплоходы этого проекта: Феликс Дзержинский | Федор Шаляпин | Александр Суворов | Валериан Куйбышев | Сергей Кучкин | Георгий Жуков | Михаил Калинин | Михаил Фрунзе | Семен Буденный

Теплоходы проекта Q040

Мощность теплохода: 1800 л.с.
Водоизмещение: 2099 т.
Постройка: Судоверфь "Корнойнбург" (Австрия).
Длина: 110,1 м.
Ширина: 14.5 м.
Осадка: 2.2 м.
Пассажировместимость: 218 ч.
Скорость: 22 км/ч.

Теплоходы этого проекта: Александр Пушкин | Василий Суриков | Илья Репин | Максим Горький

Теплоходы проекта Q056

Мощность теплохода: 2700 л.с.
Водоизмещение: 2915 т.
Класс регистра: "M".
Длина: 115,6 м.
Ширина: 16,5 м.
Осадка: 2,8 м.
Пассажировместимость: 250 ч.
Скорость: 25,5 км/ч.

Теплоходы проектов Q-040 и Q-040A (типов МАКСИМ ГОРЬКИЙ и ВАСИЛИЙ СУРИКОВ) - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные кондиционерами и санузлами (пр. Q-040) или только умывальниками (пр. Q-040A, за исключением кают "Люкс"), ресторан, бар, три салона, кинозал, сувенирный киоск. Модификации. Модифицированный проект Q-040A отличается от первоначального отсутствием санузлов (с туалетом и душем) в каютах и увеличенной пассажировместимостью. Теплоходы пр. Q-040 эксплуатируются на Волге, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути. В основном они работают на туристском маршруте Москва - Санкт-Петербург, а также на менее протяженных: Москва - Углич и других. Суда этого типа были поставлены Волжскому и Московскому пароходствам. Все суда пр. Q-040 в настоящее время находятся в эксплуатации.

Теплоходы этого проекта: Александр Пушкин | Василий Суриков | Илья Репин | Максим Горький

Трехпалубные:

Теплоходы проекта Q065

Мощность теплохода 1330 л.с.
Водоизмещение: 1342 т.
Постройка: судоверфь "Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg (OSWAG)", Австрия.
Длина: 90,2 м.
Ширина: 15,0 м.
Осадка: 1,6 м.
Пассажировместимость: 180 ч.
Скорость: 22,6 км/ч.

Теплоходы проекта Q-065 (типа СЕРГЕЙ ЕСЕНИН) - средние пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. Теплоходы имеют одно-, двух- и четырехместные каюты, оборудованные санузлами, кондиционерами и холодильниками, каюты "Люкс", ресторан, бар, два салона, кинозал, сауну, сувенирный киоск. В процессе эксплуатации внутреннее оборудование отдельных судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам.

Распространение. Теплоходы пр. Q-065 были поставлены Московскому и Ленскому пароходствам. Суда этого типа эксплуатируются на Волге, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, реках Москве и Лене. В настоящее время одно судно работает в основном на туристских маршрутах: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Астрахань и других маршрутах по Волге, два - на туристских маршрутах по Лене, остальные используются в качестве развлекательных центров в Москве.

Теплоходы этого проекта: Демьян Бедный | Михаил Светлов | Сергей Есенин

Теплоходы проекта 588

Место сторительства: верфь "Mathias Thesen Werft Wismar", г. Висмар, ГДР.
Длина / ширина / осадка, м: 95,8 / 14,3 / 2,4.
Число палуб: 3 (5).
Пассажировместимость: 130-230 чел.
Водоизмещение: 1548 т.
Мощность: 1200 л.с.
Скорость: 24 км/ч.
Допускается плавание в морских прибрежных районах: Финский залив Балтийского моря на линии Санкт-Петербург - Выборг; Енисейский залив Карского моря до о.Диксон при силе ветра до 6 баллов и высоте волны до 2,5 метров; Таганрогский залив Азовского моря до порта Таганрог.

Теплоходы проекта 588 (серия I, типа РОДИНА и серия II, типа КОСМОНАВТ ГАГАРИН, немецкое обозначение BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff Typ A, "речной пассажирский теплоход, тип A") - средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях и совершения речных круизов. Одна из самых успешных и массовых серий судов такого класса в СССР. Изначально теплоходы имели одно-, двух- и четырехместные каюты, в том числе, оборудованные умывальниками, каюты "Люкс", оборудованные санузлами, два ресторана, два салона. В процессе эксплуатации на большинстве теплоходов был оборудован кинозал, на некоторых модернизировано оборудование кают для повышения их комфортабельности. Были также оставлены четыре спасательные шлюпки вместо шести.

Распространение. Теплоходы пр. 588 эксплуатируются: на Волге, Каме, Дону, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, Енисее. Они работают на разнообразных туристских маршрутах в Волжском бассейне, маршрутах Москва - Санкт-Петербург, Красноярск - Дудинка, а также на скорых пассажирских линиях Москва - Астрахань, Москва - Ростов-на-Дону, Нижний Новгород - Астрахань. Суда этого типа поставлялись Волжскому, Камскому, Северо-Западному, Московскому, Енисейскому пароходствам. В настоящее время часть судов пр. 588 выведена из эксплуатации, некоторые списаны, некоторые проданы различным туристическим и прочим компаниям.

Теплоходы этого проекта: А.И.Герцен | Анатолий Папанов | Арабелла | А.С.Попов | Александр Невский | Александр Фадеев | Г.В.Плеханов | Дмитрий Пожарский | И.А. Крылов | И.С.Тургенев | Ильич | Илья Муромец | Инженер Пташников | К.А.Тимирязев | Кабаргин | Козьма Минин | Космонавт Гагарин | Михаил Кутузов | Н.В.Гоголь | Алексей Толстой | Очарованный странник | Павел Бажов | Петр Первый | Прикамье | Святая Русь | Рылеев | Ф.Жолио-Кюри | Ф.И.Панферов | Федор Гладков | Хирург Разумовский | Цезарь | Юрий Никулин | Валерий Чкалов

Теплоходы проекта 26-37

Мощность теплохода: 1575 л.с.
Водоизмещение: 1467 т.
Класс регистра: "О".
Постройка: судоверфь "Словенские Лодейницы", г. Комарно, ЧCCP.
Длина: 96 м.
Ширина: 14,9 м.
Осадка: 2,5 м.
Пассажировместимость: 130-250 ч.
Скорость: 26 км/ч.

Теплоходы проекта 26-37 (типа ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, словацкое обозначение MOL1575, motorova osobna lod 1575, "пассажирский теплоход мощностью 1575 л.с.") - средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях и совершения речных круизов.

Изначально теплоходы имели одно-, двух- и четырехместные каюты, в том числе, оборудованные умывальниками, каюты "Люкс", оборудованные санузлами, два ресторана, два салона. В процессе эксплуатации на всех теплоходах был оборудован кинозал.

Обращаем внимание, что в последние годы большинство теплоходов этой серии подверглись разного рода модернизациям и усовершенствованиям. Наличие на борту кают разных категорий, удобств, общественных помещений следует уточнять по каждому конкретному теплоходу.

Распространение. Теплоходы пр. 26-37 эксплуатируются на Волге. Однако, в последнее время некоторые из них начали совершать рейсы по Волго-Балтийскому водному пути до Санкт-Петербурга.

Теплоходы этого проекта: Афанасий Никитин | Валерий Чкалов | Иван Кулибин | Капитан Пушкарев | Профессор Лукачев | Волга Дрим | Николай Щорс | Октябрьская революция |

Двухпалубные:

Теплоходы проекта 305


Водоизмещение: 800 т.
Класс регистра: "О".
Постройка: завод "Обуда" г. Будапешт, Венгрия.
Длина: 77,9 м.
Ширина: 15,2 м.
Осадка: 1,36 м.
Пассажировместимость: 215 ч.
Скорость: 20 км/ч.

Теплоходы проекта 305 - средние пассажирские суда, предназначенные для работы на пассажирских и туристских линиях. Одна из самых успешных и массовых серий судов такого класса в СССР. Строительство теплоходов пр. 305 велось в Венгрии в 1959 - 1965 гг. Всего было построено свыше 50 единиц. Теплоходы имеют одноместные, двух и четырехместные каюты. Часть кают оборудованы умывальниками. Душевые кабины и туалеты - на палубах. На судах находятся два ресторана, два салона. 2 каюты "люкс" со всеми удобствами. На серии модернизированных судов все каюты оборудованы санузлом.

Распространение. Теплоходы пр. 305 эксплуатируются(лись): на Волге, Каме, Белой, Дону, Оке, Москве-реке, Северной Двине, Оби, Иртыше, Лене. Суда работают на маршрутах Москва - Ока - Нижний Новгород - Волга - Москва, Москва - Уфа, Москва - Пермь и прочих туристских маршрутах в Волжском бассейне, маршрутах Архангельск - Котлас, Новосибирск - Омск, Новосибирск - Барнаул, Благовещенск - Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре и многих других. Данные суда поставлялись Волжскому, Камскому, Бельскому, Московскому, Северному, Волго-Донскому, Западно-Сибирскому, Обь-Иртышскому, Ленскому, Амурскому пароходствам.

Теплоходы этого проекта: Поэт Тукай | Алдан | Александр Пирогов | Александр Свешников | Александр Шемагин | Башкортостан | | Салават Юлаев

Теплоходы проекта 646

Мощность теплохода: 800 л.с.
Водоизмещение: 774 т.
Класс регистра: "М".
Постройка: судоверфь "Warnowwerft Warnemuende", Германия.
Длина: 65,2 м.
Ширина: 12,0 м.
Осадка: 2,2 м.
Пассажировместимость: 201 (на коротких расстояниях - до 700) ч.
Скорость: 22 км/ч.

Теплоходы проекта 646 (типа БАЙКАЛ или ЛАДОГА, немецкое обозначение BiFa Typ B, Binnenfahrgastschiff Typ B, "речной пассажирский теплоход, тип B") - средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях с возможностью выходов в прибрежные морские участки. Теплоходы имеют одно-, двух-, четырех-, в том числе, оборудованные умывальниками, два ресторана, два салона. В процессе эксплуатации судов каюты большой вместимости были переоборудованы.

Судам присваивались названия в честь озер СССР и выдающихся русских литераторов. Распространение. Суда пр. 646 эксплуатируются(лись): на Онежском и Лажожском озерах с выходом в Финский залив Балтийского моря и в Белое море, Волге, Каме, Дону, Енисее с выходом в Енисейский залив до Диксона, Оби и Иртыше с выходом в Обскую губу, Лене, Днепре с выходом в Черное море до Одессы и устья Дуная. Они работают на туристском маршруте Москва - Санкт-Петербург, на туристских и пассажирских линиях по сибирским рекам: Омск - Салехард, Красноярск - Дудинка, Якутск - Тикси, а также используются в качестве гостиниц. Суда пр. 646 принадлежат(ли) Камскому, Волго-Донскому, Северо-Западному, Беломорско-Онежскому, Обь-Иртышскому, Енисейскому, Ленскому пароходствам, Украинскому Днепровскому пароходству.

Теплоходы этого проекта: Господин Великий Новгород | Мамин-Сибиряк | Белинский

Теплоходы проекта 785

Мощность теплохода: 1003 л.с.
Водоизмещение: 774 т.
Класс регистра: "О".
Постройка: судоверфь "Národný Podnik Škoda Komárno (Slovenské lodenice, a. s., Komárno)", ЧССР.
Длина: 78 м.
Ширина: 12,2 м.
Осадка: 1,9 м.
Пассажировместимость: 233 ч.
Скорость: 20,5 км/ч.

Дизель-электроходы проекта 785 (типа РОССИЯ, словацкое обозначение OL800, osobna lod 800, "пассажирское судно мощностью 800 л.с.") - средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях. Дизель-электроходы имеют одно-, двух-, четырехместные каюты, в том числе, оборудованные умывальниками, два ресторана, два салона. В процессе эксплуатации судов каюты большой вместимости были переоборудованы. Отдельные суда были сильно модернизированы для повышения их комфортабельности. На судах были также оставлены две спасательные шлюпки вместо четырех.

Судам присваивались названия в честь 16 республик СССР и выдающихся русских композиторов. Распространение. Суда пр. 785 эксплуатируются(лись): на Волге, Каме, Дону, Енисее, Оби, Иртыше, Днепре. Они работают на разнообразных туристских маршрутах в Волжском бассейне (из Перми, Самары, Казани), на туристских и пассажирских линиях по сибирским рекам: Омск - Салехард, Омск - Новосибирск, Красноярск - Дудинка. Некоторые суда используются в качестве гостиниц и баз отдыха. Изначально многие дизель-электроходы приходили на Волгу, а затем по мере поступления более современных судов передавались в другие пароходства. Суда пр. 785 принадлежат(ли) Волжскому, Камскому, Волго-Донскому, Обь-Иртышскому, Енисейскому пароходствам, Украинскому Днепровскому пароходству.

Теплоходы этого проекта: Виктория | Карелия |

Теплоходы проекта 26-37-315

Трехпалубные теплоходы проекта 26-37, прошедшие полную модернизацию в 2005-2006 гг. При модернизации на борту судов была проведена полная перепланировка кают и общественных помещений. Все каюты теплохода имеют увеличенную площадь и оснащены всеми удобствами (санузел со встроенными душевыми кабинами, кондиционер, телевизор со спутниковым приемом телеканалов, удобная мебель). Внутреннее убранство теплоходоввыполнено с применением современных материалов, при этом частично сохранены и отреставрированы исторические элементы декора теплохода.

Теплоходы этого проекта:

error: Content is protected !!