Возмещение за задержку рейса. Задержка рейса: что делать

Россия присоединилась к Монреальской конвенции об авиаперевозках. Теперь выплаты за задержку рейса вырастают почти до 400 тыс. руб. вместо 1950 руб. за час ожидания. Однако внутренних рейсов это не коснется

Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС

В понедельник, 21 августа, Россия присоединилась к Монреальской конвенции для унификации правил международных воздушных перевозок, соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Представитель Минтранса пояснил РБК, что конвенция распространяется только на международные рейсы, как регулярные, так и чартерные. На внутренние перевозки юрисдикция Монреальской конвенции не распространяется, поясняет Минтранс. В апреле замминистра транспорта Валерий Окулов в интервью телеканалу «Россия 24» заявлял , что «поскольку это международная конвенция, то, конечно, она ориентирована на международные перевозки». Однако тогда он отмечал, что Россия планирует распространить Монреальскую конвенцию и на внутренние рейсы.

По данным Росавиации, в первом полугодии 2017 года российские авиакомпании перевезли на международных рейсах 18,4 млн пассажиров, это составило 40% от общего объема перевозок компаний из России.

​Конвенция расширяет пределы и размер ответственности перевозчика за причиненный клиентам вред во время полета. Компенсации пассажирам или их родственникам привязываются к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ), которые рассчитываются ежедневно на основе нескольких мировых валют — японской иены, евро, доллара и фунта стерлингов). Курс СПЗ на 21 августа составлял 83 руб.

При перевозке багажа ответственность перевозчика в случае уничтожения, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 СПЗ, или около 83 тыс. руб. Сейчас размер компенсации определяется ст. 119 Воздушного кодекса РФ и не может превышать 600 руб. за 1 кг (для багажа) и 11 тыс. руб. для ручной клади в случае, если цена не может быть точно установлена.

За задержку рейса, согласно Монреальской конвенции, каждому пассажиру положена компенсация до 4150 СПЗ, или 344 тыс. руб. Сейчас ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 25% МРОТ (1975 руб.) за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета.

В случае гибели пассажира, как гласит конвенция, размер компенсации может составлять до 100 тыс. СПЗ, или около 8,3 млн руб. Сейчас эта норма регламентируется п. 12 ст. 117 Воздушного кодекса. Максимальная сумма — 2 млн руб.

Наконец, пассажиры получат возможность выбрать место предъявления иска к перевозчику. Если это можно было сделать только по месту регистрации авиакомпании, то после присоединения к конвенции подать иск можно будет и по месту жительства пассажира.

«Доля затрат по этой статье в общем бюджете авиакомпаний не столь значительна, больше всего перевозчики тратят на топливо и лизинг (около половины всех затрат)», — говорит старший партнер консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Шкребело. По его мнению, расходы на обслуживание возрастут, «но это не приведет к серьезным издержкам перевозчика» и не отразится на росте стоимости билета. «Принятие Монреальской конвенции в большей степени выгодно пассажирам, для авиакомпаний это больше повышение привлекательности перевозчика в глазах клиента», — заключает эксперт.

Однако «Аэрофлот», крупнейший авиаперевозчик России в международном сообщении, предупреждает, чтобы клиенты не рассчитывали на автоматические платежи за задержку рейса, как в Европе — ущерб придется доказать. Сейчас согласно регламенту ЕС 261/2004 за задержку перевозчик выплачивает пассажиру сумму от €250 до €600 в зависимости от дальности перелета. «Монреальская конвенция не обязывает авиакомпании добровольно выплачивать какую-либо сумму при каждой задержке рейса», — заявил представитель «Аэрофлота». «В России правила Евросоюза не применяются. После ратификации Монреальской конвенции пассажир для получения выплаты будет вынужден обратиться в суд, чтобы доказать размер понесенных убытков и взыскать их с перевозчика», — заявляет авиакомпания. За проблемы с багажом российские авиакомпании также не будут выплачивать компенсации автоматически, «все убытки должны быть подтверждены документально в суде», предупреждает «Аэрофлот».

По словам регионального директора по Восточной Европе компании AirHelp, которая занимается получением компенсаций за задержку авиарейсов, Евгения Лонского, сейчас только 1% от всех пассажиров обращаются за взысканием издержек за задержку рейсов, отмену или порчу багажа. Однако, по его словам, есть тенденция к увеличению этого показателя.

Монреальская конвенция 1999 года не обязывает авиакомпании добровольно выплачивать какую-либо сумму при каждой задержке рейса. Механизм автоматической компенсации действует в странах Европейского союза. Согласно регламенту ЕС 261/2004 за задержку перевозчик выплачивает пассажиру сумму от €250 до €600 в зависимости от дальности перелета.

В России правила Евросоюза не применяются. После ратификации Монреальской конвенции 1999 года пассажир для получения выплаты будет вынужден обратиться в суд, чтобы доказать размер понесенных убытков и взыскать их с перевозчика.

Как же приятно занять место в самолете, а мыслями перенестись к месту отдыха! Старшему ребенку уже обещано место у иллюминатора, младший выгуливается, чтобы крепко спалось в полете, но… Может случиться, что напротив вашего рейса на табло аэропорта будет гореть слово Delayed - «Задерживается».

Это не повод нервничать, спешно занимать места в зале ожидания и готовиться к ночлегу на жестких креслах. О том, чтобы пассажиры не страдали в ожидании вылета, обязана позаботиться авиакомпания. Как переждать задержку рейса, какой помощи ждать от перевозчика и чем занять ребенка во время ожидания, читайте в нашей статье.

Почему задерживают рейсы?

Задержка вылета может быть вызвана разными причинами, но их можно объединить в две группы.

Причины, вызванные действиями авиакомпании:

  • плохо проработанное расписание;
  • техническая неисправность или другая неготовность самолета к путешестви;
  • неготовность экипажа к полету;
  • нехватка мест на борту из-за овербукинга;
  • убыточность рейса для авиакомпании;
  • некоторые другие ситуации, не связанные с обстоятельствами непреодолимой силы.

Овербукинг - продажа большего количества билетов, чем количество мест в самолете. Авиакомпании практикуют овербукинг, чтобы избежать убытков из-за того, что некоторые пассажиры отказываются от полета незадолго до отправления.

Причины, на которые авиакомпания не может повлиять:

  • погодные условия, мешающие полету;
  • стихийные бедствия (землетрясения, пожары, наводнения и др.);
  • военные действия;
  • террористический акт;
  • санкционированное властями прекращение или ограничение полетов в определенные страны;
  • забастовка персонала;
  • техническая неисправность, угрожающая жизни пассажиров (задержка рейса по двум последним причинам может быть признана виной авиакомпании).

Зачем нужно такое разделение? Затем, чтобы была возможность комфортно переждать задержку рейса и получить компенсацию за неудобства.

Если авиакомпания задержала вылет по своей вине, она несет ответственность перед пассажирами. Это предусмотрено законодательством разных стран.

Пассажиру, впрочем, важнее другое: не томиться зря в аэропорту. Поэтому желательно до вылета уточнить, нет ли изменений в расписании. Проверьте информацию за несколько дней до отправления и в день вылета.


Есть несколько способов, как узнать о задержке рейса самолета:
  1. Посмотреть расписание на официальном сайте авиакомпании.
  2. Связаться с колл-центром перевозчика.
  3. Проверить расписание на одном из сайтов-агрегаторов.
  4. Свериться с онлайн-табло аэропорта.
  5. Есть авиакомпании, которые сообщают клиентам по электронной почте об изменениях в расписании.

Если есть информация о задержке вылета, обязательно уточните, изменились ли в связи с этим сроки регистрации. Чаще всего сроки не меняются, поэтому не опаздывайте в аэропорт - опоздавшим пассажирам откажут в помощи и компенсациях. Кстати, не стоит изучать прогноз погоды, чтобы спрогнозировать задержку вылета. Не всякий дождь, снег или ветер мешает полетам.

Задержка рейса: что положено пассажирам

Рейс задержали, и это время нужно как-то переждать. Кстати, о каком времени речь?

Авиакомпания должна сообщить пассажирам, когда ориентировочно вылетит самолет. Эта обязанность закреплена в нормативных документах, например, в Общих правилах воздушных перевозок РФ*, Правилах воздушных перевозок Украины** и в Регламенте ЕС***.

Те же документы определяют, что должна предоставить авиакомпания при задержке рейса. Как пример приведем российские норм

Время задержки

Услуги пассажирам

2 часа
  • два телефонных звонка либо два сообщения по электронной почте;
  • обеспечение прохладительными напитками.
4 часа
  • обеспечение горячим питанием (если вылет задерживается надолго, питание предоставляется через 4 часа задержки, а затем каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью).
6 часов
  • размещение в гостинице при задержке рейса в ночное время;
8 часов
  • размещение в гостинице при задержке рейса в дневное время;
  • доставка в гостиницу и обратно.
Независимо от времени
  • предоставление комнат матери и ребенка семьям с детьми до 7 лет;
  • прием багажа на хранение.

Заметим, что авиакомпания обязана позаботиться о пассажирах вне зависимости от того, какой рейс задержан - регулярный или чартерный. Обязанность помочь пассажирам не зависит и от того, по какой причине задержался вылет.

Все услуги предоставляются бесплатно. Вместе с тем в России можно получить «услуги повышенной комфортности» - это предусмотрено в Общих правилах воздушных перевозок*. Такие услуги авиакомпания оказывает за отдельную плату.

Подобные права пассажиров при задержке авиарейса оговорены в украинских Правилах воздушных перевозок**. При этом, если рейс украинской авиакомпании задерживается более чем на 5 часов, пассажирам предложат возместить стоимость билетов в течение 7 дней или полететь другим ближайшим рейсом в нужном направлении.

Но вот еще одна вероятная ситуация, если вы летите с пересадкой: из-за задержки первого рейса вы не успеваете на второй. Что делать, если рейс задержали и вы не успели на следующий рейс? Действия зависят от того, как спланирован маршрут.

Вариант 1. Оба рейса выполняет одна компания. Если вы опоздаете на второй рейс, перевозчик обязан доставить вас в аэропорт назначения ближайшим рейсом. На время ожидания вас должны обеспечить напитками, питанием, отелем и всем прочим.

Вариант 2 . Рейсы выполняют разные авиакомпании, но на весь маршрут оформлен один билет. В этом случае обязанность доставить вас в пункт назначения несет авиакомпания, из-за которой вы опоздали на пересадку. Ее представителя может не быть в аэропорту пересадки, а потому рекомендуем до поездки сохранить телефон авиаперевозчика, чтобы связаться с ним. Имеет смысл также обратиться в компанию, на рейс которой вы опоздали: она может быстрее помочь вам.

Вариант 3. Вы купили два отдельных билета на рейсы одной или разных авиакомпаний. Наименее выгодный вариант, поскольку ответственность за нестыковки в ваших личных планах никто не несет, и билет просто пропадет. Тем не менее перевозчик может пойти вам навстречу с учетом обстоятельств и предложить место на ближайший рейс без дополнительной оплаты.

Как получить компенсацию

За то, что вы не смогли вылететь вовремя по вине авиакомпании, вам полагается компенсация. Предлагаем узнать, как получить компенсацию за задержку авиарейса в разных странах.

Россия

Авиакомпания выплачивает пассажиру 3% от цены билета за каждый час ожидания, а также штраф в размере 25% МРОТ за каждый час ожидания (но не больше половины стоимости билетов). Где это закреплено: в п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя», в ст. 120 Воздушного кодекса РФ.

Пример: если вы купили билет за 10 тысяч рублей, то за 4-часовое ожидание вам положена выплата в размере 10000 × 3% × 4 = 1200 рублей. При размере МРОТ 7800 рублей штраф составил бы 7800 × 25% х 4 = 7800 рублей, но поскольку общая сумма штрафа должна быть не более половины стоимости билета, авиакомпания заплатит вам штраф 5000 рублей. Общая сумма компенсации составит 1200 + 5000 = 6200 рублей.

Страны Евросоюза

Размер компенсации за задержку авиарейса по вине авиакомпаний из стран ЕС зависит от времени задержки и расстояния перелета. Если задержка длится 5 и более часов, вы вправе потребовать полный возврат стоимости авиабилета. Где это закреплено: в регламенте ЕС***.

В некоторых случаях авиакомпании могут уменьшить размер компенсации на 50%. Это возможно в том случае, если вам предложат лететь другим рейсом, который нужно ждать не больше 2 часов (для полетов дальностью до 1500 км), 3 часов (для полетов дальностью до 3500 км) или 4 часов (для всех остальных полетов).

Украина

Украинское законодательство предусматривает компенсацию только за отмену рейса/отказ пассажиру в перевозке. Размер компенсации рассчитывается так же, как в странах ЕС. Где это закреплено: в п. 5 гл. 2 разд. XVI Правил воздушных перевозок**.

США

Авиакомпании Соединенных Штатов не обязаны выплачивать пассажирам компенсацию. В стране принято действовать по-другому: всеми способами содействовать тому, чтобы пассажир благополучно улетел. Вам предложат поменять билет на ближайший рейс или помогут купить билет на самолет другого перевозчика.

Единственное исключение из правил - отказ компании принять пассажира на борт из-за овербукинга. В этом случае закон обязывает авиакомпанию вернуть деньги за билет или выплатить компенсацию.


Порядок получения компенсации

Если авиакомпания задержала ваш рейс, направьте в ее адрес претензию со ссылкой на законодательство и требованием выплатить компенсацию. К претензии нужно приложить копию посадочного талона и документ, который подтверждает факт задержки рейса. Если компания не позаботилась о вас должным образом, и вы сами оплатили питание и отель, приложите также документы о расходах.

Претензию российскому и украинскому перевозчику можно предъявить в течение 6 месяцев со дня задержки рейса, европейскому перевозчику - в течение 2 лет, перевозчику из Великобритании - в течение 6 лет.

Сроки рассмотрения претензии разнятся, поэтому лучше не откладывать дело в долгий ящик. Претензию рекомендуем отправить заказным письмом или зарегистрировать прямо в офисе авиакомпании. Если компания откажется выплатить компенсацию, необходимо обратиться с иском в суд.

Услуги различных авиакомпаний

Общие правила заботы о пассажирах, застрявших в аэропорту, оговорены законодательством. Но некоторые авиакомпании вводят дополнительные услуги. Как обстоит дело у разных перевозчиков? Информация взята с официальных сайтов.

Аэрофлот . Компания придерживается общих норм: два звонка и напитки при задержке рейса на 2 часа; питание в случае задержки рейса на 4 часа; питание, отель, трансфер до отеля и обратно при задержке на 6 часов ночью или на 8 часов днем.

МАУ . Авиакомпания берет на себя обязанность предоставить информацию о задержке рейса не позже чем за 3 часа до начала регистрации. Другие услуги оказываются в зависимости от длительности ожидания и дальности полета. Вам предоставят питание и напитки, если придется 2 часа ждать рейса дальностью до 1500 км, или 3 часа - рейса дальностью до
3500 км, или 4 часа - для рейсов дальностью больше 2500 км. Если вылет откладывается на следующий день, авиакомпания обеспечит питание, проживание в отель и трансфер в отель и обратно.

Если рейс задерживается более чем на 5 часов, компания по требованию пассажира вернет деньги за билет или обеспечит перелет ближайшим подходящим бортом. Этого правила придерживаются также авиаперевозчики стран ЕС.

Lufthansa . Задержкой рейса в «Люфтганзе», как и в правилах других перевозчиков ЕС, считается задержка рейса дальностью до 1500 км на 2 часа, дальностью до 3500 км - на 3 часа, дальностью свыше 3500 км - на 4 часа. В обязанности компании включено обеспечение пассажиров закусками и напитками, обеспечение возможности сделать 2 звонка или отправить 2 электронных сообщения, а также предоставление гостиницы и трансфер в гостиницу и обратно.

KLM . В правилах перевозки этой авиакомпании не оговариваются специальные услуги, а значит, действует Регламент ЕС***. Вместе с тем «КЛМ» применяет свои ставки компенсации при задержке полетов на 3 часа и более. Если задерживается рейс дальностью до 1300 км, компенсация составляет 350 евро, дальностью до 3500 в пределах ЕС - 500 евро. Если рейс дальностью до 3500 между странами ЕС и не ЕС задерживается на 4 часа и более, компенсация составляет 800 евро. Есть и нюансы: компенсацию выплачивают в виде ваучеров, которые можно использовать для покупки билетов на рейсы KLM, Delta Air Lines, AIR FRANCE.

British Airways . Компания руководствуется общеевропейскими нормами, в частности, это касается обеспечения питания, а также размеров компенсации. Если вам пришлось самостоятельно платить за питание, отель и за переезд между отелем и аэропортом, компания возместит эти затраты (но будьте готовы обосновать их необходимость). Вместе с тем основная помощь, которую оказывают «Британские авиалинии», - это перебронирование билетов на ближайший рейс. Чтобы вовремя получить информацию о задержке рейсов и предложения по перебронированию, нужно оставить контактные данные на сайте перевозчика.

Turkish Airlines . В правилах перевозки «Турецких авиалиний» предусмотрен возврат стоимости билетов, если внутренний рейс задерживается на 1-2 часа, а международный рейс- на 5 часов и более. При задержке рейса более чем на 2 часа пассажирам предоставляются напитки и легкое питание, а при задержке более чем на 3 часа - гостиница и трансфер туда и обратно.

WizzAir. Правила компании в части помощи пассажирам, застрявшим в аэропорту, совпадают с правилами «МАУ». Претензия за задержку рейса должна быть рассмотрена в течение 3 месяцев - по окончании этого срока компания должна сообщить пассажиру о принятом решении.

Есть нюансы, если вы летите чартерным рейсом. Если вылеты задерживают из-за непогоды, чартеры всегда отправляются позже, чем регулярные рейсы. Кроме того, нестыковки в расписании чартеров учащаются в пик сезона (например, летом в направлении морских курортов). В этом случае остается уповать на репутацию перевозчика и туроператора. Так, в России публикуется список задержек чартерных рейсов, куда попадают ненадежные компании.


Памятка для пассажиров

Задержка рейса - не повод для паники: просто следуйте нашей инструкции .

  1. Прибудьте в аэропорт до того времени, как закончится регистрация на рейс (имеется в виду, если бы вылет не задержался). Если вы опоздаете, то в случае задержки рейса можете остаться без помощи и компенсации.
  2. Спокойно послушайте объявление о том, почему откладывается вылет. Причина задержки поможет проанализировать ситуацию и принять решение, как действовать дальше.
  3. Поставьте на билете отметку о задержке рейса, а позже - отметку о реальном времени вылета. Это можно сделать на стойке регистрации авиакомпании, рейсом которой вы должны были лететь. У небольших авиакомпаний может не быть отдельной стойки: в этом случае узнайте у работников аэропорта, кто займется вашей проблемой. Авиакомпания должна дать пассажирам четкие инструкции и оказать должную помощь - это прописано в нормативных документах, а еще от этого зависит репутация перевозчика.
  4. Действия авиакомпании зависят от причин отмены или задержки рейса. Если вылету помешала непогода или техническая неисправность, вас проинформируют о том, когда состоится рейс. В случае, если из-за непогоды закрыт аэропорт прилета, вам могут предложить рейс в другой аэропорт (а вы можете отказаться).
  5. Дополнительные услуги, которые вам должна оказать авиакомпания, зависят от времени ожидания. Если рейс из ЕС, России, Украины задержали на 4 часа, вы имеете право получить бесплатное питание. При задержке рейса на 6-8 часов вас бесплатно разместят в гостинице (при этом компания не вправе поселить вас с посторонними). Авиакомпании США по-разному помогают пассажирам, застрявшим в аэропорту.
  6. Иногда авиакомпании пренебрегают своими обязанностями. Нелишне напомнить им о том, что вам полагается по закону.
  7. Если вам пришлось самостоятельно организовывать питание и проживание из-за задержки рейса, сохраните все чеки. Они пригодятся, когда вы будете подавать претензию к авиакомпании.

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

Представитель сервиса AirHelp, который помогает получить компенсацию за потерянное время в аэропорту, рассказал The Village, как пассажирам бороться за свои права.

По статистике нашего сервиса, с 2013 года в России 316 112 пассажиров пострадали от задержанных или отмененных рейсов. Каждый из них может получить компенсацию до 600 евро. Но 1 % из них пользуются этой возможностью.
В большинстве случаев авиаперевозчики не сообщают пассажирам об их правах в случае проблем с перелетом.
А пассажиры не имеют опыта и времени для того, чтобы добиваться компенсации за неприятности в пути. Вот что важно знать в случае проблем с вылетом.

Что может предложить авиакомпания?

Пассажиры должны знать о причинах и сроках задержки рейса. Эту информацию можно попробовать получить на стойке авиакомпании или на сайте.

Если вы находитесь в аэропорту, а рейс отменили по вине авиакомпании, то варианты следующие:

Альтернативный перелет при ближайшей возможности;

Перебронирование на другую удобную дату;

Возмещение стоимости билета в течение недели.

За этими опциями необходимо обращаться на стойку авиакомпании. Если такую не найдете, звоните в офис перевозчика. При этом вы не должны ничего оплачивать. Все расходы ложатся на плечи перевозчика, чей билет вы купили.

Что обязаны предоставить
в аэропорту?

Согласно российскому законодательству, если ваш рейс задерживается на два часа, то вам должны предоставить напитки и холодные закуски, возможность совершить два телефонных звонка или отправить два имейла. Детям и их сопровождающим должна быть предоставлена комната матери и ребенка.

После четырех часов задержки рейса должно быть организовано горячее питание. В Европе в этом случае выдаются ваучеры на посещение точки общепита. В России чаще всего поступают так же: выдаются талоны на питание в один из ресторанов или кафе аэропорта.

После восьми часов ожидания днем или шести часов ожидания ночью должна быть предоставлена гостиница. Пассажиров бесплатно перевозят до места размещения и обратно в аэропорт. При этом перевозчик должен позаботиться о вашем багаже и организовать его хранение.

Где ночевать?

Закон не разрешает заселять посторонних пассажиров в один номер. Если условия размещения вам не подходят, снимайте гостиницу сами, сохраняя при этом чеки для компенсации.

Разумеется, не стоит расслабляться - на возврат денег за премиальный номер и ужин с дорогим вином и морепродуктами рассчитывать не стоит. Лучше всего выбрать ближайшую к аэропорту гостиницу и поесть в недорогом ресторане рядом. Такие траты суд сразу удовлетворяет.

На какую компенсацию рассчитывать?

Размер компенсации за задержку рейсов зависит от того, под какое законодательство попадает перелет. Так, рейсы «Аэрофлота» Москва - Берлин и Берлин - Москва будут рассматриваться с разных точек зрения.

Европа

Существенное возмещение до 600 евро положено, если рейс попал под регламент ЕС 261/2004. Этот документ распространяется на перелеты внутри Евросоюза, вылеты из аэропортов ЕС и из Исландии, Норвегии, Швейцарии, а также на рейсы европейских перевозчиков, прибывающих в аэропорты Евросоюза. Если европейская авиалиния летит из Америки или Азии в Европу, то это тоже оценивается по европейскому законодательству.

Компенсацию можно требовать за задержку рейса от трех часов, отказ в посадке на самолет, задержку или отмену вылета по техническим причинам, по вине авиакомпании. Срок давности заявки на возмещение колеблется от трех до шести лет в зависимости от законодательства стран, под которые попадает авиаперевозчик. Компенсации не предусмотрены в случаях терактов, забастовок и непогоды. Но бывают и исключения. Например, в 2016 году Air France приняла заявки на компенсации за забастовку своих сотрудников. Размер компенсации составил от 250 до 600 евро. Итоговая сумма всегда зависит от дальности полета, причины отмены рейса и продолжительности задержки.

Россия

Если у вас возникли проблемы с внутренним перелетом или российская авиакомпания с задержкой вылетела за рубеж, то размер компенсации будет незначительным. Пассажиру обязаны заплатить неустойку в 25 % от минимального размера оплаты труда за час задержки, но не более 50 % от перевозной платы. Сейчас это 25 рублей за каждый час ожидания.

За отмену и задержку рейса компенсация законом не предусмотрена. Американские перевозчики платят ее, только если отказали пассажиру в посадке из-за овербукинга.

В этом случае выплачивается двойная стоимость билета в одну сторону, если пассажиры в итоге прилетели на два часа позже оригинального рейса. Максимальная компенсация в этом случае составляет 650 долларов. Если же компании не удалось уложиться в этот двухчасовой промежуток, то компенсация может составить четырехкратную стоимость билета, до 1 300 долларов. По статистике AirHelp, 26 миллионов авиапассажиров в США могут рассчитывать на такую компенсацию, но получили ее всего лишь 2 % .

Азия

Если говорить об Азии, то компенсации минимальны, а зачастую их просто нет. Например, в случае задержки или отмены рейса по вине China Eastern Airlines эта авиакомпания всего лишь предоставит информацию о полете, обеспечит питанием и окажет необходимую помощь. Но если рейс задержан не по вине перевозчика, то покупать еду в аэропорту пассажирам придется на свои деньги.

Korean Air за 20-часовую задержку по вине авиакомпании извинялись перед пассажирами всем персоналом, включая регионального директора, выдавали льготные купоны на полеты в следующий раз, компенсировали расходы за гостиницу, но денежная компенсация не предполагалась.

Но в какой бы стране вы ни находились, обязательно сохраняйте ваш посадочный талон при задержке или отмене рейса!

Как получить эту компенсацию?

Чтобы получить компенсацию, необходимо подать в авиакомпанию либо письменное заявление с подписью, либо онлайн-заявку. У разных авиакомпаний разные требования. Обычно к ней нужно приложить копии посадочных талонов и паспорта.

Рассмотрение заявки длится в среднем более трех месяцев. Можно также попробовать добиться возмещения с помощью онлайн-сервисов. Например, на нашем сайте можно бесплатно проверить , попадает ли ваш рейс под компенсацию, загрузить нужные документы и отправить заявку.

Авиакомпания может принять претензию и заплатить сразу. Если этого не произошло, но вы намерены бороться до конца, придется обращаться в суд.

Многие из нас пользуются авиаперелетами. Кто-то путешествует, а кто-то по рабочим вопросам. И зачастую рейсы задерживают. Причинами задержки могут быть: плохие погодные условия, технические неполадки в самолете, большая загрузка воздушного пространства аэропорта, внутренние проблемы авиакомпании и многое другое. Но как поступить в случае задержки рейса?

Что обязана предоставить авиакомпания:

1. Вне зависимости на сколько рейс задержан всем пассажирам с маленькими детьми (до 7 лет) должна быть предоставлена комната матери и ребенка;

2. При задержке рейса на 2 часа и более, Вы имеете право на два телефонных звонка или сообщения по электронной почте. Кроме этого, авиакомпания должна обеспечить всех пассажиров прохладительными напитками;

3. При задержке рейса более 4-х часов перевозчик обязан обеспечить всех горячим питанием. Питание авиакомпания должна предоставлять каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь в ночное. Как правило, пассажирам выдают талоны на питание в один из ресторанов или кафе аэропорта;

4. В случае задержки самолета на 8 часов и более в дневное время (6 и более в ночное) авиакомпания должна разместить своих пассажиров в гостинице. Также, перевозчик обязан организовать трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно и хранение багажа в камере хранения.

Последовательность действий при задержке авиарейсов:

1. Найдите представителя авиакомпании. Он может быть на стойке, где проходила регистрация на рейс, а также в кассе авиакомпании в аэропорту. Если Вы уже прошли предполетный досмотр, то сотрудника можно найти у гейта, откуда по плану должен был вылетать самолет.

2. От представителя авиакомпании Вам нужно получить отметку о задержке рейса, а также талоны на питание (или напитки, или гостиницу) в зависимости от того, на какой срок задержали рейс.

В случае если не нашли представителя авиакомпании, Вы можете поставить отметку у сотрудника аэропорта, для этого обратитесь на стойку информации. Отметку ставят на маршрутную квитанцию. Сюда же ставят печати о выдаче напитков, питания и т.п.

Задержка рейса нередко сопряжена с дополнительными материальными затратами. На этот случай предусмотрена материальная компенсация. Ее Вам выплатят только в том случае, если задержка произошла по вине авиакомпании . Размер компенсации составляет 25% от минимальной заработной платы за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости билета .

Если самолет не вылетел вовремя из-за погодных условий, технической неисправности самолета или любых других обстоятельств, которые не зависят от авиакомпании , то материальная компенсация Вам не положена .

Что делать если Вы опоздали на стыковочный рейс?

Здесь необходимо посмотреть какой у Вас билет:

- 1 билет, 1 авиакомпания - при задержке первого рейса и опоздании на пересадку, Вы в любом случае улетите — вопрос лишь в том, насколько скоро. Авиакомпания сделает все возможное, чтобы отправить Вас следующим рейсом;

- 1 билет, 2 авиакомпании - билет на одном бланке, а авиакомпании разные, это означает, что между ними существует договор о сотрудничестве. В ситуации, когда авиакомпания «А» задерживает рейс и Вы опаздываете на самолет авиакомпании «Б», проблему должна решать авиакомпания «А»;

- 2 билета, 1 или 2 авиакомпании - покупка билетов на двух разных бланках - риск не улететь увеличивается, так как формально Вы не являетесь транзитным пассажиром. Это означает, что при опоздании на пересадку билет на второй рейс «сгорает», даже если вы летите рейсами одной авиакомпании. Если билет был куплен туда и обратно, также аннулируется и обратный билет, как в случае неявки на рейс — now show. Но если у Вас более дорогой тариф, то это позволит сохранить обратный билет и вернуть часть суммы за неиспользованный.

Что делать если отменили самолет за несколько дней?

В данной ситуации Вы имеете право на следующее: осуществить замену билетов (составление альтернативного маршрута перевозки); вернуть денежные средства (если авиакомпания взяла на себя ответственность).

Что делать если отменили самолет в день вылета?

Если же Вас готова перевезти другая авиакомпания, то возможны два варианта: бесплатное переоформление билета, если отмена произошла по вине перевозчика; переоформление билета с доплатой, если перевозчик не виноват.

Обязанности авиаперевозчиков регулируются Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также Воздушным Кодексом РФ.

Для получения материальной компенсации по прилету напишите заявление с приложением посадочного талона и документа, который подтверждает задержку рейса в адрес авиакомпании. В случае отказа от выплаты материальной компенсации, такой спор подлежит рассмотрению по существу с последующим вынесением обязательного для исполнения решения в рамках гражданского судопроизводства.

error: Content is protected !!