Здание двенадцати коллегий и его окружение. Здание двенадцати коллегий Здание 12 коллегий что там сейчас

Строительство началось в 1722 году, став первым этапом реализации плана по созданию административного квартала на Васильевском острове. В 1734 году Трезини умирает, и за постройкой начинает следить архитектор Михаил Земцов, в 1736 году его сменяет Джузеппе Трезини, зять Доменико. Полностью Двенадцать коллегий были достроены только в 1744 году, но первое коллегиальное заседание состоялось уже в 1732-м.

Памятник петровского барокко общей протяженностью 398, 99 м состоит из двенадцати одинаковых элементов с выступающими вперед ризалитами. У каждого элемента своя крыша, создается ощущение, что каждая коллегия занимает отдельное здание. Вероятно, Трезини, живший в Копенгагене, ориентировался на здание местной Биржи, построенное по такому же принципу в 1625 году. Среди характерных для петровского барокко черт можно выделить двухцветную окраску здания, рустовку нижнего этажа, пилястры и высокие крыши.

Административный квартал на Васильевском острове не сформировался, коллегии постепенно были перемещены в другие помещения. В начале XIX века в здании Двенадцати коллегий находился Государственный архив, который сильно пострадал от ноябрьского наводнения 1824 года. Почти 2 млн документов Приказа тайных дел были полностью уничтожены.

Главный педагогический институт

С 1804 года в нескольких корпусах здания располагался Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в Санкт-Петербургский университет. С 1830 года университету было передано все здание, переоборудовал постройку архитектор А.Ф. Щедрин.

С 1857 года Д.И. Менделеев преподавал в университете курс общей химии. За время работы в университете Менделеев открыл периодический закон химических элементов, сообщение о котором Дмитрий Иванович сделал 6 (18) марта 1869 года в одном из помещений первого этажа.

С 1911 года в служебной квартире Менделеева работает его мемориальный музей, а улица, на которую выходит основной фасад Двенадцати коллегий, названа в его честь.

Здание сегодня

В 1933–1937 годах университет носил имя наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова, с 1948 по 1992 год – имя первого секретаря обкома ВКП(б) А.А. Жданова. В наши дни здание Двенадцати коллегий не только памятник культуры федерального значения, но и главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета – одного из лучших вузов России.

Петербуржцы и гости нашего города часто обращают внимание на необычное расположение здания Двенадцати коллегий - торцом к Неве. Это породило легенду о хитроумном Меньшикове. Петр I якобы приказал первому губернатору Петербурга построить вдоль Невы здание коллегий, а оставшуюся территорию использовать по своему усмотрению. Алексашка, недолго думая, развернул здание коллегий фасадом к стрелке Васильевского острова, а на освободившемся участке набережной Невы построил себе дворец. Когда Петр увидел результаты деятельности своего фаворита, он взял Меншикова за шиворот и протащил вдоль всего здания Двенадцати коллегий. У каждой коллегии царь останавливался и бил Меньшикова своей знаменитой дубинкой; увы, это самое большое, что он мог сделать.

На самом деле, дворец Меньшикова был построен уже в 1710-м году, то есть задолго до того, как возникла сама идея постройки здания Двенадцати коллегий. Как раз в это время Петр I принял решение о переносе центра Петербурга на Васильевский остров, и заросший «диким и густым лесом» берег стал постепенно застраиваться административными зданиями. В 1715-м году туда была переведена губернская канцелярия, а в 1722-м году сотни рабочих приступили к постройке здания Двенадцати коллегий. Фасад нового здания был обращен к Стрелке Васильевского острова, где архитектором Жан-Батистом Леблоном была задумана центральная площадь Петербурга.

Почва под будущем главным административным зданием Российской Империи оказалась до крайности заболоченной. Рабочие засыпали топь землей и камнями, 250 человек, приставленные к 10 копрам, каждый день вбивали в землю десятки свай. Общий проект здания был выполнен архитектором Доменико Трезини, но каждая коллегия самостоятельно возводила свой участок здания. Из-за этого строительство превратилось в традиционный для Петербурга долгострой. К замедлению темпов работ приложил руку и сам Петр, которому вдруг разонравился проект Трезини. Продолжение стройки было поручено Т. Швертфегеру, затем бы объявлен архитектурный конкурс на достройку здания, но в итоге контроль над работами вернулся к Доминико Трезини. А закончил строительство в 1734-м году его сын, Джузеппе.

Здание Двенадцати коллегий в первой половине XVIII века

Отметим, что отдельные помещения были закончены до срока. Так, Адмиралтейская коллегия въехала в новое здание уже в 1724 году. Помимо институтов власти, в здание Двенадцати коллегий на первом этаже пристроились лавки и торговые ряды. Забавный симбиоз власти и бизнеса!

Здание Двенадцати коллегий было самым длинным административным зданием России. Его длина составляла 392,6 м, ширина — 17,1 м, а высота — около 15 м. Число коллегий постоянно менялось. Изначально здание делилось следующим образом: 1 - «Аудиенц-камора» (зал приемов); 2 -Сенат; 3 - Коллегия иностранных дел; 4- Военная коллегия; 5- Адмиралтейская коллегия; 6- Юстиц-коллегия, 7 - Камер и Штатс-контора; 8 - Коммерц-коллегия; 9 - Берг- коллегия; 10 Мануфактур-коллегия; 11 - главный Магистрат; 12 - Синод. Таким образом, коллегий было девять. Потом их стало 12, затем 11 и т.д. Вытянутая структура Двенадцати коллегий напоминала «мазанковые канцелярии» на Троицкой площади, а те в свою очередь копировали устройство здания приказов в Кремле: длинную линию примыкавших друг к другу палат. В завершении добавим, что в XVIII веке фасад каждой «секции» Двенадцати коллегий был декорирован в своем стиле.

Облик Двенадцати коллегий в первой половине XVIII века дополнял канал, прорытый перед фасадом здания. Его вид можно представить по рисунку М.И.Махаева, выполненному в 1732 году. Канал был глубок и широк, в 1728 году в его водах погиб завкафедрой химии Петербургской академии наук М.Бюргер. Несчастный, будучи навеселе, упал из кареты в воду и утонул. Трагичная и типичная петербургская история того время.

Освоившие Двенадцать коллегий бюрократы занимали здание до 1804 года. К тому времени у правительства возникли известные сложности из-за того, что верховная власть в лице императора находилась на южном берегу Невы, а исполнители монаршей воли обитали на Васильевском острове. Ситуация обострялась в дни ледохода и наводнений, когда прерывалась связь между островом и остальным Петербургом. В итоге чиновники стали покидать свою историческую резиденцию, и в 1804 году часть здания Двенадцати коллегий было передано Педагогическому институту. На его основе в 1819 году был учрежден Петербургский Университет. До 1859 года в здание функционировали два учебных заведения, пока в 1859 году Педагогический институт не был упразднен, и все здание перешло к университету.

Превращение здания Двенадцати коллегий в учебное заведение повлекло за собой его перестройку. На строительные работы было выделено 600 тыс. рублей. В центральной части здания были сооружены церковь Петра и Павла, двусветный зал торжественных собраний (ныне Актовый зал), парадный вход и лестница. Вдоль фасада Двенадцати коллегий садовник Бук разбил сад, существующий и поныне.

Галерея здания Двенадцати коллегий

Шедевром, увенчавшим работы по реконструкции здания, стала 400-метровая галерея, известная как «Булонский лес» и «Второй Невский проспект». До этого секции здания были разделены глухими капитальными стенами. Журнал «Современник писал о ней: «Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук». Торжественное открытие перестроенного здания состоялось 25 марта 1838 года.
Тем, кто хочет получить впечатления от первоначального внутреннего убранства здания Двенадцати коллегий, стоит посетить дошедший до наших дней Сенатский (Петровский зал) Университета, сохранивший пышный барочный декор XVIII века и дух ушедшей от нас эпохи первых дней Петербурга.

По проекту здание двенадцати коллегий должно было выходить фасадом на Неву, но Петр I за строительством государственного учреждения не следил. Видать дела царские поважнее были, да и не гоже молодому государю все время на стройке сидеть, для этого он прорабом назначил друга верного - Меншикова. "Закончишь с коллегиями государственными, можешь дворец свой строить", - сказал царь и уехал. Посмотрел внимательно граф на строительный план острова, почесал репу и обомлел: "Эдак места под дворец совсем не остается".

Скайпа, вайбера, фейстайма и других средств видеосвязи в те годы не было, поэтому спрашивал о стройке Петр сугубо письмами, да через лиц доверенных, Меншиков же только и отвечал что все хорошо, к вашему приезду все будет построено, но "нам нужно больше золота, милорд ". А сам в это время четырехсот метровое здание развернул и построил его перпендикулярно Неве, тем самым освободив место для своих, графских покоев, которые по пышности превосходили царские. Балы устраивал, шампанское пил, да за стройкой в халате с балкона поглядывал.

2.


фото с сайта https://wikimedia.org

Когда Петр заявился в Петербург, то окаменел от наглости и проступка его друга. Ну а что теперь поделаешь? Здания то уже не снесешь, денег государственных вбухано много, казна исчерпана, а еще и Меншиков рядом бегает и вопрошает: "Насяльника, мая не панимать, по плану все нормально строить, просто не под тем углом глядеть, да неправильно карта изучать". Говорят царь даже сначала казнить хотел друга, но потом сердце подобрело. В итоге Александр Данилович отделался побоями палкой и огромным штрафом в государственную казну.

3.

Хотя развеивает эту легенду хронология событий. Меншиков строительство своего дворца закончил в 1720 году, а строительство Двенадцати коллегий начато в 1722 году, так что такой презабавнейшей истории произойти никак не могло, но туристам ее почему-то все равно рассказывают. Согласно исследованиям построили его перпендикулярно Неве только потому, что главная площадь города должна была располагаться как раз на "стрелке" Васильевского острова.

4.

Двенадцать коллегий

Молодой столице срочно требовались государственные учреждения, не положено было чинам высоким сидеть поодаль от царя. Поэтому нужно было строить в Петербурге для них новые здания. Вот правда денег в бюджете было немного, а домов нужно было двенадцать, чтоб каждому министерству хватило. Долго думы думали, где разместить всех и пришло архитектурное решение, устройство которого подсказал сам город. Петр I, насмотревшись на то, как оно там в Европах организовано, Петербург строил "сплошным фасадом" на их манер, так что возведение здания для министерств по тому же принципу не вызывало вопросов и идеально вписывалось в концепцию развития новой столицы.

5.

Студентам отдайте, они потерпят

Спустя почти сто лет после постройки, его полностью передали под управление Педагогического института, а позже уже и Санкт-Петербургского Университета, министерства съехали, а все коллегии перестроили под учебные классы. Почему так сложилось? Ответит на этот вопрос само расположение здания в городе.

6.

Высшие чины сбежали отсюда как крысы с корабля по очень простой, но крайне важной причине. В те годы в Петербурге не было постоянной переправы в виде мостов, а Васильевский остров был подвержен частым наводнениям. Таким образом, чиновничьи лица были отрезаны от остального города. На работу как по Венеции добирались на лодках. А тут казусы нашей погоды, то снег с дождем, то ветер 40 м/с, то волна, много не накатаешься и никакой романтики. Естественно им это все категорически не нравилось, много жаловались и в итоге все переехали на другой берег Невы. Не оставлять же освободившееся здание пустым, вот и передали его студентам. Они народ простой, могут и потерпеть, им не до романтики.

7.

Плакса Миртл

У любого уважающего себя учебного заведения должен быть свой призрак, дабы первокурсников и абитуриентов пугать. В Хогвартсе это вечно ревущая в туалете Плакса Миртл, а в СПбГУ появляющийся из книжных полок в библиотеке студент. Местные говорят, что появляется он ровно в полночь перед зимней сессией, ходит вдоль рядов с книгами в библиотеке, что-то ищет. Есть версия, что это горе-студент, который не смог ответить на каверзный вопрос экзаменатора и с тех пор ищет на него ответ.

8.

Осенний Марафон

Ну и в заключении стоит сказать, что здание университета сыграло свою роль в замечательном фильме Георгия Данелия - "Осенний Марафон". В нем главный герой был преподавателем Ленинградского университета, поэтому Двенадцать коллегий появляются в кадре довольно часто, при этом не только экстерьерами, но и интерьерами. Поэтому можно разглядеть и самый длинный университетский коридор в мире, который с тех лет почти не изменился.

9.

Здание Двенадцати Коллегий невольно привлекает взгляд тех, кто прогуливается по Университетской набережной, своим ярким терракотовым цветом и необычным расположением относительно Невы. В отличие от других построек, оно стоит не параллельно набережной, а перпендикулярно, и уходит вглубь Васильевского острова на расстояние почти в полкилометра. Интересно здание Двенадцати коллегий и своими интерьерами, историей, а также необычным окружением - в университетских двориках вы найдете удивительные скульптуры и памятники.

Предлагаем ознакомиться с интересным маршрутом вокруг Двенадцати Коллегий и заглянуть в университетские дворики.


Историческая справка

Двенадцать Коллегий начали строить в 1722 году. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и Коллегии - объединения, представляющие собой переходную форму от московских приказов к министерствам. Строительство продолжалось десять лет - первое заседание коллегий состоялось здесь в 1732 году. Сначала архитекторами были назначены Доменико Трезини и Теодор Швертфегер, но завершали проект уже Джузеппе Трезини и Михаил Земцов.

Здание принадлежит к стилю «петровское барокко». Оно состоит из двенадцати идентичных трехэтажных секций и считается крупнейшим памятником, построенном в этом стиле.

В 1835 году здание было переоборудовано под нужды Санкт-Петербургского университета, так как именно в его ведение оно было передано.

Сегодня в Двенадцати коллегиях расположена научная библиотека, некоторые факультеты СПбГУ, а также административные службы.


Источник фото - www.tourprom.ru

Что посмотреть

В первую очередь, конечно, Петровский зал. Именно здесь сохранилась оригинальная внутренняя отделка 18 века. Обратите внимание на плафон и живописные вставки в верхней части стен, а также на скульптуры и два угловых камина.


Источник фото - www.wikiwand.com

Обязательно стоит ознакомиться с 400-метровой галереей, которая соединяет все секции здания. Раньше они были разделены глухими стенами - галерея появилась после того, как было принято решение о размещении здесь университета. Вот как описывал ее журнал «Современник»: «Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук». И действительно, невозможно не проникнуться духом познания и стремлением к свершения открытий, прогуливаясь вдоль бесконечной вереницы окон, через которые льется свет, отчего и кажется, что шаги идущего устремлены в вечность…


Источник фото - spbu.ru

Также в здании Двенадцати коллегий расположился Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета. Общая площадь музея составляет 780 кв. м, а непосредственно сама экспозиция занимает 4 зала площадью 410 кв. м. C 1997 г. музей представляет собой самостоятельную структурную единицу со своим штатом сотрудников. Уникальная коллекция музея может рассказать о всех этапах развития главного университета Петербурга. Здесь проводят и экскурсии, но строго по предварительной записи и только в будние дни.

Не пройдите мимо памятника, посвященного образу студента СПбГУ, который установлен перед главным входом в здание. Идея создания «Крылатого гения» принадлежит Культурному фонду «Знаменитые универсанты СПбГУ». Летящий Гений держит в руках факел и опирается на классическую колонну, которая символизирует твердыню знаний, являющихся фундаментом и основой любых достижений.


Автор фото - Елена Павлова, источник - fotokto.ru

Знаменитые университетские дворики

Они действительно стоят того, чтобы их посетить! Уверяем вас, что образцы современной скульптуры, которые тут представлены, заслуживают пристального внимания даже самых искушенных любителей искусства.

Конечно же, самый известный из университетских двориков - это двор Филологического факультета. Но всему свое время. Давайте сначала посмотрим на неприметный двор, что ему предшествует. Здесь расположился удивительный Лабиринт, созданный по классической схеме, известной уже более 40 веков. Камни привезены из различных крупных университетов мира, что символизирует единение и партнерство в научной среде. Авторами композиции выступили Сергей де Рокамболь и Анна Николаева. Открыли Лабиринт в год 300-летия Петербурга, именно поэтому он состоит из 300 гранитных камней.


Источник фото - turbina.ru

Рядом с Лабиринтом расположилось еще несколько интересных объектов - Вавилонская башня техногенной эпохи, нос майора Ковалева, подпоручик Киже, Единорог и даже памятник императору Александру II. Необычное соседство, не правда ли?


Авто фото - Елена Плющ, источник - lookmytrips.com


Источник фото - saintpetersburg.zagranitsa.com

Осмотрев все эти скульптурные композиции, мы окажемся в том самом дворике филфака, который знаменит далеко за пределами Петербурга. Что же в нем особенного? На первый взгляд, это просто уютный двор для студентов, где под сенью деревьев можно отдохнуть в перерывах между парами. Но по всему его периметру установлены уникальные образцы современной скульптуры. Некоторые из них еще и спрятаны от глаз неосведомленного человека так, что без совета знатока их и найти очень сложно. Интересно то, что они не объединены одной темой. Здесь представлены одновременно и пронзительный памятник Бродскому, и забавная бегемотиха Тоня, которая по легенде помогает девушкам удачно выйти замуж. Можно сказать, что это арт-пространство, гармонично соединяющее в себе совершенно разные культурные слои, которые апеллируют к тому же к диаметрально противоположным чувствам человека.


История создания этого пространства началась со скульптуры Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце», которая была установлена 21 октября 2002 года. Арлекин с увлечением читает старинную книгу, где мы видим текст из книги Антуана де Сент-Экзюпери. Сидит он на пьедестале из толстых философских книг. Справедливо удивление зрителей - но где же Маленький принц? Его придется поискать. Но вы обязательно найдете этого вечно юного героя, если присмотритесь к деталям.


Источник фото - mir.afisha.ru/cities/sankt-peterburg/backyards

Вот примеры некоторых скульптур, расположенных во дворе филологического университета: памятник А. Блоку (скульптор Е. Ротанов, 2002), памятник Т. Г. Масарику (скульптор Й. Вайце, 2003), памятник А. Ахматовой (скульптор В. Трояновский, 2004), Антиоху Кантемиру (скульптор И. Здерчук, 2004), скульптурные композиции «Чаша Страдания» (скульптор А.А. Аветисян, 2004) и «Скошенные» (скульптор Г. Постников, 2004).

Широко известен памятник Иосифу Бродскому, обыгрывающий строки из стихотворения «Ни страны, ни погоста...»:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
Между выцветших линий
на асфальт упаду.

Но все мы знаем, что умер Бродский вдали от родины. Создатель памятника - Константин Симун. Среди его работ - знаменитое «Разорванное кольцо». Памятник представляет собой чемодан, на котором стоит каменная плита с головой Иосифа Бродского. И это, конечно, не случайно. Чемодан здесь выступает в качестве символического изображения судьбы поэта, который провел многие годы в вынужденном изгнании. Это первый памятник в Санкт-Петербурге, посвященный Бродскому.


Источник фото - www.citywalls.ru

Другие скульптуры дворика филологического факультета не менее интересны, и стоит отметить, что каждая обладает своей историей и глубоким философским смыслом.


Источник фото - www.citywalls.ru

Однако есть одна трудность, с которой столкнется любой человек, который захочет полюбоваться этим великолепием современного искусства. Попасть сюда самостоятельно практически невозможно. Так как дворик находится в ведении университета, то и пускают на его территорию исключительно преподавателей и студентов. Остальным пройти внутрь будет достаточно проблематично. Впрочем, отчаиваться не стоит. Посетить дворик филфака можно в составе экскурсии , где вы не только увидите своими глазами все эти объекты, но и услышите истории и легенды, с ними связанные.

Надеемся, что статья подарила вам что-то новое и была полезной. Петербург - это город, который далеко не сразу открывает свои тайные адреса. Чтобы узнать его полностью, потребуются годы. Но это ни в коем случае не должно останавливать. Открывайте для себя знакомый и неизвестный Петербург каждый день, а мы будем стараться давать вам новые поводы для изучений, открытий и, конечно же, прогулок.

Последнее изменение Среда, 07 марта 2018 11:41

» Здание Двенадцати коллегий

Одна из самых ранних построек на Васильевском острове - здание Двенадцати коллегий, возведенное в 1722-1742 годах. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий - высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году. В начале 19 века коллегии были заменены министерствами. Проект здания был разработан Доменико Трезини; строительство велось под руководством Трезини и Т. Швертфегера, а завершили работы М. Г. Земцов и Джузеппе Трезини.

Здание представляет собой двенадцатьодинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой. В 18 веке каждый корпус имел свой отдельный вход. Архитектура здания глубоко символична: она отражает самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчеркивает их взаимосвязь при решении государственных задач.

Первоначально здание выполняло две функции - административную и торговую. Помимо того, что в нем размещались высшие органы государственного управления, на первом этаже со стороны центральной площади, под аркадой "гостиного двора", располагались торговые ряды и лавки.

В то время еще не было построено постоянных мостов через Неву, что создавало определенные трудности для правительственных учреждений, располагавшихся на Васильевском острове. Частенько из-за капризов переменчивой северной погоды и своенравной Невы они оказывались отрезанными от основных районов города. Это была одна из причин, по которым часть высших государственных учреждений была в последствии перевезена на левый берег Невы.

В 1804 году часть помещений здания Двенадцати коллегий было передано Педагогическому институту, на основе которого в 1819 году был учрежден Университет. До 1859 года в здании располагалось два высших учебных заведения, которые, по сути, являлись одним. К тому же в 1859 году Педагогический институт был упразднен.

В середине 1830 годов история здания сливается с историей университета, центральная приемная комиссия, геологический и природо-почвенный факультеты которого и по сей день располагаются в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове.

Как добраться

Выйти на станции метро "Невский проспект", перейти по подземному переходу на противоположную сторону и сесть на автобус 7 или троллейбусы 1, 10, 7 и доехать до остановки "Стрелка Васильевского острова".

Историческая справка

1722-1742 гг. - строительство здания Двенадцати коллегий по проекту архитектора Трезини.
1732 г. - первое заседание коллегий.
1804 г. - здание частично передается Главному Педагогическому институту.
1819 г. - создание Санкт-петербургского Государственного университета.
8 февраля 1819 г. - торжественное открытие занятий в здании Двенадцати коллегий.
1835 г. - здание Двенадцати коллегий полностью передано Санкт-Петербургскому Государственному университету.
1834-1838 гг. - здание частично перестроено (арх. А. Ф. Щедрин).

Легенды и мифы

Ближайший друг и соратник Петра I, А. Д. Меншиков славился своей изобретательностью и изворотливостью. Операции, которые он проворачивал с государственными деньгами, часть которых неизменно оседала в его карманах, обрастали легендами. Часто молва приписывала ему и "подвиги", который он не совершал. Например, рассказывали такую историю, что Петр I, уезжая, велел Меншикову заняться строительством здания Двенадцати коллегий на Васильевском острове. Причем на оставшейся после застройки территории Меншикову разрешалось построить свой дворец. Меншиков подумал-подумал и приказал строителям возводить здание Двенадцати коллегий не вдоль Невы, а перпендикулярно ей. Таким образом, светлейший князь выкроил довольно большую территорию для своего дворца. Когда Петр вернулся и увидел, что придумал его сподвижник, избил того своей знаменитой дубинкой до полусмерти, но менять ничего не стал, и здание и так осталось стоять узким торцом к Неве.

Эта легенда не имеет под собой никаких оснований. Во-первых, по хронологическим причинам, а во-вторых, потому, что здание Двенадцати коллегий было специально обращено своим главным фасадом к центральной площади Васильевского острова, который должен был стать по замыслу Петра I центром молодой столицы. Впоследствии эта территория была застроена.

error: Content is protected !!