Украинская Венеция – Вилково: отзывы и советы. Вилково: «Украинская Венеция Никоновская церковная реформа. Ее последствия

Кажется, такого странного города я не видел ни до, ни (пока ещё) после. Маленький (9 тыс. жителей) и затерянный в плавнях Дунайской дельты всего в 15 километрах от Чёрного моря, Вилково по сути так и не сделалось городом, оставшись настоящей старообрядческой слободой. Один из крупнейших анклавов цивилизации староверов, разбросанной от Восточной Европы до Забайкалья, чудом уцелевший уголок Задунайской Сечи и просто город в дельте Дуная, за обилие каналов и лодок прозванный в путеводителях "Украинской Венецией". И вместе с тем - пожалуй, самый труднодоступный город Украины.

Первое, что надо понимать - Вилково далеко. Выехав из Одессы в 9 утра, сюда мы добрались к 15 часам - впрочем, во многом из-за своих ошибок. Но и автобус до Вилкова идёт около 5 часов, при том, что на осмотр самого города 3 часов хватит с запасом. На въезде - КПП с пограничниками и экологической полицией, так как тут граница и заповедник, но нас не досматривали. В последние годы Вилково стало довольно популярным туристическим направлением, и слишком многое здесь заточено под туризм, чтобы чинить препятствия гостям.
Автовокзал - вон та будка у подножья церкви:

Церквей в городе три, причём две из них, включая эту - Никольские, и две из них, не включая эту - старообрядческие. Никольская "украинская" (а не-староверы тут в основном украинцы) церковь построена в 1867 году (то есть когда Вилково принадлежало Румынии), самая дальняя от центра, и от староверческих церквей невыгодно отличается обилием попрошаек. Конечно, дело ещё в автовокзале и рынке - и всё же когда на тебя сразу с дороги накидываются человека три и начинают, едва не хватая за руки, клянчить денег - это по меньшей мере неприятно.

Никольская церковь стоит в условном Новом городе. На полпути от Никольской церкви к Рождественской в Старом городе - небольшой советский ДК:

За которым - памятник Рыбаку:

Когда возникла староверческая слобода в дельте Дуная, теперь уже одному Богу известно. Первые староверы бежали сюда, скорее всего, ещё в 17 веке, непосредственно после Раскола. В этих краях староверов по сей день называют "липоване" - то ли это искаженное слово "филипповцы" (одна из беспоповских конфессий), то ли отсылка к этим самым плавням с их липовыми лесами. Как бы то ни было, уже к началу 18 века по всей Молдавии существовали липованские селения. В 1709 году, после поражения Булавинского восстания, к липованам добавились некрасовцы - казаки-староверы, восставшие, а затем ушедшие под руководством Игната Некрасова. Дельта Дуная видимо была просто самым глухим местом к западу от России. В 1762 году Вилково стало городом, столицей плавней.

В 1775 году в Дельту пришла очередная волна не пожелавших жить "под Россией" - запорожцы из разгромленной Сечи. Здесь они основали Задунайскую Сечь, существовавшую до 1828 года, чему были опять же очень не рады некрасовцы - мало того, что запорожцы не были староверами, мало того, что донцы запорожцев всегда на дух не переносили, так ещё и рыбных угодий на всех не хватало. В 1794-1806 годах в плавнях развернулась настоящая война между некрасовцами и задунайцами, кончившаяся тем, что последним пришлось уйти выше по течению, а многие бежали назад в Россию. Впрочем, к тому времени от некрасовской общины осталось немного: ещё в 1791 году большая часть некрасовцев ушла на юг, постепенно обосновавшись в глубине Турции, откуда лишь в 1966 году, на одном теплоходе, казаки вернулись в Советский Союз.

Впрочем, под Россией судьба вилковских липован оказалась не столь сложной, как у многочисленных их собратьев. Дальняя периферия, пограничье, которое в любой момент могло достаться другим странам - в общем, имперские власти предпочитали не обострять отношения с липованами. И даже Рождественская церковь была построена в 1850 году, то есть при Николае I, когда по всей империи гонения староверов усилились.

Рождественская церковь открывает Старый город, его "сухую" часть - бесконечные хаты с черепичными крышами вдоль извилистых улиц. Это было очень сильное впечатление - пустынный, нерусского вида город, спешащие в церковь женщины в платках, и разносящиеся над черепичными крышами удары колокола:

Типичный пейзаж в "сухой" части Старого Вилкова. И чужой пейзаж сочетается с куда более русским духом, чем в иных российских городах - старая вера, Русь исконная... Если бы не черепица и белая глина, местами Вилково бы очень напоминало Русский Север.

Постепенно мы вышли к главной "улице" Вилкова - Белгородскму ерику:

Ериками здесь называют каналы, образующие сеть между двумя рукавами Дуная. Как я понял, Белгородский ерик - естественный, а боковые в основном прорыты вручную. Мост через главный ерик - центр городской жизни, а для туристов примечателен тем, что здесь можно договориться о лодочной экскурсии - на одном берегу официально (турфирма "Пеликан"), а на другом - непосредственно с жителями:

В среднем часовое плавание на моторной лодке по Старому городу и плавням стоит около 200 гривен - и как мне кажется, без него впечатление о Вилкове не будет полным. Но пока пойдём дальше по суше и ещё полюбуемся ериком. Как видите, лодок на нём действительно очень много, да и движение активное. Большинство лодок - так называемые "чайки", основное плавсредство украинских казаков - лёгкие, вместительные и маневренные:

А вот так выглядит пейзажи той самой "Украинской Венеции", внутренней части Старого города на ериках:

Обычный ерик выглядит так - узкий и идеально прямой канал, где едва разойдутся две лодки. Надо заметить, что мы приехали, когда половодье уже закончилось - а в половодье вода поднимается до тротуаров:

Тротуары здесь называют просто - "кладки". Шириной они обычно в 2-3 доски, и совсем не случайно местные шутят - "пьяный вилковчанин шатается не вправо-влево, а вперёд-назад":

Кто-то ставит лодки на обочине ериков:

Но часто короткие канавы под кладками ведут прямо во дворы:

Впрочем, в последние десятилетия "венеция" сильно сдала - магазины стали более надёжным источником пропитания, чем река, а в большой город проще доехать автобусом. За многими ериками перестали следить, и они довольно быстро заросли илом, превратившись в обычные грязные канавы. К тому же, ерики копали не просто так - они образовывали настоящую гидротехническую систему, и потому засорение даже одного ерика сказывается на всех остальных. Говорят, Вилково стремительно мелеет и заиливается.

За Белгородским ериком стоит ещё одна Никольская церковь - старообрядческая, и (хотя даты постройки я не нашёл) вероятно сооруженная в первую румынскую эпоху (1856-78), как и "тёзка" в Новом городе. Липоване в Вилкове составляют около 70% населения, но из-за обилия туристов здешние старообрядческие церкви - пожалуй, самые открытые в мире. Никто не препятствует фотосъёмке (хотя прямо в храме не пробовал), можно спокойно заходить на службу... служба в староверческой церкви оставляет неизгладимое впечатление - обилие древних икон (а икон у староверов всегда было больше, чем могли вместить немногочисленные храмы), иная манера пения и стойкое чувство, будто бы на дворе 16 век. Но главное - не так много мест, где это может увидеть любой желающий, а не только те, кто показались староверам благонадёжными.

Неподалёку от церкви мы увидели Дунай. Я увидел его здесь впервые:

Дунай оказался огромной рекой. По расходу воды он всего на четверть меньше Волги, и его ширина у Вилкова - почти 800 метров, то есть вполне достойная сибирских рек. Мощное течение, мутная вода. За Дунаем - уже Румыния. Как и Измаил, и Килия, Вилково стоит на Килийском гирле - крупнейшем из трёх больших рукавов, образующих дельту.

Выйдя к дунайскому берегу, мы поняли, что забрели на камышовый завод. Заготовка камыша, который отсюда экспортируется в Европу - основная экономическая специализация Вилкова. Посреди камышового завода стоит вот такой вот шалаш, а за шалашом - попробуйте догадаться, что.

Это насквозь проржавевшая баржа - таких мы видели в городе, у берегов Дуная и главного ерика, штук пять. Вероятно, некогда в дельте велось промышленное рыболовство:

Теперь здесь на рыболовных судах сушатся рыбацкие сети:

С борта прекрасный вид на заготовки камыша:

Вся эта прогулка заняла у нас меньше часа, и в целом оставило двойственное чувство. С одной стороны, я был очень впечатлён атмосферой Вилкова, а с другой - было чувство какого-то разочарования: "И это всё?!". Но я не случайно чуть выше упоминал о лодочных экскурсиях, которые проводит как официальная фирма "Пеликан", так и сами местные жители. У моста через главный ерик к нам подошёл паренёк рыбацкого вида и предложил за 200 гривен прокатить на моторной лодке по Старому городу и плавням. Мы согласились.

Собственно, всё плавание состояло из двух частей - сначала по главному ерику через весь город, а затем на Дунай и в плавни. И надо сказать, с воды Вилково выглядит совершенно иначе, отчётливо проступают многие вещи, незаметные с берега:

Набережная - заборы, кладки, лодки на воде, мостики через горловины ериков. Вот выходит из ерика чья-то лодка - сейчас заведёт мотор и погонит:

Движение на канале действительно активное - встречные и обгоняющие лодки попадаются почти непрерывно. Моторные:

Вёсельные:

И даже байдарки - то ли какой-то клуб, то ли урок физкультуры в местной школе:

Есть тут, видимо, и своя этика. Так, наш рулевой, видя кого-нибудь из своих ровесников, прибавлял ходу и старался их немного обрызгать, а встретив лодку с женщинами или пожилыми людьми, наоборот глушил мотор и проходил мимо них по инерции. Главное отличие лодки от машины в том, что она создаёт за собой волны, которые непременно будут трясти и подбрасывать встречную лодку - поэтому "вежливый лодочник" в первую очередь будет стремиться не создавать встречным волну.

Мы прошли канал почти из конца в конец - минут через 10 после моста начинаются пустынные плавни, а затем лодка выходит в почти неподвижную заводь, за которой просматриваются пятиэтажки:

Здесь же - брошенный ветряк:

Затем мы вернулись к мосту, и взяли курс на Дунай:

Выходим в открытую реку, где, надо сказать, довольно сильная волна и пронзительный ветер:

В устье канала - погранзастава с башенкой, напоминающей каланчу, и ещё пара сгнивших барж:

И хотя на другом берегу Румыния, острова напротив Вилкова вполне обитаемы. Дело в том, что здесь Килийское гирло образует собственную "дельту в дельте", которая превратилась в предместья Вилкова. Эти плавни очень густо населены:

У половины вилковчан тут огороды. Многие делают домашнее вино, которое в сезон сбывают туристам:

Некоторые участки в последнее время заменились базами отдыха - несмотря на глухомань и труднодоступность, Вилково стало в последнее время одним из самых туристических городов Украины. С этих баз в сезон возят экскурсии к "нулевому километру" - месту впадения Дуная в Чёрное море, и вглубь плавней, посмотреть на птиц (а если дельта Волги знаменита своими фламинго, то главная птица дельты Дуная - пеликан).

На одном из островов стоят два голбца - такие столбики с иконами староверы часто использовали вместо крестов. Как нам объяснил рулевой, здесь они выполняют ту же функцию, что и православные кресты на въездах в города:

Ну а пока ещё не сезон, и плавни в основном пусты. Очень впечатляющий вид - и не ясно, который век на дворе.

А в завершение - люди. Едва ли не самое потрясающее, что я увидел в Вилково - это его обитатели. Вообще, я людей обычно не фотографирую в первую очередь потому, что в общем-то не так сильно народ в разных частях восточно-славянского мира отличается визуально. Но здесь я не мог удержаться. Люди в Вилково выглядят совершенно фолькорно - будь то набожные старушки:

Или вполне современные женщины:

В большинстве своём вилковчане не слишком отличаются от жителей славянской глубинки вообще - и всё же есть в них что-то бесконечно своё, липованское. Кажется, что несмотря на открытость и радушие, на ожидание туристического сезона, на пьянство и заиленные ерики, они всё равно хранят какую-то особую, древле русскую тайну, которую не понять людям извне.

В заключение рассказа о Вилкове просто не могу не дать ссылки на ещё два своих поста, близких по теме.

Фото превью citypics.ru

История города Вилково

Город Вилково в Одесской области , также известен под названием «Украинская Венеция» , был основан в первой половине XVIII века староверами , которые бежали от религиозных преследований после раскола русской ортодоксальной церкви.

Фото infokava.com

Первые жители Вилково начали осваивать плавни, но для того чтобы построить дом и разбить сад и огород, сначала нужно было построить искусственный островок. Строительный материал брали тут же, выкапывая вокруг островка канал.

И сегодня население старого города продолжает жить на этих же островах. Дороги от дома к дому проложены по кладкам и мостикам.

У каждой семьи есть своя лодка - основное транспортное средство вилковчан.

Можно ли сейчас поплавать на лодке в Вилково

Раньше лодка являлась здесь более привычным способом передвижения, чем автомобиль. Однако, в последнее время много каналов обмелело, некоторые засыпаны полностью, из-за чего происходит замеление всех соединяющихся каналов.

Поплавать по городу сейчас можно только в «старой» части города.

Кстати, здесь до сих пор живут староверы , которые не признают никаких благ цивилизации. К ним можно зайти в гости, а узнать, где именно живут староверы , рекомендуем у местных.

Дунайский Биосферный заповедник

Дунайский заповедник - уникальная экосистема, где можно встретить 563 вида разнообразных растений и более 200 видов птиц.

Территория охватывает острова дельты вверх и вниз по течению Дуная, озера дельты и двухкилометровую полосу морской акватории вдоль побережья.

Флора заповедника насчитывает 563 вида разнообразных растений. Высокая биологическая продуктивность растительности объясняется большим количеством плодородного ила, который наносится рекой. Преимущественно растут: камыш обыкновенный, рогоз узколистый.

Вдоль течений полосами шириной от 5 м до 200 м пролегают заросли, образованные вербами (белой, лошкой, трёхтычинковой), на приморской части - облепихой крушиновидной, аморфой кустовой, таморизком галузистым. Среди высокой травы попадаются участки водяной растительности, образованные белыми водяными лилиями, щитолистыми плавунами, а также редкими видами, занесённых в Красную книгу Украины - сальвинией плавучей и орехом плавучим.

Животный мир заповедника имеет специфические особенности. Значительные кормовые ресурсы плавней способствуют концентрации тут множества птиц (более 200 видов). Гнездятся гусь серый, лебедь-шипун, крачка, лысуха, разные виды уток, цаплей, чаек. Из редких видов водятся пеликан кучерявый, орлан-белохвост, пеликан розовый, краснозобая казарка, колпица, огар, кроншнеп средний. Акватория заповедника является местом зимовки водоплавующих птиц (около 120 видов), а также местом отдыха во время перелётов.

Что еще посмотреть в Вилково

Кроме того, что приехав в «украинскую Венецию» стоит покататься на лодке по каналам , зайти в гости к староверам , конечно же не с пустыми руками, нужно ещё отправиться на катере до «0» километра .

Дунай - единственная река Европы, измерение которой ведется в обратном направлении: не по течению, а против него.

Памятным знаком отмечен ручеек, с которого начинается великая река в горах Шварцвальда, памятным знаком и заканчивается. По одной из версий (доминирующей) «0» знак находится на молу румынского города Сулины. Однако молодые энтузиасты Дунайского биосферного заповедника поставили знак, обозначающий другую версию места где именно Дунай впадает в Черное море: Нулевой километр, который находится на украинском острове Анкудинов.

Ещё обязательно попробуйте дунайскую уху , приготовленную на дровах и местное вино - «Новак» , а также закажите экскурсию на лодках или байдарках на кувшинковые поля. Вам очень понравится 🙂

Вилково с высоты

ВИЛКОВО, город на Украине, Одесская область (см. ОДЕССКАЯ ОБЛАСТЬ). Население 10,6 тыс человек (2001). Расположен в дельте Дуная (см. ДУНАЙ) (Килийское гирло (см. КИЛИЙСКОЕ ГИРЛО)), 18 км от Черного моря, на островах, разделенных большим… … Энциклопедический словарь

Город на Украине, Одесская обл., порт в дельте Дуная (Килийское гирло), в 18 км от Черного м. 11,1 тыс. жителей (1991). Рыбоперерабатывающие, судоремонтные предприятия; завод прессовых узлов. Известен с 1762 … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 3 вторая венеция (1) город (2765) порт (361) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

Город в Килийском районе Одесской области УССР. Порт на Дунае, в 18 км от Чёрного моря. Расположен на Килийском гирле в дельте Дуная, на островах, разделённых большим количеством проток и каналов (так называемые водяные улицы). 10,2 тыс.… … Большая советская энциклопедия

Город в Одесской обл. (Украина), в 147 км к ЮЗ. от Одессы, в дельте Дуная (Килийское гирло). 11 тыс. жителей (1996). Известен с 1746 г. Город пересекают многочисленные каналы и протоки, которые служат своеобразными улицами, за что В. называют… … Географическая энциклопедия

Десант в Жебрияны Вилково, 1944 год Великая Отечественная война Дата 23 августа 24 августа 1944 года Место Одесская область … Википедия

Герб румынского периода … Википедия

Координаты: 45°24′00″ с. ш. 29°35′00″ в. д. / 45.4° с. ш. 29.583333° в. д. … Википедия

Вилково, 1944 год Великая Отечественная война Дата 23 августа 24 августа 1944 года Место Одесская область, Украинская … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Шевченково. Село Шевченково укр. Шевченкове Флаг Герб … Википедия

Книги

  • Старообрядческая богослужебно-певческая культура. Вопросы типологии
  • Старообрядческая богослужебно-певческая культура , Денисов Николай Григорьевич. Книга посвящена богослужебно-певческим традициям Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) (белокриницкого согласия). Ее основу составляет материал, исследованный автором на…

Вилково — это очень далеко. Чтобы добраться до него, придется проехать 200 км дорог на юг за Одессу. Небольшой городок, расположенный в Дунайских плавнях, сегодня активно раскручивают как туристический объект и гордо именуют при этом украинской Венецией. Сей факт у многих туристов, посетивших в Украине Вилково , вызывает разочарование — мол, лучше денег на Италию поднакопить… Так и есть, но это не основание для того, чтобы не побывать в Вилково Одесской области , и не стоит торопиться с выводами.

Чтобы организовать себе экскурсию, проще всего обратиться к туроператору «Вилково-Пеликан тур «. Его офис находится в Вилково, но есть представительство в Одессе. Через поисковик легко находится официальный сайт туроператора — http://www.pelican-danube-tour.com.ua/. Второй вариант — самостоятельная поездка, но тогда придется искать в Вилково ночевку (одного дня мало) и договариваться либо с местными, либо опять с «Вилково-Пеликан-туром» о водных экскурсиях. Вилково только с суши не увидишь.

Экскурсионная программа-минимум в Вилково Одесской области должна быть такая:

  • пешеходная экскурсия по Вилково ;
  • прогулка по каналам и ерикам на лодке;
  • водная экскурсия по Дунаю в дельту.

Как добирались мы: у нас посещение Вилково состоялось в рамках путешествия от Одессы до Измаила. В Вилково мы приехали около 12-00 местным автобусом из соседнего , куда добрались побережьем — где пешком, где переездами. Уехали на следующий день примерно в это же время в — тоже автобусом.

Достопримечательности Вилково на карте

Въезжая в Вилково, внешне не замечаешь ничего необычного — улицы, тротуары, небольшая автостанция, рынок, церковь. Обычный райцентр.

Чтобы разобраться что к чему, нужно знать историю. Итак, XVII век. После раскола русской православной церкви от жестоких церковных реформ патриарха Никона разбегались во все стороны непокорные старообрядцы. Болотистая дельта Дуная тоже приняла переселенцев — липован (одно из старообрядческих направлений). На территории, принадлежавшей тогда Турции, они были вне опасности, но как выжить в условиях, совершенно (как казалось на первый взгляд) непригодных для жизни? Выжили.

Селились на намывных грунтах, постоянно укрепляли их, подсыпая ил и песок. А вокруг образовывались километры рукотворных каналов (ериков) — больших и малых. Позже к староверам «попросились» беглые казаки Запорожской сечи. Они основали Задунайскую сечь, потом стали вести оседлую жизнь — так в Посаде Липованском (старое название Вилково) стали уживаться рядышком две веры — липованская (в плавнях) и «наша» православная (на твердой суше).

Раз мы еще находимся у рынка и автовокзала, то это территория потомков запорожских казаков — Новый город. Воды нигде нет, но по буйству зелени и влажности воздуха чувствуешь, что она где-то рядом. Летом после раскаленного солнцем Приморского контраст разителен. От автостанции и Никольской (православной) церкви быстро (см. карту) выходим к Дунаю. Голубой (как поется в песне) Дунай разочаровывает цветом (он не голубой, а болотно-зеленый), зато восхищает шириной — метров 300, не менее! На противоположном берегу — Румыния.

Но видим мы не всю мощь великой реки, а один из его рукавов. Гораздо раньше (выше Измаила) его течение распалось на два гирла — Килийское и Тульчинское. Последнее в свою очередь разделилось на Сулинское (самое глубоководное) и Георгиевское. И то, и другое — румынские. Таким образом, Дунай впадает в Черное море тремя основными рукавами, но Украине принадлежит только один — Килийский. Он самый северный, на нем стоят украинские Измаил, Килия и Вилково.

Почему Вилково так называется? Потому что Дунай (вернее, его Килийская часть) снова начинает ветвиться и образует «вилку» — четыре гирла: Белгородское, Очаковское, Анкундиново и Старостамбульское (самое крупное). Староверы в свое далекое время поселились непосредственно в устье реки. Сейчас устье «ушло» в море на 18 км. Дунай отвоевывает у моря новые земли. То место, куда мы вышли к реке, украшает памятник староверу-липовану — поставлен он здесь относительно недавно (в 90-е годы), но уже стал символом города. Рядом с ним — невзрачный причал, хотя когда-то к нему причаливали суда из Одессы. Сейчас от вилковского причала начинает свои водные круизы «Вилково-Пеликан-Тур». Он же принимает и теплоходы с туристами из Европы — в некоторые круизные туры по Дунаю входит посещение Вилково и Дунайского Биосферного заповедника.

Вернемся к автовокзалу и рынку, чтобы пойти в другую сторону. Проходим пару кварталов, минуем несколько магазинчиков, сквер, Дом рыбаков — сейчас там расположен краеведческий музей, в котором есть настоящая лодка казаков Задунайской сечи и другие интересные экспонаты. Наконец, попадаем к старообрядческой Рождественской церкви — это значит, что мы уже в той части города, которая принадлежит староверам. В Старом городе.

Рождественская церковь была построена староверами в 1855-1857 гг, но в годы советской власти стояла полуразрушенной. В 90-годы восстановлена и реставрирована.

Отвлекусь и скажу, что по Вилково мы не просто гуляли, а шли целенаправленно к турбазе «Пеликан» в поиске ночевки, хотя не очень туда и стремились: условия там хорошие, но и цены тому соответствуют. Поскольку с собой несли палатку, то рассматривали вариант проживания в ней — есть такая услуга у «Вилково-Пеликан-тура». Разрешают они устанавливать на турбазе палатки за определенную плату и пользоваться при этом благами — душем и туалетом. Но мы шли и не дошли — приняли предложение частников поселиться в доме. Да не в каком-нибудь, а старообрядческом. Ну как тут не согласиться?

О доме — потом. Итак, мы в старой части Вилкова. В той, которая на воде. Здесь главной улицей является Белгородское гирло (канал). От него в обе стороны прорыта сеть ериков — к домам иначе как на лодке не подобраться. Вдоль ериков для пешеходов проложены деревянные кладки. Сегодня, к сожалению, каналы стали мелеть, по многим из них лодка уже не пройдет. Все вместе они представляют сложную водную систему. Достаточно засориться одному, и вместе с ним останавливаются другие.

А местным жителям, въезжавшим раньше лодкой прямо к себе во двор, просто беда. Лодки приходится швартовать в Белгородском канале, а дальше до дома топать пешком по деревянным помостам вдоль пересохших ериков — хорошо, если налегке, а как быть с грузом? Что будет дальше, неизвестно.

Туристам не стоит рассчитывать увидеть что-то грандиозное, иначе скажут, что Венеция в Вилково — это чистый обман. Но пока весной вода в ерики возвращается. В это время года и надо приезжать в Вилково, чтобы застать его во всей красе. Если каналы совсем умрут, наверное, их засыплют землей и проложат сверху дорогу. А может местные к этому и стремятся? Автомобиль и асфальт — это конечно, более прозаично, чем лодка в ерике, но практично. Жаль, лучше бы делали ставку на туризм.

Вот так выглядят улицы в Старом городе летом:






Игнорировать ее не стоит, потому что по деньгам может получиться экономнее.

За мостом через Белгородский канал Старый город продолжается — это остров Калимбейка. Здесь находится еще одна старообрядческая церковь — Святоникольская (1909-1913 гг). В церковь можно зайти (и в эту, и в Рождественскую), но надо знать что в ней два входа — мужской и женский. Обратите внимание на старинные иконы на дереве — им более 300 лет. Лучше ничего не фотографировать — это не приветствуется. На кладбище вилковском православных христиан и староверов хоронят отдельно. Мужчины-староверы не бреют бороду и ходят в рубахах, подпоясанных веревкой, женщины надевают капор. Сейчас, конечно, эти внешние атрибуты повсеместно не встречаются, а в церковные праздники традиции соблюдаются. Браки между староверами и липованами долго не допускались, сейчас они разрешены, но принять старообрядчество — условие обязательное. Староверы с православными никогда не ссорились и чашку с водой всегда подавали, но сами никогда из нее не пили — держали «поганую» посуду отдельно.

За Староникольской церковью остается пройти немного до турбазы «Пеликан». По этой же дороге (см. схему на карте) надо ехать и на машине — заблудиться невозможно, на столбах прибиты таблички-стрелочки с указанием расстояния. Вот так выглядит турбаза с воды, это Очаковское гирло:

Дом, в котором мы жили

Когда первые жители Вилково осваивали плавни, они вначале создавали себе искусственный остров: выкапывали вокруг канал, а из ила формировали сушу. Дом с домом был связан кладками и мостиками. У каждого — лодка, без которой никак. Сам вилковский дом имеет особенную конструкцию. Его каркас сделан из дерева, внутри каркаса — камышовый тростник. Внутри и снаружи стены обмазаны дунайским илом вперемешку с рубленым тростником, соломой, опилками. Дома в Вилково зимой хорошо хранят тепло, летом — прохладу.

К калитке нашего дома через ерик переброшен мост, но кладок вдоль забора нет. Вот это и есть Вилково — украинская Венеция, на фото следующем видно, что от большого ерика отходит более узкий канал, отделяющий нашу усадьбу и соседнюю. Третье фото (то, что слева) — это вид с мостика на ерик вправо. А на следующих двух фотографиях — левая сторона участка. В таком обилии воды зелень благоухает, цветы обильно цветут, на грядках дружно зреют овощи, виноград наливается крупными кистями, а ветви деревьев ломятся под тяжестью плодов.



Фундаменты домов по периметру обсыпают ракушкой. Она впитывает в себя излишнюю влагу и защищает стены от сырости и плесени. Но не так уж радостно в Старом городе, как может показаться. Электричество есть, а природного газа нет. Зимой дом отапливается печкой. На кухне — балонный газ или электроплита. Канализации нет. Удобства (душ и туалет) во дворе. Не трудно догадаться, насколько высок здесь уровень грунтовых вод, и куда деваются стоки. Ассенизаторская машина сюда не заедет. Водопровод есть, но вода в нем появляется по часам — трудно поверить, что Вилково среди изобилия водных ресурсов испытывает дефицит чистой питьевой воды. Ради любопытства заглянула в водопроводный люк — он был полностью залит водой. Вопрос — какой? Где-то там на дне «плавали» и трубы. Второй вопрос — что в них течет?

С левой стороны участка есть еще одна калитка. Выходит она на доски-ступеньки, служащие причалом. Лодки на месте не было, поэтому пришлось сфотографировать соседские заборы точно с такими же калитками.


О том, как мы плавали на лодке по ерикам, и о нашей экскурсии в Дунайский биосферный заповедник на Дунайское взморье к 0-вому километру: .

Это в туристических брошурах городок Вилково в Килийском районе Одесской области называют «украинской Венецией». На самом деле перед нами откроется живая иллюстрация трудового подвига тысяч беглецов-староверов.

В Украине много удивительных мест, как с архитектурной, так и с природной точки зрения. А есть и такое, где чудесным образом сочетает естественная красота устья Дуная с простым человеческим трудом в почти нечеловеческих условиях.

Это в туристических брошюрах городок Вилково в Килийском районе Одесской области называют «украинской Венецией».
На самом деле перед нами откроется живая иллюстрация трудового подвига тысяч беглецов-староверов, которые сумели обосноваться в Полесских болотах и Дунайских плавнях. Нам давно хотелось увидеть эти места своими глазами, ведь добираться в те края непросто даже на хорошем кроссовере. И вот почему!

Вилково находится в самом уголке нашей страны, на юго-западе Одесской области у границы с Румынией. Трасса Е-95 известна, пожалуй, каждому автомобилисту - дорога в Одессу стрелой ведет из Киева. А если кто будет ехать в Вилково из других регионов, все равно придется проезжать Одессу. Здесь лучше всего сделать пит-стоп на 21-м километре (+400 м) окружной дороги в районе села Усатовское на заправке ОККО. Дело в том, что с нами был маленький ребенок, которому пора было сменить памперсы. Это стало еще одной причиной выбора в пользу данной АЗК, поскольку здесь в уборной находится пеленальный столик, о чем супруга разузнала на , заранее планируя наш маршрут .


Для остальной же части экипажа (а нас было четверо), изрядно проголодавшейся в пути, основным «бонусом» стало наличие здесь уже знакомой нам кухни ресторана сети A la minute, которой мы доверяем, ведь не раз проверяли. Кстати, на заметку родителям, путешествующим с детьми - в этих ресторанах в меню даже есть блюда, которые рекомендованы для маленьких гостей (за соседним столом с нами малыш охотно уплетал детскую пасту). Жена отдала предпочтение салату Цезарь и десерту Мильфей, ее сестра — паровой гречке с гуляшом, а мужская половина взяла по борщу и сочному свиному стейку. Ждать заказа долго не пришлось, но пока мы обедали, нам успели помыть машину с хорошей скидкой за счет накопившихся на карту Fishka баллов - приятно!

После плотного обеда очень хотелось пройти по короткой дороге вдоль моря, которую предлагали карты Google. Но после Белгород-Днестровского стало ясно, что она просто ужасная, ехать выше 40 км/ч без ущерба для подвески и седоков трудно, потому мы свернули на печально известную дорогу М-15 (Одесса-Рени), которая частично совпадает с европейской Е-87.

Кстати, если у вас будет время, то по пути можно заехать в крепость в Белгород-Днестровском, на это уйдет час-полтора. Территория там немаленькая, есть где полазить и что посмотреть.

Пока я рулил, жена читала с телефона историю «Украинской Венеции». Оказывается, Вилково изначально было селом Липованское, которое в 1746 году (по другим источникам в 1762-м) основали так называемые староверы или липованы. Они бежали от религиозных преследований после никонианского раскола русской ортодоксальной церкви. Это были донские казаки, которые впервые поселились в дунайских плавнях в 40-х годах XVII столетия. Тогда на российских военных картах и появилось поселение Липованское.

Памятник старообрядцу-первопроходцу - основателю Вилково

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками, которые бежали от преследований после разрушения Запорожской сечи. До сих пор липоване представляют большинство населения города. Они сохранили многие свои религиозные традиции.
В городе три церкви: ортодоксальная православная и две старообрядческие липованские. С 1812 года, после подписания Бухарестского мира, Вилково - уездный город Бесарабской губернии.

Первые жители Вилково начали осваивать плавни, но для того, чтобы построить дом и разбить сад и огород, сначала нужно было построить искусственный островок. Строительный материал брали тут же, выкапывая вокруг островка канал. И сегодня население старого города продолжает жить на этих же островах, каждый из которых окружен каналом или «ериком».

Дороги от дома к дому проложены по кладкам и мостикам. У каждой семьи есть своя лодка, и это основное транспортное средство вилковчан. Собственно, поэтому Вилково и получило славу «Украинской Венеции». Благо в Вилково не только каналы в качестве транспортных артерий, но есть и обычные дороги. Причем в основном в виде бетонок, асфальт сосредоточен на въезде.

Фото: shutterstock

error: Content is protected !!