Ай петри тропа страха режим работы. Все о крыме. Таракташская тропа: как добраться до начала маршрута

Отдыхать в Крыму и не побывать на Ай-Петри? Классических варианта два:

  1. Подняться/спуститься на канатке.
  2. Для подъема воспользоваться услугами микроавтобуса (с автовокзала Ялты или от нижней станции канатной дороги), а спуститься на канатке.

В 2012 году весной, насколько мне помнится, и на канатке, и на микроавтобусе стоимость проезда была одинакова — 60 грн. с человека. Для активных, к которым мы себя относим, есть предложение поинтереснее — с Ай-Петри пешком . В принципе, можно за один день подняться на плато и спуститься вниз — мы однажды так взошли из Ялты по , а вернулись по Таракташу (Таракташской тропе). Но Ставрикайка, во-первых, над Ялтой находится и выводит наверх восточнее и Ай-Петри, и Таракташа. Во-вторых, это довольно большая нагрузка. Поэтому компромиссный вариант таков: подняться канаткой или микроавтобусом, а спуститься не спеша своим ходом. Вон они, тропы Ай-Петри для спуска:

  • Таракташская (идет к водопаду Учан-Су, оттуда по и тропам можно добраться до Поляны Сказок в Ялте);
  • Кореизская или Мисхорская (находится под канатной дорогой и ведет в Кореиз, Мисхор);
  • Малай-Богаз (с западной стороны Ай-Петри, ближе к Алупке);
  • Шанхайская Восточная и Западная (обе ведут в Алупку, западная — посложнее);
  • «Еврейка» (тоже приведет в Алупку).

Первый раз тропами лучше пользоваться для спуска, а не для подъема — сверху легче отыскивается начало. Все они по силам средне подготовленному человеку. Главное, удобная обувь. С нами на этот раз был ребенок — Дана, которой еще не исполнилось и четырех лет. С маршрутом она справилась легко.

Выход с Ай-Петри

Итак, если мы находимся у верхней станции канатки, то преодолеваем татарские шалманы, сувенирные ряды, фотографирование с верблюдом, катание на лошадках… Здесь, собственно, притормаживаем и сворачиваем налево — там есть грунтовая дорога, уходящая на запад. По ней татары проложили свои прогулочные конные пути. Нам тоже туда. Через 300-400 м грунтовка раздваивается, а затем соединяется вновь. Пойдем по левой стороне, чтобы увидеть ответвление на одну из вышеперечисленных троп с Ай-Петри — Малай-Богаз. Вдруг когда-нибудь и эта тропка пригодится? Развилочка находится не доходя немного до соединения грунтовок — влево и наискосок уходит дорожка со следами копыт. Сначала она идет через лиственный лес, потом — по открытому месту к обрыву. Там начинается Малай-Богаз, но сегодня нам не туда. Мы продолжаем двигаться по дороге прямо.

Немного фотографий. Может удастся кого уговорить последовать за нами. Если пройти по грунтовой дороге несколько сотен метров и обернуться, то увидим такую картину:

Справа (если смотреть на фото) или, соответственно, слева (если по ходу) просматривается, куда ходят люди фотографироваться к обрывам Ай-Петри. Вот (чувствую, Дана будет на этот раз часто попадать в кадр. Длинный рукав и колготки на ней — это защита от не по-весеннему жаркого солнца; панаму забыли взять — пришлось соорудить из того, что под рукой было):

То же, но с приближением:

Ну а нам — прямо по дороге на запад. Через лесок:

Ориентиры — брошенная воинская часть, «козырек»

Еще километр, и грунтовка пойдет на подъем. Там воинская часть, но надо обратить внимание на скальный «козырек» вдали — он как раз появится в поле зрения. В его направлении от дороги вправо отойдет тропа. На нее и сворачиваем. Ее начало трудно проигнорировать, но если вдруг угораздит пойти дальше по дороге и упереться в воинскую часть, тропу легко найти рядом. Она огибает постройки справа. По ней идем до «козырька». Заблудиться невозможно, пешком с Ай-Петри здесь путь один. У «козырька» эта тропа плавно начнет спускаться вниз — это и есть начало Шанхайской Восточной и Западной.

Снова фотографии.

А это развилка перед воинской частью (к ней — прямо по дороге, нам — правее по тропе):

Если обернуться назад в этом месте:

За воинской частью. Тропа одна, сбиться с нее невозможно. Вдали — «козырек»:

Отдыхая в поселке Гаспра, вблизи Ялты и спускаясь каждый день к морю, мы любовались зубчатой вершиной Ай-Петри. В один из дней нашего отпуска мы самостоятельно посетили одну из самых живописных гор южного побережья Крыма. В древности наверху Ай-Петри была построена церковь в честь Святого Петра, именем которой и была названа вершина.

С названием горы Ай-Петри связано много легенд. Говорят, когда-то давно у подножия Ай-Петри жили юноша и девушка, которые полюбили друг друга. Но их семьи были против этого чувства и запретили им встречаться. Тогда влюбленные решили спрыгнуть с горы и навсегда остаться вместе. Они забрались на вершину, но ущелье там было таким узким, что вдвоем прыгнуть было невозможно. Тогда юноша решил шагнуть в пропасть первым. Он попрощался с возлюбленной и прыгнул со скалы в бушующее море. Девушка, увидев ужасное зрелище, воскликнула «Ай, Петр», ведь именно так звали ее возлюбленного. С тех пор гора и получила такое название. А девушка, проплакав ночь, передумала прыгать вниз и вернулась к родным. Говорят, что именно после этой истории мужчины стали пропускать женщин вперед.

Вид на ЮБК с ай-Петри

Живописность склонов Ай-Петри была оценена и представителями царского семейства, и родом Юсуповых. У последних были имения с обеих сторон Ай-Петри. Одно в Кореизе, а другое в нынешнем поселке Соколиное.

Многие мои знакомые, побывавшие ранее в Крыму, с восторгом отзывались о поездке на Ай-Петри. Конечно, проживая поблизости, мы не смогли отказаться от увлекательного путешествия и не забраться к вершине этих величественных гор.

В 1987 г. была построена подвесная канатная дорога «Мисхор-Ай-Петри», которая позволяет наиболее быстро подняться наверх. Длина ее около трех километров, а преодолевается это расстояние за 20 минут. Канатная дорога разделена на два участка: нижнюю и верхнюю. Верхняя часть на данный момент является самой длинной безопорной канатной дорогой в Европе.

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри

До станции подвесной дороги из поселка Гаспра мы доехали за 15 минут на маршрутке. Как только мы вышли из автобуса, нас сразу же окружила кучка мужчин, которые предлагали нам подняться к вершине Ай-Петри на машине. Мы выслушали их предложения и вязли небольшой тайм-аут подумать.

Стоимость проезда по канатной дороге - 220 рублей в одну сторону, столько же стоит подъем на микроавтобусе. А так как ехать туда и обратно одной и той же дорогой не особо интересно, мы выбрали следующий вариант: на гору мы решили подняться в составе небольшой группы на микроавтобусе с кондиционером по трассе Ялта-Бахчисарай, а обратно - спуститься на канатке.

Еще одним аргументом "за" явилось, что водитель обещал сделать небольшие остановки возле водопада Учан-Су, возле серебряной беседки и на смотровой площадке практически возле вершины Ай-Петри.

Немного подождав, пока наберется группа, мы отправились в путь по склону горы Пендикюль. Водитель, он же гид, интересно рассказывал нам о местности, которую мы проезжаем и удивительных растениях, встречающихся нам по пути.

Деревья на Ай-Петри

Сначала лес был густым, с бурной растительностью, но по мере набора высоты деревья редели, и местность становилась более пустынной.

Довольно быстро мы добрались до водопада Учан-Су. В летнее время он течет еле видимой струйкой, а наиболее полноводен он весной и осенью. Поэтому особо нас этот водопад не впечатлил, хотя местность, в которой он находится очень красивая. На склонах растут высоченные деревья, в том числе мачтовые сосны, из которых когда-то строился российский флот.

Водопад Учу-Сан

Следующую остановку мы сделали на высоте 865 метров над уровнем моря у Серебряной беседки. Она была возведена в конце XIX века в честь строителей дороги Ялта-Бахчисарай. Работы велись не один десяток лет солдатами русской армии в тяжелых условиях. Зимой, когда беседка покрывается изморозью, со стороны Ялты, переливаясь на солнце, она кажется выполненной из серебра.

Серебряная беседка

Со смотровой площадки возле этой беседки-ротонды открываются потрясающие виды на Ялту. Здесь же можно купить сувениры и сфотографироваться с птицами за 100 рублей. Но мне обычно очень жалко, привязанных животных.


Вид на Ялту со смотровой площадки у Серебряной беседки

Дальше по горному серпантину мы поднялись на смотровую площадку, расположенную совсем рядом с конечной остановкой. На этом склоне в 1959 г. был установлен памятник советским партизанам, погибшим в боях с фашистами в декабре 1941 г. Местность здесь довольно плоская, с небольшими кустарниками и деревьями.

Ай-Петри. Памятник партизанам


Вид со смотровой у памятника Партизанам

Проехав еще минут 10, мы добрались до верхней станции канатной дороги. На этом месте мы распрощались с группой и нашим водителем. Я уже предвкушала, как поброжу по красивым просторам плато на вершине Ай-Петри. Но не тут то было. Великолепие природы и потрясающую атмосферу этого места портят оккупировавшие этот участок горы крымские татары.
Сразу же я почувствовала себя так, как будто попала на восточный базар в Египте или Турции. Нельзя было и шагу ступить, чтобы к тебе не подбегали работающие здесь татары и не зазывали тебя в свой ресторан или на прогулки на лошадях. Все это делалась со свойственной им навязчивостью. Стоило отказать одному, тут же подходил другой. Если честно, не понимаю, зачем было создавать здесь несколько десятков одинаковых ресторанов с одной и той же едой, чтобы потом биться за клиентов.


Плато на Ай-Петри

Мы же решили осмотреть окрестности. Пещеры, которые есть на этой горе, были закрыты, так как, по словам местных, еще не придумали делать ли вход в них платным или нет. Поэтому мы решили направиться к зубцам Ай-Петри. Говорят, что раньше подъем туда также был платным. Не понимаю, за что там брать деньги: карабкаться к зубцам довольно тяжело по крутому каменистому склону.

Сначала подъем идет среди диковинных деревьев, а потом по камням под палящим солнцем.

Деревья на вершине Ай-Петри

Каменистая дорога к зубцам ай-Петри

Зато конечный пункт потрясает своими видами. Отсюда видно все южное побережье Крыма, ведь высота вершины Ай Петри — 1234 метра.


На пике Ай-Петри

Кабинки канатной дороги кажутся с зубцов очень маленькими, даже не верится, что они вмещают до 35 человек.


Кабинки канатной дороги на ай-Петри

Потрясающие виды завораживают, тут понимаешь, что не зря проделал тяжелый путь. По возможности, я думаю, каждому туристу,
желающему увидеть живописный берег Крыма с высоты птичьего полета, надо обязательно подняться к зубцам Ай-Петри.


Вид на Ялту с Зубцов

Немного постояв на верху, мы начали спускаться. Затем сразу же направились к станции канатной дороги. Именно сейчас нам предстоял спуск к подножию горы по подвесной дороге. Кабинки отправляются раз в полчаса. Когда кабина канатной дороги заполнилась почти битком мы стали спускаться.

Находясь внутри, кажется, что мы движемся очень медленно, а встреченные нам кабинки просто проносятся мимо. На средней станции надо сделать пересадку и спуститься дальше. Таким образом, спуск занял около 20 минут, в то время как на автомобиле мы поднимались больше часа.

На маршрутке мы вернулись в Гаспру уставшие и полные впечатлений. Мы нисколько не пожалели, что наверх мы поднялись на машине. Это позволило нам изнутри увидеть замечательную растительность крымских склонов и полюбоваться видами южного побережья Крыма с разных смотровых площадок. А живописность и прекрасные перспективы вершины Ай-Петри надолго останутся в памяти ярким воспоминанием.

Все статьи по направлению Крым , Ялта .

Полезные ссылки

Отели в Крыму: отзывы и бронирование

Отели и гостиницы Ялты

Отели в Судаке

Отели в Севастополе

Гостиницы Феодосии

Ближе к нам от Главной горной гряды отходит отрог Иограф. Продолжение его в черте Ялты - это холм Дарсан, водораздел речных долин Водопадной (Учан-Су) и Быстрой (Дерекойки). Прогуливаясь по Ялте , вы не раз переходили эти речки.

Прямо под ногами - конусовидная гора Могаби, по которой мы колесили, взбираясь на Ай-Петри. Ее вершина почти на 400 м ниже скалы Шишко. Почему-то многие думают, что Могаби - потухший вулкан; очевидно, на эту мысль наводит правильная конусообразная ее форма. В действительности же - это отторженец горной гряды, каких совсем немало на Южном берегу. Могаби скрывает от нас ту часть берега, где расположены Ливадия и Ореанда. К западу от этой горы открывается вид на мисхорский курортный район. Из-за склона Могаби виден мыс Ай-Тодор с Ласточкиным гнездом .

У скамых ваших ног внизу под Ай-петри раскинулась Алупка , и если присмотреться то виднеется даже Воронцовский дворец и парк . А еще восточнее раскинулся наш любимый курорт Симеиз во главе с горой Кошка и скалой Дива .

Обернувшись на север, вы увидите в дали гору Бедене-Кыр с белыми куполами – это военная база. Ну и внизу под вами Виднеется верхняя станция канатной дороги Ай-петри, восточный базар, и бесчисленное количество кафе с восточной кухней...

Но нас больше интересует панорама солнечного южнобережья, надолго приковывающая внимание... Но вот небольшая тучка на минуту закрыла солнце, и все сразу изменилось: иначе легли тени от гор, море стало зеленым, потускнели яркие краски. Панорама та же, но видишь ее совсем иной...

С Ай-Петри можно наблюдать великолепную картину восхода солнца. Но обычно экскурсия на Ай-Петри рассчитана на один день, и можно увидеть только закат солнца на Ай-Петри... А что бы полностью дополнить картину о крымских горах посетите еще Большой каньон Крыма , лучше в программе экскурсии Новая Крымская Швейцария – это эксклюзив.

О зубцах Ай-Петри и красном флаге

Летом 1950 г. в Ялтинский краеведческий музей пришел Николай Павлович Анциферов - научный сотрудник Московского литературного музея. Он рассказал, что в 1907 г. еще юношей вместе со своим другом совершил восхождение к зубцам Ай-Петри и на одном из этих зубцов увидел изрытые пулевыми ямками остатки надписи «Долой царизм». Молодые люди сфотографировали ее. Через 43 года Николай Павлович разыскал интересную фотографию и вот теперь передавал ее музею.

Прошло несколько лет, пока сотрудникам музея удалось выяснить происхождение этой удивительной надписи. А дело было так. Осенним утром 1905 г. на вершине Ай-Петри затрепетало алое знамя, а под ним все увидели надпись «Долой царизм». Это было время, когда шла на подъем первая русская революция. И вот здесь, в «благословенной Тавриде», такой далекой от рабочих центров России, рядом с летней дачей царя в Ливадии тоже появился призрак революции. Охотников лезть на скалу, чтобы сорвать знамя, полиция не нашла. Тогда решили... расстрелять знамя и крамольные слова, высеченные на камне. К Ай-Петри отправился пулеметный взвод. Скошенное очередью древко знамени упало, но не свалилось в пропасть: красное полотнище зацепилось за расщелины скалы. Вновь и вновь поливал его свинцовый дождь и рвал в клочья. Тщательно выбивали пулями каждый сантиметр надписи на скале. Но долго еще краснели обрывки знамени в расщелинах ай-петринского шпиля, долго еще можно было различать надпись...

Кто же взобрался на вершину зубца, за одну ночь сумел укрепить знамя и сделать надпись, каждая буква которой была в рост человека?

После продолжительных поисков работникам музея удалось найти одного из участников этой смелой демонстрации. В 1957 г. они встретили его в Москве: А. А. Теодорович работал сотрудником Института лекарственных растений. Вот что он рассказал.

Однажды на Южном берегу появилась небольшая группа туристов-шведов, которая на удивление хорошо говорила по-русски. В Мисхоре они нашли проводника, которых! провел их к подножию зубцов. Вырубив в скале несколько ступенек и пристроив подвесную люльку, «шведы» установили красное знамя и сделали надпись.

Проводником этой опасной экспедиции был каменщик из Мисхора И. Д. Ананьев (скончался в 1947 г.), а «шведы» оказались членами РСДРП(б), эмигрировавшими за границу и нелегально приехавшими в Россию в 1905 г...

Но у желающих взглянуть на его очарование впереди непростое испытание - Таракташская тропа, маршрут от водопада Учан-Су на Ай-Петринскую яйлу. Однако путешественники, отважившиеся совершить этот поход, будут по достоинству вознаграждены за свою смелость. Всю дорогу их будут сопровождать необыкновенные и удивительные пейзажи полуострова, которые им ранее не приходилось встречать.

Общие сведения

Таракташская тропа (Крым) - это горная тропа от Ялты на Ай-Петри, названная по имени скального гребня Таракташ, вдоль которого она и проходит. По данным из различных источников длина маршрута колеблется от 8 до 11 километров, а на некоторых участках тропы имеются непростые подъемы, достигающие 700 м.

Поэтому только при хорошей физической подготовке маршрут будет доступен в обоих направлениях: и для спуска, и для подъема. Спуск же подойдет даже для неподготовленных туристов, которые впервые путешествует по горным тропам.

Среднее время, затрачиваемое на преодоление пути в один конец, составляет около 4-5 часов от начальной точки.

Историческая справка

Таракташская тропа (Крым, Большая Ялта) была создана в конце девятнадцатого века по предложению Владимира Николаевича Дмитриева, талантливого врача и председателя Ялтинского отделения Крымского горного клуба. Совершая пешие походы по этому маршруту, доктор Дмитриев вылечил свои легкие. Он считал, что уникальный крымский воздух и неспешные прогулки по горным тропам исключительно полезны при сердечных и легочных заболеваниях.

Со временем Таракташская тропа перестала быть горным проходом, так как стала труднодоступной и практически непроходимой. Только во второй половине двадцатого века она была возращена к жизни силами учителей и учеников горного клуба одной из Ялтинских школ.

Сегодня тропа оборудована, а в наиболее сложных ее местах для удобства туристов возведены своеобразные ступеньки и перила. Чтобы исключить малейшую возможность здесь заблудиться, дорога почти по всей протяженности размечена. Ориентируясь по меткам, даже неопытные туристы преодолеют этот маршрут в одном направлении.

Таракташская тропа: как добраться до начала маршрута

Для неподготовленных путешественников идеальным вариантом будет выбрать начальную точку маршрута наверху - Ай-Петри - и предпочесть спуск. Подъем же на вершину Ай-Петри можно осуществить не пешком по горной тропе, а по канатной дороге Мисхор - Ай-Петри (или на автомобиле, что, конечно, не так захватывающее и интересно).

До нижней станции добраться самостоятельно совсем несложно, так как прямо до нее довезет маршрутный автобус от Ялтинского автовокзала.

Для бывалых туристов начальной точкой подъема на Ай-Петри по Таракташской тропе будет служить подножие водопада Учан-Су. Доехать до него можно на рейсовом автобусе от того же Ялтинского вокзала.

Основные ориентиры Таракташской тропы (схема маршрута)

Если, оценив свои силы, остановить выбор на подъеме, то нужно на транспорте доехать до нижней ее точки (водопад Учан-Су) и чуть-чуть пройти вверх по трассе. Здесь и будет начинаться Таракташская тропа. Схема маршрута следующая:

  • водопад Учан-Су;
  • скала Орлиный залет;
  • источник 1904 года;
  • Таракташ;
  • сосновая роща;
  • метеостанция.

Чтобы не отклониться от маршрута, туристам следует ориентироваться на бело-красные метки.

Водопад Учан-Су

Водопад Учан-Су - это серебряные нити одноименной реки, падающие с огромной высоты в 98,5 метров по двум уступам, разделяясь внизу на более маленькие водопады. Полноводность водопада и зрелище, которое предстает перед взорами туристов, зависят от времени года. Весной он самый полноводный. Летом поток воды настолько истощается, что Учан-Су называют в это время года «водокапом». А зимой, он представляет собой завораживающий ледяной каскад струй, стремящихся обрушиться на землю под силой своей тяжести.

Скала Орлиный залет

Следуя по указателям от водопада, через 20-30 минут туристы попадут к смотровой площадке на залет, которая своими очертаниями напоминает гордую птицу, готовящуюся к полету.

С этим местом связана печальная легенда времен о жителях, взбунтовавшихся против непосильных татарских податей, о зверствах захватчиков и юношах, бросившихся от безысходности вниз со скалы и превратившихся в прекрасных орлов.

Источник 1904 года

Далее Таракташская тропа приводит туристов к необычному сооружению, похожему на каменный склеп с железной дверью. Это гидротехническое сооружение «Источник 1904 года» - следующий ориентир восходящего на вершину Ай-Петри горного маршрута. Оно было построено для наибольшего сбора из родника чистой воды для ялтинского водопровода.

Таракташ и сосновая роща

Далее, по карнизам скального массива, будет проходить основная часть крымского путешествия под названием Таракташская тропа. Это самый крутой и трудный для подъема отрезок маршрута, но великолепные виды, открывающие взорам, с лихвой компенсируют путникам усталость.

Скалы, окруженные многовековыми деревьями, сосновый аромат, опавшая хвоя под ногами, - все это будет непременно сопровождать туристов всю дорогу до обзорной площадки на скале Шишко, названной так в честь русского инженера-полковника и руководителя строительством дороги Ялта-Бахчисарай.

Местность вдоль горной тропы настолько красива, панорамы настолько великолепны, что многие путешественники сравнивают ее с и почти все устраивают здесь часовые фотосессии на память.

Метеостанция

На плато Ай-Петри, у скалы Шишко, в 1895 году было построено каменное здание метеостанции. Здесь, на площадке для метеонаблюдений, и заканчивается восхождение туристов по Таракташской тропе. Рекомендуется после подъема отдохнуть, так как еще идти 40-50 минут по достаточно ровной дороге до вагончика канатной дороги, который доставит утомившихся путников с вершины Ай-Петри на нижнюю станцию Мисхор.

Туристам, отважившимся на подъем по Таракташской тропе, следует придерживаться определенных правил:

  • Восхождение на вершину Ай-Петри лучше всего начинать до 12 часов, так как на спуск канатная дорога работает до 17-00.
  • Нижняя станция канатки на подъем начинает работать с 10-00, но лучше приехать сюда заранее, так как возможно длительное ожидание в очереди.
  • Для похода необходимо выбрать сухую и малооблачную погоду, путешествовать следует исключительно в светлое время суток.
  • Обувь должна быть удобная, с хорошей нескользкой подошвой. Одежда - с некоторым запасом по теплу, так как наверху Ай-Петри может быть прохладнее.
  • Необходим запас воды (0,5 л/чел.), еда по желанию.

Таракташская тропа — чрезвычайно живописный и надолго запоминающийся пешеходный маршрут, соединяющий Ай-Петри и Ялту.

error: Content is protected !!