В какое муниципальное образование входит станция ланская. Железная дорога:Вокзалы: Ланская. До бывшей границы с Великим княжеством Финляндским

В конце 1960-х гг. брандмауэр дома, выходящий к наземному павильону станции метро, украсила мозаичная роспись «Человек и звезды», созданная в 1966 г. выпускницей ЛВПХУ (ныне – Академия имени А.Л. Штиглица), художником Валентиной Акимовной Аноповой.

Покончив с историей Финляндского вокзала, сядем в поезд и отправимся в путешествие по Финляндской железной дороге начала XX столетия. В этой воображаемой поездке мы посетим финские станции «Куоккалу», «Каннельярви» и некоторые другие; познакомимся с городами Выборг и Зеленогорск, ну, а первой остановкой нашего исторического турне станет станция «Ланская».

До бывшей границы с Великим княжеством Финляндским


Граница Великого княжества Финляндского проходила в 30 км от Санкт-Петербурга, и история ее возникновения относит нас в далекие времена Средневековья. Тогда рубежи Русского государства соприкасались с королевством Швеция, а впервые их наметили в 1323 г., в соответствии с положениями Ореховецкого мирного договора. В последующие годы Россия не раз воевала с неуживчивым соседом, и последняя война, как мы уже знаем, завершилась приобретением территории Финляндии. При этом существовавшая века внешняя граница оказалась внутри территории Российской империи, что сделало ее довольно формальной, хотя он оставалась действующей – на финской стороне работала собственная таможня и полицейское управление. Да и финское законодательство во многом выступало главенствующим: вспомните, например, тот факт, что русские революционеры спокойно жили на территории княжества, скрываясь от русской полиции.


На железной дороге


Граница на территории Карелии проходила по реке Сестре, начинаясь у Финского залива, после железнодорожной станции «Белоостров», и продолжалась до самой Ладоги, завершаясь по суше в нескольких километрах от деревни Никулясы.

В сестрорецких Дюнах сохранились пограничные столбы, установленные на границе с Финляндией. Одно из сооружений из розового гранита рапакиви в форме стелы можно видеть прямо на пляже, на берегу Финского залива. Это пограничный столб № 1, обозначающий границу еще 1323 г. На столбе выбит крест, сверху которого в 1924 г. выбили надпись «СССР». Второй подобный пограничный столб, № 2, расположен в соседнем зеленом массиве, на территории гольф-клуба «Дюны». На сооружении выбита дата его установки – 1910 г., а обозначил он тогда уточненную линию границы между империей и Финляндским княжеством.

Нужно помнить, что большинство пограничных столбов между Россией и Швецией, а затем и Финляндией, ставили из дерева и сохраниться до наших дней они попросту не могли. Так что два этих каменных пограничных столба остаются одними из немногих свидетелей исторического прошлого Карельского перешейка и являются редкими памятниками старины.

Станция «Ланская»

Наш воображаемый поезд прибывает к станции «Ланская», расположенной в районе Сердобольской улицы и Большого Сампсониевского проспекта.

Название улицы известно с 14 июля 1859 г. и связано с карельским городом Сердоболь, переименованным в 1918 г. в город Сортавала.

Это территория с конца XVIII столетия входила в состав земель русского дворянского рода Ланских, происходившего из польских аристократов. В топонимике Санкт-Петербурга сохранилось несколько наименований, которые сохранили память об этой благородной фамилии: шоссе, мост, улица, станция железной дороги и исторический район, давший этой станции название. Еще сто лет назад здесь, по Ланскому шоссе, проходила северная граница города, и все, что располагалось за ним, относилось к пригороду, состоящему из набирающих популярность дачных поселков.

Из известных представителей рода можно назвать генерал-поручика Александра Дмитриевича Ланского – камергера и известного фаворита императрицы Екатерины II. Молодой и весьма красивый ловелас довольно рано оказался при Дворе, был сразу замечен императрицей, но мало пользовался своим влиянием на государыню. Прожив всего 26 лет, А.Д. Ланской, возможно, попросту не успел достичь политического могущества, дарованного иным фаворитам царствующих особ.

Его двоюродный брат, сенатор генерал-майор Василий Сергеевич Ланской, член Государственного совета и министр внутренних дел Российской империи (1823–1827 гг.), отличился и на поле брани, и в государственном управлении, занимая должность министра, а ранее возглавляя ряд губерний и Варшавское герцогство. В отличие от своего родственника, Василий Сергеевич прожил долгую жизнь, хотя и скончался в 1831 г. в Петербурге от холеры. К этому добавим, что еще один Ланской – Сергей Степанович – так же занимал пост министра внутренних дел, но в 1855 г., при императоре Александре II.


А.Д. Ланской (худ. Д.Г. Левицкий, 1782 г.)


Отметилась фамилия Ланских и в литературной среде, правда, необычным способом. Генерал от кавалерии Петр Петрович Ланской в 1844 г. женился на вдове А.С. Пушкина Наталье Николаевне, взяв на себя заботу о детях погибшего поэта.

Как видно, большинство Ланских так или иначе были связаны с военной службой. Наибольшей отвагой среди них выделялся генерал-лейтенант Сергей Николаевич Ланской, племянник сенатора В.С. Ланского, прошедший с русской армией и сражения под началом М.И. Кутузова в Австрии, и Аустерлице, после которого он стал полковником. В 18071808 гг. С.Н. Ланской командовал Польским конным полком, а в 1809 г. сражался с Османской империей, командуя Белорусским гусарским полком Дунайской армии. На войне с Турцией этот представитель рода Ланских не только получил высокое звание генерал-майора, но и ордена Святого Георгия 3-го класса (№ 213) и Святой Анны 2-й степени. С началом Отечественной войны Сергей Николаевич на передовой: участвует в боях, в сражении при Березине, взятии Дрездена и «Битве народов» под Лейпцигом в октябре 1813 г. В один из февральских дней 1814 г., в сражении за высоты у французского города Крайон, С.Н. Ланской командует бригадой и, прикрывая отступление князя М.С. Воронцова, получает смертельное ранение, от которого умирает спустя несколько часов. Героя похоронили на берегу реки Неман в Гродно.

Земли для устройства мызы на Выборгской дороге от императрицы Екатерины Великой получил, конечно, Александр Дмитриевич, от которого они достались гофмаршалу Степану Сергеевичу Ланскому. Далее собственником имения стал его сын – Сергей Степанович, оставивший после себя множество наследников, которые и распорядились судьбой этой территории, распродав ее по частям. Незадолго до смерти, последовавшей 26 января 1862 г., С.С. Ланской удостоился графского титула.

Такова история наиболее ярких представителей дворян Ланских, а мы, тем временем, вернемся к истории Финляндской железной дороги.

Так получилось, что с прокладкой пути загородный дом Ланских оказался в ста метрах от железнодорожных путей, а застройка прилегающих земель дачами лишала их имение необходимого уединения и комфорта. Все это вынуждало к продаже земель под дачи, что Ланские и сделали в 1889 г., при этом часть их обширного имения приобрела Финляндская железная дорога для своих нужд.


Станция «Ланская» в 1911 г.


Строительство станции велось одновременно со строительством самой железной дороги, которая первоначально (а станция открыта в 1869 г.) располагалась на одном уровне с основными городскими магистралями этой части Петербурга. Это, конечно, создавало массу неудобств местным жителям этой несколько пустынной местности, к тому же с увеличением перевозок дорога представляла опасность для всего устройства жизни этого быстро растущего района города. Поэтому, как говорилось ранее, к 1910 г. власти и Дирекция магистрали реконструировали дорогу, подняв полотно на насыпи и устроив сохранившиеся до нашего времени два путепровода над Большим Сампсониевским проспектом и Институтским переулком и два путепровода над Сердобольской улицей. Далее, за станцией, над Ланским шоссе соорудили пятый путепровод.

Деревянное здание вокзала станции «Ланская», а она была 4-го класса, состояло из четырех комнат, зала экспедиции, дамской комнаты и помещения для телеграфа. При станции построили две сторожки.


Станция «Ланская» в начале XX в.


На протяжении 40 лет обитатели домов в Ланском мирились с близким соседством железной дороги. Поэт Александр Блок записал 19 декабря 1910 г.: «…в Лесном. За снегом еле видны семафоры. Поезда ходят уже по высокой насыпи. Ланская неузнаваема». Не забудем, однако, что активное строительство и заселение территории Ланского происходило уже в послевоенное время, когда на месте деревянных домишек возводили существующие ныне жилые кварталы.

С открытием станции «Ланская» здесь начал работу и небольшой вокзал, спроектированный и построенный из дерева архитектором Вольмаром Вестлингом. Перрон станции соорудили также из дерева, приподняв его над уровнем железной дороги для удобства посадки и высадки из вагонов. Ныне существующие две высокие железобетонные платформы (островная и боковая) сооружены уже в советское время, в 1951 г., при проведении электрификации этого участка дороги.


Стоимость проезда летом 1895 г.


Первый вокзал станции «Ланская» в силу естественных причин не сохранился – к 1910 (1911) г. деревянное строение заменили каменным, более долговечным. Автором нового четырехэтажного вокзала выступил финский архитектор Бруно Фердинанд Гранхольм. Это примечательное здание в стиле модерн, одиноко стоящее у станции, ныне затерялось в городской застройке. Некоторое время, пока дорогу не перенесли на насыпь, новый каменный вокзал соседствовал со старым, деревянным. Неплохо сохранившуюся постройку отличают характерные для модерна оконные проемы разного размера, типичная для финского национального романтизма «геометричность» кровли, да и общая простота здания выделяет его в ряду специализированных построек Финляндской железной дороги. Как мы увидим далее, это архитектурное направление повторится в той или иной степени в некоторых железнодорожных постройках Финской дороги, часть из которых утрачена в годы военных противостояний, но часть, к счастью, сохранилась до наших дней.


Доходный дом Коха


На протяжении XX в. железнодорожные пути в районе станции «Ланская» неоднократно реконструировали. В 1934 г. ее соединили с Сестрорецким направлением (через станцию «Новая Деревня»), связав Сестрорецк с Финляндским вокзалом. Кроме того, «Ланскую» связали со станцией «Кушелевка», расположенной рядом, на соседней ветке пригородного сообщения. Все это позволило сделать из станции важный транспортный узел, способный принимать, кроме пассажирских, и грузовые составы.

Рядом с железной дорогой находится комплекс жилых домов, состоящий их трех многоэтажных построек разного времени и стиля. По адресу Сердобольская ул., 1, высится доходный дом, сооруженный в 1909–1910 гг. гражданским инженером Германом Антоновичем Кохом в стиле неоклассицизма. Инженер владел и участком земли, и самой постройкой. В 1957–1958 гг. архитектор В.А. Потапов надстроил дом двумя этажами, изменив однообразные фасады старой постройки. Доходный дом Коха связан с историей жизни лидера большевиков В.И. Ульянова (Ленина), о чем напоминает мемориальная доска, установленная на фасаде. Кроме того, в 1938 г. в квартире № 41 (М.В. Фофановой) открылся мемориальный музей, что способствовало сохранению одной из исторических лестниц дома и интерьера начала XX в. в принадлежащей музею квартире после реконструкции конца 1950-х гг. В 1967 г. перед домом открыли бюст Ленина работы скульптора Е.Г. Захарова (арх. В.Ф. Белов).


В.И. Курдов


В 1997 г. на фасаде дома открыли мемориальную доску, посвященную художнику-иллюстратору Валентину Ивановичу Курдову, жившему в доме с 1959 по 1989 г. Работать над иллюстрациями к книгам для детей В.И. Курдов начал в 1927 г., отучившись в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН), открытом на базе Императорской Академии художеств. Учителями молодого художника были такие мастера, как М.В. Матюшин, К.С. Петров-Водкин и П.Н. Филонов. В предвоенные и послевоенные годы Курдов создает иллюстрации к книгам Л.Н. Толстого, В.В. Бианки, Р. Киплинга, В. Скотта, И.С. Соколова-Микитова, Н.И. Сладкова и других известных писателей. За иллюстрации к сказкам Киплинга, созданным в 1980 г., художник получил диплом имени Г.Х. Андерсена.

Доходный дом Коха стоит торцом к железной дороге, что правильно с точки зрения звуковой изоляции квартир. С двух сторон к дому примыкают две более поздние семиэтажные постройки: западное крыло (Сердобольская ул., 1), протянувшееся вдоль железной дороги, и восточное, выступающее главным фасадом на Большой Сампсониевский проспект (дом № 108). Обе постройки появились здесь в начале 1950-х гг. (дата сооружения – 1953 г.), а их фасады воплощают тяжеловесный неоимперский стиль сталинской эпохи. Торцовые части обоих жилых домов выделены башнями – квадратной по проспекту и двумя круглыми у станции железной дороги. Неплохо решен авторами проход внутрь двора в виде проезда с двумя рядами колонн, один из которых отделяет лестницу парадного входа.

К слову сказать, рядом со станцией раскинулся небольшой Ланской сад – зеленый уголок бывшей дачи Ланских, частично занятой школой-интернатом для глухих детей, ведущей свою историю с училища глухонемых, основанного в 1806 г. в Павловске императрицей Марией Федоровной. В Петербурге сохранилось здание училища на Гороховой ул., 18/54, реконструированное архитекторами Д. Квадри (1817–1820 гг.) и П.С. Плавовым (1844–1847 гг.). На территорию бывшей графской усадьбы (пр. Энгельса, 4) это специализированное учебное заведение переехало в 1969 г.

Долгое время сохранялось историческое здание дачи П.П. Яковлева, сооруженное в 1904–1906 гг. архитектором П.В. Резвым. Существующая ныне постройка (жилой дом из трех квартир) возведена на месте сгоревшей дачи в 20072009 гг., с воссозданием исторических фасадов бывшей дачи.


В.Д. Новосильцев


Рядом с платформой, на сравнительно большой территории Ланского трамвайного парка, расположено здание депо. С противоположной стороны, за Большим Сампсониевским проспектом, раскинулся парк Лесотехнической академии. Здесь, в непосредственной близости от железной дороги, сохранилось несколько жилых здании, сооруженных в начале XX столетия в смешанном стиле, с легким налетом модерна. Одно из них – особняк виноторговца, купца 2-й гильдии Алексея Ильича Хрусталёва (Большой Сампсониевский пр., 99) – развернуто к дороге боковым фасадом. Здание построено в 1907 г. гражданским инженером Ю.Ю. Мерсио. Доходный дом (Большой Сампсониевский пр., 93) техник А.И. Гаврилов построил здесь предположительно в 1912 г. Стоящий же рядом трехэтажный жилой дом (Большой Сампсониевский пр., 95) он построил на следующий год.

Парк Лесотехнической академии помнит и нашумевшую в 1825 г. историю дуэли флигель-адъютанта Владимира Дмитриевича Новосильцева и поручика лейб-гвардии Семеновского полка Константина Чернова. Дело было так…

Летом 1824 г. молодой и богатый флигель-адъютант государя В.Д. Новосильцев познакомился с молодой девушкой, Екатериной Пахомовной Черновой. Она приходилась дочерью генерал-майору Пахому Кондратьевичу Чернову и Аграфене Григорьевне Черновой, в девичестве – Радыгиной.


Е.В. Новосильцева


Семья генерала не относилась к числу знатных и состоятельных, в отличие от семьи Новосильцевых – потомков графов Орловых. Екатерина Владимировна Новосильцева, мать героя-любовника, являлась дочерью графа Владимира Григорьевича Орлова и графини Елизаветы Ивановны Стакельберг, поэтому богатство и положение в обществе были ей даны по рождению.

По мнению петербургского высшего света, брак флигель-адъютанта и дочери этого генерала представал неравным – Новосильцева ждала куда более привлекательная партия с точки зрения титулов и финансов.

Но случилось то, что должно было произойти, – в августе Владимир Дмитриевич и Екатерина Пахомовна обручились, о чем молодой человек сообщил тотчас своей матери. Екатерина Владимировна Новосильцева сразу выступила категорически против этого брака. Как уж уговаривала мать сына, и он в итоге уступил давлению и разорвал помолвку, сообщив свое решение несчастной девушке. Для Екатерины Черновой это становится настоящей трагедией, и за честь сестры, ожидаемо, вступился ее родной брат – Константин Пахомович. Он вызвал Владимира Новосильцева на дуэль!


К.Ф. Рылеев (акв. после 1826 г.)


Понимая нависшую угрозу, Екатерина Владимировна Новосильцева пытается помешать этому и сообщает о предстоящей дуэли графу Ф.В. Сакену – непосредственному начальнику ее сына. Граф, занимая более высокое положение, отдает распоряжение Пахому Кондратьевичу Чернову уладить дело миром и не допустить дуэли его сына с сыном Новосильцевой.

Но никто и ничто не смогло предотвратить роковой встречи двух молодых офицеров, состоявшейся на окраине Лесного парка 10 сентября 1825 г. Секундантом К.П. Чернова в тот день стал поэт и декабрист К.Ф. Рылеев.

Выстрелы прогремели практически одновременно – тяжело раненные дуэлянты одновременно упали на землю. Спустя несколько дней они скончались. Первым этот мир покинул 14 сентября 1825 г. Владимир Дмитриевич Новосильцев, которому исполнилось лишь 25 лет. Следом ушел Константин Пахомович Чернов, 23 лет от роду. Екатерина

Владимировна Новосильцева застала своего любимого сына еще живым. Мать похоронила его в московском Новоспасском монастыре и, забрав в серебряном сосуде его забальзамированное сердце, вернулась в Санкт-Петербург.

Похороны Чернова прошли в Петербурге 26 сентября 1825 г. при большом стечении друзей и однополчан. Как и Рылеев, он участвовал в деятельности Северного тайного общества, и его трагическая гибель стала поводом для публичного выступления против тирании, своеобразным предвестником декабрьских событий на Сенатской площади.

Поэт Вильгельм Кюхельбекер в те дни написал стихотворение «На смерть Чернова», страшное в своих призывах.


Клянемся честью и Черновым:
Вражда и брань временщикам,
Царя трепещущим рабам,
Тиранам, нас угнесть готовым!

Нет! не отечества сыны -
Питомцы пришлецов презренных!
Мы чужды их семей надменных,
Они от нас отчуждены.

Так, говорят не русским словом,
Святую ненавидят Русь;
Я ненавижу их, клянусь,
Клянуся честью и Черновым!

На наших дев, на наших жен
Дерзнешь ли вновь, любимец счастья,
Взор бросить, полный сладострастья, -
Падешь, перуном поражен.

И прах твой будет в посмеянье!
И гроб твой будет в стыд и срам!
Клянемся дщерям и сестрам:
Смерть, гибель, кровь за поруганье!

А ты, брат наших ты сердец,
Герой, столь рано охладелый,
Взнесись в небесные пределы:
Завиден, славен твой конец!

Ликуй: ты избран русским Богом
Всем нам в священный образец!
Тебе дан праведный венец!
Ты чести будешь нам залогом!

В сентябре 1988 г. на месте знаменитой дуэли открыли памятник – стелу из серого кованого гранита высотой 2,5 м. Автором сооружения выступил архитектор В.С. Васильковский, а идея установки этого мемориального знака принадлежит директору библиотеки Лесотехнической академии Т.А. Зуевой. На открытии присутствовали потомки К.П. Чернова.

Эта дуэль имела еще одно продолжение. Екатерина Владимировна Новосильцева тяжело переживала смерть сына, понимая, что все случившееся произошло по ее вине. Она приобретает участок с постоялым двором на Выборгском шоссе, где провел последние часы жизни и умер ее сын, и в память о нем решает построить здесь храм и богадельню. В 1842 г. на Выборгском шоссе открывается Орлово-Новосильцевское благотворительное заведение, разместившееся в нескольких зданиях, с однопрестольным храмом Святого равноапостольного князя Владимира в центре ансамбля. Небольшую церковь, как и остальные здания, в стиле классицизма построил в 1834–1842 гг. архитектор И.И. Шарлемань. Закладка храма прошла 1 мая 1834 г., а 15 мая 1838 г. митрополит Филарет освятил готовую к богослужению постройку.


Храм Св. князя Владимира


Вход в храм зодчий решил в виде классического дорического портика с четырьмя колоннами и треугольным фронтоном. Трехъярусная колокольня, квадратная в нижней части и круглая в верхнем ярусе, возвышалась над входом, а основной объем церковного здания был круглым, с невысоким куполом, увенчанным крестом. Главный церковный зал украшало 16 мраморных колонн ионического ордера; подкупольное пространство, разделенное на кессоны, зодчий декорировал розетками. Над образами иконостаса из красного дерева трудился художник А.К. Виги, а для алтаря Е.В. Новосильцева приобрела на выставке две картины М.Н. Воробьева: «Иерусалимский храм» и «Часовня в Вифлееме». Всю лепнину в церкви исполнил скульптор Ф. Торичелли, витражи для алтаря изготовила московская мастерская Орлова. Из храмовых икон можно отметить три образа: «Воздвижение» с деревянным крестом и частицами Древа Господня, а также Георгия Победоносца и Скорбящей Богоматери, созданные греческими мастерами. Новосильцева подарила церкви золоченую утварь из серебра, Евангелие в серебряном окладе с драгоценными камнями и эмалью, большое бронзовое паникадило и бархатную ризу (покрывало).

Небольшая Князь-Владимирская церковь сразу стала настоящим украшением этого пригорода Санкт-Петербурга и пользовалась большой популярностью у прихожан.

В марте 1932 г. церковь закрыли, часть изъятого имущества передали в Русский музей, часть уничтожили, а спустя несколько месяцев разграбленный памятник архитектуры взорвали. Некоторые постройки богадельни сохранились до нашего времени – это дома №№ 1, 3 и 5 по проспекту Энгельса.

На этом мы покидаем станцию «Ланская» и продолжаем наше путешествие в Выборг по Финляндской железной дороге.

Ланска́я - узловая железнодорожная станция в историческом районе Ланская на двухпутном электрифицированном участке Выборгского направления Октябрьской железной дороги между Финляндским вокзалом и станцией Шувалово. Также от станции отходят однопутная (два пути идут только до следующей станции Новая Деревня) электрифицированная линия на Сестрорецк, соединяющаяся с основным направлением в Белоострове и соединительная ветвь со станцией Кушелевка (Приозерское и Ириновское направления). На станции останавливаются все электропоезда, следующие с Финляндского вокзала в сторону Выборга и Сестрорецка, кроме скоростных. Станция расположена на насыпи, между платформами двух направлений проходит Сердобольская улица.

Станция была открыта в 1869 году в составе Финляндской железной дороги. Первое деревянное здание вокзала было спроектировано архитектором Вольмаром Вестлингом. Новое каменное четырёхэтажное здание вокзала было построено в 1910 году финским архитектором Бруно Гранхольмом в стиле «национального романтизма». В настоящее время расположено у железнодорожной насыпи, ниже уровня полотна. В 1934 году к станции подведены пути от Новой Деревни, и она стала принимать поезда на Сестрорецк. Одновременно с электрификацией железной дороги к 4 августа 1951 года на станции были устроены высокие платформы. В тот же период рядом со станцией была построена Ланская электрическая подстанция. В 2003 году платформы и вокзал были реконструированы.

Описание

Станция расположена на насыпи, пути проходят по 2 путепроводам над Сердобольской улицей. В северной (чётной) горловине станции пути проходят по путепроводу над проспектом Испытателей и по путепроводу над Ланским шоссе. Сразу за Ланским путепроводом отходит нечётный путь на Сестрорецк, уходя вниз и проходя под главным ходом. Над Большим Сампсониевским проспектом и Институтским переулком расположены по два путепровода, два двухпутных для поездов от и на Финляндский вокзал и от и на Кушелевку, другие два однопутные только от и на Кушелевку. Есть еще один однопутный путепровод у входного светофора со стороны Кушелевки над Земледельческой улицей. Платформа нечётного направления (на Выборг и Сестрорецк) находится севернее путепровода над Сердобольской улицей. Севернее путепровода также примыкает чётный путь из Сестрорецка (к главному ходу он подходит ещё перед путепроводом над Ланским шоссе, и до примыкания к главному ходу идёт рядом с ним). Платформа чётного направления (на Финляндский вокзал) находится южнее путепровода. С обеих платформ устроены лестничные спуски на тротуары Сердобольской улицы. На станции 3 пути: два главных, на которые прибывают электропоезда и один для грузовых поездов, на него могут приниматься поезда весом до 3500 т. Этот путь отходит на Кушелевку к югу от станции.

О станции Ланская.
Это место находится примерно на северной окраине Выборгской стороны.
С одной стороны к местности примыкает парк лесо-технической академии и застройка по Большому Сампсониевскому проспекту, с другой трамвайный парк, построенный в 1917 году.
Вокруг очень много улиц и небольших жд мостов над ними, все вместе это образовывает целое переплетение всего этого, в котором с первого раза и не разберешься.

1. Ланска́я — узловая железнодорожная станция в историческом районе Ланская на двухпутном электрифицированном участке Выборгского направления Октябрьской железной дороги между Финляндским вокзалом и станцией Парголово. Также от станции отходят однопутная электрифицированная линия на Сестрорецк, соединяющаяся с основным направлением в Белоострове и соединительная ветвь со станцией Кушелевка (направление на Приозерск).
На станции останавливаются все электропоезда, следующие с Финляндского вокзала в сторону Выборга и Сестрорецка, кроме скоростных.
Станция расположена на насыпи, между платформами двух направлений проходит Сердобольская улица. Вход на платформу свободен, турникетов пока нет. Значительная часть станции находится прямо на жд мостах через здешние улицы и переулки.


2. Вход на платформы оборудован прямо через мост над улицей Сердобольской. Справа видны два пути выборгского главного хода, слева путь идущий со станции Кушелевка.


3. Около станции стоит большой и приметный дом сталинской постройки 1953 года. Дом хорошо видно из проезжающих поездов, а сам он является архитектурной доминантой этой местности.

3. Тяговая подстанция постоянного тока, тоже построенная в характерном послевоенном стиле. Выборгское направление Ленинградского жд узла электрифицировали в стандарте постоянного тока в 1951 году, то есть почти сразу после войны.

4. Направление на Выборг. Ближайшая остановка электрички в этом направлении это Удельная.
Путь посередине, это начало ответвления на Белоостров или на так называемую приморскую жд линию, идущую вдоль курортного северного побережья Невской губы. Ветку на Белоостров от Ланской провели в 30-е годы прошлого века.

5. Движение электропоездов тут очень интенсивное. А еще ходят поезда "Аллегро" и много грузовых.

6. Каменное здание вокзала станции Ланская было построено в 1910 году финским архитектором Бруно Гранхольмом в стиле «национального романтизма». В настоящее время расположено у железнодорожной насыпи, ниже уровня полотна.
Саму жд линию на Финляндию построили еще в 1869 году и до 1910 года Ланская имела деревянное пассажирское здание.

7. Внутри мы видим типовой для той эпохи половой кафель.
В здании вокзала немноголюдно, народ предпочитает обилечиваться у контролеров в электропоезде.

8. Фотография вокзала станции Ланская 100-летней давности.
Судя по фото, мостов над улицей Сердобольской еще нет, зато есть простой переезд.

9. Железные дороги Карельского перешейка, или всего, что севернее Невы.

10. Мосты над улицей Сердобольской, которые судя по их виду, построены в 10-е или 20-е годы прошлого века.

11. Вид с мостов на тот самый огромный сталинский дом, внутри которого встроен более ранний дом, который имеет малиновый цвет.

12. Постройка 1913-14 гг., архитектор Николай Товстолес.

В октябре 1917 года в квартире большевички Маргариты Фофановой прятался Владимир Ульянов (Ленин). 30 апреля 1938 года в квартире открылся мемориальный музей В.И.Ленина. В 1991 году помещения были переданы обществу «Знание». В 1997 году квартира продана в частное владение.

13. Около дома очень давно был установлен бюст вождю. На табличке написано, что из этой парадной, в один из дней, вождь пошел вершить революцию.
Историческое место, одно из мест рождения будущего СССР.

14. Дом через дорогу от "ленинского". Он стоит прямо около жд мостов над Сердобольской.
На доме в честь пути В.И. Ленина в Смольный из квартиры Фофановой (в доме напротив) в октябре 1917 года, долго была огромная фреска, изображающая вооружённых матросов и ещё что-то такое, сейчас её уже нет.

Теперь немного о бесчисленных мостах в этих местах.

16. Вид с жд моста над Большим Сампсониевским проспектом. Справа стоит доходный дом 1913 года постройки.
В глубине кстати видна башенка того самого сталинского дома, который стоит около Ланской.

17. Вид на этот мост снизу, со стороны Большого Сампсониевского проспекта. Информации о 3-х этажном доме в викимапии нет.

18. Мосты через Б.Сампсониевский переходят в мостики над Институтским переулком, который идет в глубь парка лесо-технической академии.

19. Вид на мосты с южного направления. Косая ферма придает мосту особую изящность и делает его практически объектом железнодорожной архитектуры.

20. Так это место выглядит со стороны путей. Подо мною мостик через Институтский переулок.

21. Главный 2-х путных ход сворачивает в сторону станции СПб-Финляндский, а прямо передо мною идет однопутная перемычка с Ланской на Кушелевку, по которой осуществляется интенсивное грузовое транзитное движение на Выборг и Скандинавию со стороны остальной России.
В глубине видны дома на Лесном проспекте.

22. Однопутная перемычка с Кушелевки на Ланскую.
Надо сказать, что со стороны путей вся эта местность смотрится совсем иначе, чем снизу.

23. Мосты над улицей Земледельческой, по одному из которых со стороны Выборга пошла электричка. Сразу за тем мостом видны дома по Б.Сампсониевскому.

Кстати о домах:

24. Интересный дом доходный дом Э. И. Гейдериха, который стоит в этом квартале. Год постройки 1908.
Тут вообще очень много красивых домов, особенно сталинской постройки, а основная застройка всех здешних кварталов выполнена в начале и середине 20 века.

25. Жилой дом с пристроенными помещениями. 1951-1953 годы, архитектор В.Ф. Белов. Стоит на углу 1-го Муринского и Б.Сампсониевского проспекта.
И прямо около этого дома по насыпи и жд мостам проходит железная дорога выборгского направления.

26. Жд мосты через 1-й Муринский проспект.

27. А это жд мосты над 1-м Муринским, по которым осуществляется съезд со стороны станции СПб-Финляндский в сторону Кушелевки и далее на Сосново или Ладожское озеро.

28. Нашел в сети вот это. Что это за мост?
Предполагаю, что через Б.Сампсониевский.

29. Вид на мосты со стороны Лесного проспекта. Там за ними есть еще один однопутный мостик, по которому проходит съезд со стороны Кушелевки на Ланскую и Выборг.
Назову всё это выборгской жд развязкой. Она имеет форму 3-х лучевой звезды, соответсвенно с направлениями на Кушелевку - Пискаревку, на Выборг - Белоостров и на СПб-Финляндский. Развязка образовывает много мостов над местными улицами, что выглядит необычным, потому что в иных городах дороги и улицы всегда сворачивают и обходят железные дороги. Тут же все упрямо идет в свою сторону.

30. Интересное фото 30-х годов прошлого века. Тут хорошо виден однопутных мостик над Лесным проспектом, которому осуществляется съезд с Кушелевки на Ланскую. За мостиком виден парк лесо-технической академии. А вот мостов с 2-х путным съездом с СПб-Финляндского на Кушелевку (которые изображены на фото выше) еще попросту нет.
В связи с чем предпролагаю, что их построили либо перед войной, либо сразу после.

31. Снимок 70-х годов. Ничего не изменилось.

Далее идет район метро Лесная и дома по Лесному проспекту. Эта местность непосредственно граничит с районом станции Ланской.

32. Открытое акционерное общество «Конструкторское бюро специального машиностроения» (ОАО «КБСМ»). Разработка огневых средств противовоздушной обороны (ПВО) / воздушно-космической обороны (ВКО). Входит в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

33. Здание стоит на Лесном проспекте и судя по стилю построено еще до войны. Выглядит оно солидно и монументально.

34. Через дорогу от него стоит вот такой типичный для довоенного Ленинграда дом.

35. "Дом специалистов", стоящий на углу Лесного и улицы Кантемировской.
Построен в 1934 - 1937 годах по проекту архитекторов Г.А.Симонова, Б.Р.Рубаненко, Т.Д Каценеленбогена.

Выделяется в силуэте угловой 7-и этажной башней, на фасаде которой со стороны Лесного просп. восстановлена надпись времён блокады: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".

Порлучается, что немцы доставали своей артиллерией даже эти места на Выборгской стороне. Ведь это северная часть города, наиболее удаленная от линии фронта.

36. Это же место в 60-е годы.

37. Стена "дома специалистов".

38. Дома по улице Кантемировской.

39. Наземный павильон станции метро "Лесная".

40. Станция находится на 1-й (красной) линии метро. Построена в 1975 году.
Примечательна тем, что в период с 1995 по 2004 годы была вынужденно конечной. Из-за подземного размыва "красная" линия метро целых 9 лет была разорвана.
Думаю, что жители Гражданки хорошо помнят эту станцию и всю эту историю с размывом.

В этом районе еще много всего и потянет оно не на один пост.

Первое деревянное здание вокзала станции Ланская.
Фотография из железнодорожного музея г. Хювинкяя, Финляндия.
(Прислал М. Браудзе).

Вокзал станции Ланская, построен в 1910 г. по проекту архитектора Б. Гранхольма.
Из статьи А.В. Кобака "Ансамбль за окнами электрички." (ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПАНОРАМА N 1 1998 с. 34,35):
"Ланская демонстрирует рациональную ветвь "нового стиля". Здание, прислоненное к высокой железнодорожной насыпи, предельно аскетично. Его выразительность достигается строгим геометризмом объемов, живописно-асимметричным силуэтом и ритмом оконных проемов: прихотливо разбросанные по глади стен, они отражают внутреннюю структуру здания."

Электропоезд СР3-1270 отъезжает от станции Ланская в сторону Зеленогорска. Фото 50-х годов 20-го века из архива А. Шумкова. Слева и справа видны пути Приморской ветки (на Сестрорецк). Справа вдали видно здании электроподстанции.

Первая деревянная станция Ланская, как мы знаем, появилась к 1870 году на землях графов Ланских, так же как и Ланское шоссе - кратчайший путь к Каменноостровскому проспекту и в центр города. Рядом находилась Императорская лесотехническая академия. В ее парке произошла знаменитая дуэль в сентябре 1825 года между поручиком лейб-гвардии Семеновского полка К, Черновым и флигель-адъютантом поручиком лейб-гвардии Гусарского полка Владимиром Новосильцевым, окончившаяся смертью обоих дуэлянтов. В канун декабрьских событий 1825 года она имела политическую окраску. В 1834-1838 годах в память о сыне графиня Е. В. Новосильцева, урожденная Орлова, построила на месте его гибели церковь Князь Владимирскую и в комплексе с ней три здания богадельни по проекту архитектора И. И. Шарлеманя (пр. Энгельса, 1-3-5).

Станция Ланская была перестроена предпоследней из числа построенных архитектором Б. Грангольмом на этой линии. В ее архитектуре и деталях преобладают рационалистические тенденции архитектуры модерн с высоким качеством отделки деталей. Здание двух-трехэтажное, оштукатуренное, окрашено в два цвета. Цоколь облицован гранитом. Фасады из разнообразных по размерам и формам окон по вертикальным осям объединение групп окон темными плоскостями на cвeтлoм фоне стен, крыши повышенных объемов, завершенные шатром или щипцом и с группой чердачных окон, эркеры, балконы. Характерна мелкая расстекловка оконных заполнений в верхних их частях - распространенный прием в модерне, первоначально использованный австрийским архитектором И. Гофманом.

Архитектура станции Ланской - в стиле чистого модерна, и лишь щипцы да угловая башня свидетельствуют о романтических настроениях автора. Со стороны перрона здание выходит на его отметку вторым этажом из служебных помещений. Это объясняется строительством соединительной линии между Финляндской железной дорогой и Императорской Николаевской. У станции Ланской произошла стыковка новых путей с повышением полотна Финляндской железной дороги с появлением путепроводов-эстакад, предусматривающих в границах города развязку в разных уровнях с улицей Сердобольской, Лесным проспектом, Большим Сампсониевским, Институтским переулком, Земледельческим и прочими. От станции Ланской идет ответвление к станции Кушелевка - первой станции соединительной линии со стороны Финляндской железной дороги.

Чертеж вокзала на станции Ланская, 1909 г., подписанный архитектором Бруно Гранхольмом (можно ). Источник: Национальный архив Финляндии.

Исторические заметки

Вниманию Управления Финляндских жел. дор.

Как известно, местность, расположенная вблизи станции "Ланская", особенно в районе Выборгского шоссе, за последние годы сильно застроилась. Новые каменные и деревянные дома состоят из зимних квартир, занимаемых круглый год семьями лиц, вынужденных ежедневно бывать в Петербурге на службе и по делам.

Наиболее скорое и удобное сообщение с городом поддерживает Финляндская железная дорога.

К сожалению, в зимнее время, когда нужда в теплом, удобном и быстром сообщении среди жителей "Ланской" увеличивается, станция закрывается.

Десятки лиц, заинтересованных в непрерывности сообщения, обращаются к нам в редакцию с просьбами указать пути для исходатайствования остановки местных поездов на станции "Ланская" в течении зимнего сезона.

Полагая, что Управление дорог, закрывая вокзал по окончании летнего сезона, руководствуется экономическими соображениями, пассажиры ходатайствуют об оставлении на зиму вместо станции хотя бы одной платформы без штата станционных служащих и без продажи билетов, по примеру платформ "Графская" и "Дибуны".

Принимая во внимание, что исполнение этой просьбы не вызовет расходов для дороги, а напротив даст ей значительное число новых годовых и разовых пассажиров, мы не можем не присоединиться к настоящему ходатайству жителей "Ланской" и надеемся, что Управление Финляндских казенных железных дорог, вообще отзывчивое к удобствам публики, не откажет и здесь в доле своего внимания.

Жители всего района "Ланской" скажут ему большое спасибо.

error: Content is protected !!