Французский живописец автор картины люксембургский сад. Чем знаменит Люксембургский дворец и сад? Скульптурные группы и статуи

Как в этом замкнутом пространстве
Вмещаются все радости земли?
Фонтаны, клумбы и дворец в убранстве,
Где некогда бывали короли.
Мирошникова Ирина



Левый берег Парижа славится волшебным обаянием истинно французского колорита. Здесь каждый кирпич старинных особняков пропитан тонкими нотками парижского настроения, которое сквозь века проносится романтичными волнами сквозь маленькие кафе, величественные соборы, пленительные розы садов и улыбчивые глаза шумных горожан.



И центром этого прекрасного района, который носит название «Латинский квартал», является роскошный парк в самом конце бульвара Сан-Мишель - Люксембургский сад. Это место не только пронизано нежными строками Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Дидро, Руссо, Эрнста Хемингуэя, и привлекает оно не только тем, что является одним из главных культурных наследий французской столицы, но в первую очередь тем, что Люксембургский сад пропитан той самой неповторимой энергетикой левого берега.



Фонтан Леда

Добраться Люксембургского сада можно как двигаясь пешком вдоль по бульвару Сан-Мишель до самого конца, так и доехав на метро до станции «Люксембург». За высокой кованной оградой, которую вы сразу же приметите, приближаясь к нужному месту, скрывается сад, занимающий площадь в двадцать шесть гектаров

Люксембургский сад с севера ограничен одноимённым дворцом и «Малым дворцом» (Petit Palais), который является официальной резиденцией президента Сената,оранжереей и Люксембургским музеем (Musée du Luxembourg), а с востока — Парижской высшей национальной школой горного дела (Ecole des Mines).




Сад можно условно разделить на две части: вокруг дворца расположены разбитые ещё в XVII в. в строго геометрическом порядке и в классическом французском стиле клумбы и террасы, в восточной и юго-восточной части возникла более поздняя парковая зона в английском стиле.



Сад был разбит в 1611 либо 1612 гг. по заказу итальянки Марии Медичи, вдовы короля Генриха IV, вокруг загородного замка, возводившегося в то время далеко за пределами города. Сад был заложен на землях, принадлежавших монастырю картезианцев, построенному на месте средневековой крепости Шато Вовер.


Крепость была огромной и пользовалась зловещей славой, похожей на репутацию замки Синей Бороды. До наших дней во французском языке сохранилось выражение «aller au diable Vauver», что означает «опасное путешествие». В XIII веке Людовик XI передал эти земли картезианцам, суровому монашескому ордену, основанному святым Бруно (ок. 1030-1101). Прообразом замка послужил Палаццо Питти во Флоренции, в котором выросла Мария Медичи.

Мария скучала по пейзажам любимой Тосканы, поэтому распорядилась посадить вокруг нового королевского замка большое количество деревьев и создать обширные террасированные партеры с эффектными цветниками. По замыслам королевы, разросшиеся деревья со временем должны были образовать настоящий густой лес, для питания которого влагой был спланирован специальный акведук.

Две тысячи вязов, высаженных на территории, сформировали перспективу, которая на юге заканчивалась стеной монастыря картезианских монахов. Медичи хотела расширить территорию сада, но монахи отказывались отдать хоть пядь своей земли, поэтому этим планам суждено было осуществиться лишь в конце 18-го века, после разрушения монастыря во время Великой французской революции.

Сад был изменен в соответствии с замыслами архитектора Жана-Франсуа Шальгрена (Jean-Francois Chalgrin, 1739-1811), который не только расширил и продлил центральную перспективу, но и благоустроил пустовавшую территорию в юго-западной части сада. В этот же период в саду появились балюстрады, которые нависали над центральным цветочным партером и большим прудом (Le Grand Bassin).
В начале 19-го века, прилегающие улочки и дороги превратились в бульвары, но это не оказало какого-либо влияния на общую планировку сада.
Княжеский сад, в котором основоположник стиля рококо Жан Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau, 1684-1721) уединенно работал и искал вдохновение, был открыт для публики в 1778 году. Детскую карусель и театр, героем представлений которого был Гиньоль (Петрушка), создал в 1881 году архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (Jean-Louis-Charles Garnier, 1825-1898). Примерно в эти же годы в саду появились многие укромные уголки и площадки для игр и отдыха.



Оранжерея

Лианы, шалфей, георгины... Цветение растений в клумбах не прекращается в течение всего теплого периода года. Для достижения максимальной декоративности, три раза за год садовники меняют ассортимент растений в каждом цветнике.
В летние месяцы добавляются кадочные растения - апельсиновые деревья, финиковые пальмы, гранатовые деревья, олеандры, некоторым из которых уже более двух столетий. Эти и другие декоративные растения можно увидеть и в оранжерее, построенной в 1839 году и расширенной спустя 50 лет.



В отдалении красуются белые каштаны. В скрытом за кулисами из растений месте расположились лавры, аукубы и бирючина. Здесь также сохранились деревья, выращенные картезианскими монахами в своем собственном питомнике при монастыре, - это, прежде всего, почти две тысячи сортовых яблоневых и грушевых деревьев, посаженные вблизи стен.





Люксембургский сад в полной мере соответствует главному требованию, которое предъявляется сегодня к парижским паркам. Растущие здесь деревья и кустарники хорошо переносят регулярную обрезку, а также толерантны к атмосферным загрязнением и заболеваниями.



Каштаны, липы и клены представляют собой прекрасные убежища для городских птиц. Подавляющее большинство пернатых наиболее активны и наполняют сад звуками весной, но некоторые больше привлекают посетителей в зимнее время, - такие как большой пестрый дятел, воробей, или королек - самая маленькая из европейских птиц



Несмотря на то, что в XIX в. южное крыло дворца и прилегающий к нему сад подверглись значительным изменениям,



Кто послужил моделью для многих статуй по большейчасти относящихся к XIX в., легко понять. Статуи королев и знаменитых дам Франции выстроились вдоль аллей парка. Среди них св. Женевьева, Мария Стюарт, Анна Бретонская, Клотильда Французская.

Анна Австрийская



Возлюбленная Петрарки-Лаура


Св.Батильда


Мария Стюарт


Мария-Луиза Орлеанская


Мария Медичи


Королева марго

Кроме королев можно увидеть и другие скульптуры в парке, в их числе памятник художнику Делакруа скульптора Жюля Далу, а также довольно своеобразная скульптура - дань памяти поэту-сюрреалисту Полю Элюару работы Осипа Цадкина (с произведениями последнего подробнее можно ознакомиться в находящемся неподалёку Музее Цадкина).


Статуя Свободы в Люксембургском саду



В оригинале сад предусматривал большие территории лесных насаждений, цветочных клумб и водоёмы, для снабжения водой которых в 1613—1624 гг. был построен акведук. И даже подковообразный пандус с высокими террасами со стороны сада, огибающий центральный фонтан, существовал в такой форме ещё в начале XVII в





В 1617 г. территория сада была увеличена за счёт части земли картезианского монастыря, по приказу Людовика XIV, внука Марии Медичи, подковообразный пандус дополнила грандиозная перспектива авеню де ль’Обсерватуар, которая ведёт через проложенный здесь парижский нулевой меридиан до парижской обсерватории.





Уже в XVII в. парк пользовался большой популярностью. В XVIII в. Люксембургский сад стал излюбленным местом прогулок литераторов: здесь прохаживались и Руссо, и Дени Дидро.




В последующие годы территория сада испытала много изменений: в 1782 г. его владелец, граф Прованский, брат Людовика XVI и будущий король Людовик XVIII поступился шестью гектарами сада, чтобы провести реставрацию дворца. Во время революции после секуляризациик артезианского монастыря территория Люксембургского сада увеличилась до его нынешних размеров.


В 1865 г. при Наполеоне III была разрезана проложенной рю Огюст Комт (rue Auguste Comte) и зданиями в восточной и южной части. Эти работы затронули в том числе особо любимые Ги де Мопассаном древесный питомник (Pépinière) и ботанический сад. Протесты граждан и пять петиций, одна из которых собрала рекордные для того времени 12 000 подписей, не возымели успеха. Фонтаны



Фонтан Медичи





Фонтан Медичи (1624 г., выполнен в модном тогда итальянском стиле) считается самым романтичным фонтаном Парижа и находится в одном из самых притягательных уголков Люксембургского сада.

Во времена королевы это был типичный итальянский фонтан-грот.



Однако в 1866 году мастер О. Оттен переместил фонтан и дополнил его скульптурной группой, дидактически толкующей миф о Полифеме. Бронзовый прообраз (Ришелье) вот-вот набросится на Галатею (Мария Медичи), ни о чем не подозревающую, лежащую в объятиях пастуха Акида.

Более тихая, скорее похожая на лес юго-западная часть парка заканчивается небольшим фруктовым садом из выращенных на шпалерах грушевых деревьев. Их плода попадают на стол к сенаторам, или же, при наличии большого урожая, отдаются бездомным.







Большой пруд


С пруда открывается перспектива на обсерваторию

Она начала формироваться в 1790 году, когда снесли монастырь, примыкавший к саду. Вдоль проспекта, почти до пересечения с бульваром Montparnasse, тянется сквер. Кроны деревьев, растущих по обеим его сторонам, столь пышны, что образуют плотную лиственную крышу.



В конце сквера установлен фонтан Обсерватории (Fontaine de l’Observatoire), который чаще называют фонтан «Четыре части света». В центре фонтана её автор, скульптор Давиу, расположил скульптурную группу работы Ж.-Б. Карпо. Четыре обнажённые девушки олицетворяют четыре материка - Евразию, Северную Америку, Южную Америка и Африку.







Их лицам приданы черты народов, населяющих континенты, а на плечах они держат земную сферу, окруженную сферой небесной. В плоскости эклиптики небесной сферы расположено кольцо с символами зодиакальных созвездий. Автор, конечно, знал, что материков на планете пять, но Австралия рушила всю композицию, и её пришлось убрать. Из вод фонтанного бассейна рвутся к небесам бьющие копытами кони.




Люксембургский сад - самый «французский» из всех парков города, потому что только здесь можно увидеть истинное предназначение зеленых местечек в Париже, как именно проводят свое свободное время парижане, и, наконец, стать одним из них, уютно усевшись на креслице у фонтана, вдыхая аромат роз и наслаждаясь свежестью зелени, скрывающей от такого с одной стороны далекого и одновременно неизмеримо близкого центра города.
Люксембургский дворец




Мария Медичи

Palais du Luxembourg — дворец, построенный для Марии Медичи по проекту Саломона де Бросса в 1615-31 гг. в Люксембургском саду в Париже, на месте усадьбы покойного герцога Пине из родаЛюксембургов (отсюда и название).



Стиль — переходный от ренессанса к барокко. По заказу Марии Медичи художник Рубенс написал для этого дворцадвадцать четыре холста со сценами из жизни королевы.



Через несколько месяцев после окончания строительстваЛюдовик XIII удалил её из Парижа. После смерти Марии здесь жили её сын Гастон Орлеанский и внучка, «Великая Мадемуазель».




Во время нацистской оккупации во дворце размещалась штаб-квартира люфтваффе во Франции, в нём периодически останавливался Герман Геринг, а генерал-фельдмаршал авиации Гуго Шперле довольно долго в нём жил. В настоящее время здесь заседает Сенат Франции.









































Где находится : Париж, 6й округ, Сен-Жермен,
Как добраться: RER Luxembourg / м.Odeon / St-Sulpice
На что посмотреть : сад, который парижане называют «Люко», разбит перед южным фасадом Люксембургского дворца. Это, пожалуй, самый романтичный из парижских парков. Здесь находят уединение влюбленные, ведут научные споры профессора, старушки кормят с рук птиц, которые давно перестали бояться людей.

Люксембургский сад (Париж, Франция): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg) - дворцово-парковый ансамбль, одна из главных достопримечательностей Латинского квартала Парижа. Сад находится в конце красивого бульвара Сан-Мишель, по которому до него можно добраться. Также можно доехать до Люксембургского сада на метро, выйдя на станции «Люксембург».

В саду стоит Люксембургский дворец - один из лучших архитектурных памятников всей Франции. Перед дворцом располагается огромный прекраснейший фонтан, по водам которого можно даже запустить модель парусника. Чуть в стороне - атмосферный фонтан Медичи 17 века, мраморный, заросший мхом.

Люксембургский сад

Недалеко от центрального входа в Люксембургский сад располагается музыкальный павильон - открытая сцена, на которой постоянно устраиваются концерты, выступают любители и профессионалы. В саду есть множество аттракционов, игровых и спортивных площадок. Что неудивительно, ведь его общая площадь достигает 26 гектаров, есть где развернуться.

Левый берег Сены, через дорогу – Латинский квартал, здания университетов и лицеев Сорбонны. Здесь студенты дописывают домашние задания, здесь народ постарше отдыхает на железных стульях в свой обеденный перерыв, здесь в зеленых аллеях мамы, бабушки и нянюшки выгуливают юных граждан Французской Республики.

Это Люксембургский сад (le Jardin du Luxembourg), 26 гектаров тишины и покоя посреди километров вечной парижской суеты сует. Как не вспомнить тут начало двенадцатиминутной композиции в исполнении Джо Дассена:

«Люксембургский сад...
Как давно я сюда не приходил!
Вот бегают дети, вот падают листья,
Вот студенты мечтают о конце занятий,
А преподаватели – об их начале...».

История. Глоток Флоренции в Париже

Разбить Люксембургский сад распорядилась Мария Медичи (Marie de Médicis) в 1611 году. Это произошло вскоре после того, как простой школьный учитель из Ангулема Франсуа Равальяк (François Ravaillac), обернувшийся вдруг религиозным фанатиком, зарезал ее мужа – короля Генриха IV (Henri IV), сменившего протестантскую веру на католическую ради французского престола. Мария, коронованная по ее настоятельной просьбе за день до гибели супруга, в одночасье стала не только венценосной вдовой, но и регентшей при сыне – восьмилетнем короле Людовике XIII. Словом, полномочий хватало. Да и женщина она была властная – достаточно взглянуть на ее портрет работы Франса Пурбуса Младшего.

Выросшая во Флоренции, одном из центров итальянского Возрождения, Мария и в диковатом для нее Париже стремилась к прекрасному. Когда же она стала полноправной распорядительницей государственной казны , велела не только реконструировать замок за городской чертой, но и обустроить вокруг него сад . А чтобы деревья не зачахли, приказала провести к нему акведук. Строители, вдохновляясь любимым королевой флорентийским палаццо Питти и её личными пожеланиями, за какие-то полтора десятилетия закончили дворец. Надо сказать, что появился он на месте усадьбы к тому времени давно оставившего мир герцога Пине из рода Люксембургов. Если бы имя рода герцога не перешло дворцу и саду, вряд ли сейчас хоть кто-то вспоминал о его светлости.

Люксембургский сад доныне сохранил многое из того, что было задумано и сделано еще в начале XVII века. Например, пандус с террасами вокруг большого фонтана, создающий ощущение, будто ты переходишь из одного измерения сада в другое.

Как добраться

Люксембургский сад расположен не очень далеко от – стоит лишь пересечь Сену по мосту Сен-Мишель (Saint-Michel) и пройти по бульвару Сен-Мишель до улицы Вожирар (Vaugirard), а там свернуть направо.

До Люксембургского сада можно доехать автобусами: № 58, 84, 89, остановка «Люксамбур» (Luxembourg) и № 63, 70, 87, 86, «Сен-Сюльпис» (Saint Sulpice).

На север от Люксембургского сада, хотя и не сказать, чтобы рядом, есть станции метро «Сен-Сюльпис» (Saint-Sulpice – названа по расположенной рядом церкви Святого Сульпиция) и «Мабийон» (Mabillon - в честь ученого и монаха-бенедиктинца Жана Мабильона).

А ближайшая станция метро – «Люксамбур» (Luxembourg) – находится на бульваре Сен-Мишель, наискосок от одного из входов в сад. Возле южной оконечности сада, окаймленной с двух сторон проспектом Обсерватории (avenue de l`Observatiore) есть станция «Пор-Рояль» (Port-Royal).

Ленин с Троцким у Королевских ворот

Возле станции «Пор-Рояль» (в переводе – Королевские ворота) наш соотечественник найдет сразу две виртуальные достопримечательности. Первая – Парижский меридиан (он считался нулевым до передачи этого почетного звания Гринвичскому). Меридиан совпадает с проспектом Обсерватории, а еще он обозначен фонтаном со скульптурой «Четыре стороны света».

Вторая – реальный ресторан «Клозри де Лила» («Closerie des Lilas», в переводе – сиреневый палисадник), в котором теперь уже виртуальные Ленин с Троцким любили играть в шахматы. Впрочем, тут бывали и многие другие известные личности – от Артюра Рембо до Мика Джаггера, который и сейчас живее всех живых. Имеет ли смысл посетить ресторан? Он, мягко говоря, не из дешевых. Но если вы решили пойти по ленинским или джаггерским местам и вполне презираете деньги (особенно когда они есть), то вас, конечно, не испугает фаршированное травами седло ягненка с черными трюфелями за 50 евро или, скажем, устрицы – от 20 до 30 евро за полдюжины. Что уж говорить о фирменной ром-бабе за 12,50!

Люксембургский дворец

Люксембургский дворец (Palais du Luxembourg) был перестроен, напомню, для Марии Медичи в 1615-1631 годах по проекту яркого представителя маньеризма в архитектуре Саломона де Бросса (Salomon de Brosse) .

Неугомонная в своих культурных и политических желаниях Мария заказала для нового дворца не кому-нибудь, а самому Питеру Паулю Рубенсу 21 полотно со сценами из своей собственной жизни и три портрета сверх того. Сейчас они хранятся в .

Но недолго наслаждалась вдовствующая королева садом и дворцом: вскоре после окончания строительства ее сын Людовик XIII (Louis XIII), устав терпеть интриги матери, выслал ее же из Парижа. Он к тому времени больше доверял другому интригану – своему премьер-министру, кардиналу Ришелье. Больше десяти лет скиталась французская королева-итальянка по европейским столицам, пока не окончила дни в одиночестве в Кёльне – в доме своего любимого живописца Рубенса, которого тогда уже два года как не было на этом свете.

А в Люксембургском дворце жизнь шла своим чередом. Тут поселился еще один сын Марии Медичи – Гастон Орлеанский – и его дочь Анна Мария Луиза Орлеанская, между прочим, герцогиня де Монпансье. Эта принцесса королевской крови неприлично долго не могла выйти замуж и потому получила прозвище Великая Мадемуазель. Интриг и заговоров папа с дочкой тоже не избегли, но головы свои, а заодно дворец для потомков, сберегли. И за парком ухаживали.

До самой Великой французской революции 1789 года Люксембургский дворец оставался королевской резиденцией. В 1791-м его объявили Государственным дворцом, где тут же расположились члены Директории – это, если кто забыл историю, революционное правительство так называлось . После падения Наполеона, с 1815 года, во дворце размещалась палата пэров, а с 1879 года – сенат.

Да, вообразите себе – прямо здесь, в парковом дворце, заседают 348 сенаторов, работу которых обеспечивают 2 тысячи сотрудников сената. И пока мы с вами гуляем по дорожкам Люксембургского сада, сенаторы, поглядывая в окна дворца на нас и своих очень немногочисленных часовых, решают судьбы Франции. А может быть, и мира! Сейчас Сенат Французской Республики возглавляет Жерар Ларше. Вот он, на снимке выше, принимает делегацию из Азербайджана.

В сам Люксембургский дворец вы, конечно, не попадете – даже французским депутатам не нравится, когда им мешают работать. А вот в музей дворца – пожалуйста. Подробнее о нем расскажу дальше.

Королевы в каштановых аллеях

Давайте же пройдем по парку. Встав лицом к сенату, двинемся по часовой стрелке зеленого циферблата Люксембургского сада. Далеко идти не придется. Тут же рядом с Люксембургским дворцом мы увидим скульптуру «Женщина с яблоками». Ее автор – Жан Терзиефф. Вообще-то, он выходец из России, точнее из Кабарды, и зовут его Авенир Чемерзин. А его сын Лоран Терзиефф стал известным французским актером.

Еще пара шагов, и мы с вами выходим к одному из прекраснейших фонтанов мира – фонтану Медичи, построенному в стиле барокко все тем же архитектором Саломоном де Броссом для все той же Марии Медичи.

В центральной нише видим прекрасную Галатею с пастухом Атисом как раз в тот момент, когда их застиг ревнивый циклоп Полифем (работа скульптора Оттэна).

А с обратной стороны найдем барельеф «Леда и лебедь» работы де Валуа.

Следуем дальше по нашей стрелке и начинаем любоваться появившимися здесь в XIX веке мраморными статуями знаменитых французских королев: от Марго – Маргариты Наваррской (между прочим, первой жены Генриха IV, с которой он развелся по причине ее бездетности),

до Марии Медичи, его второй и, как вы уже знаете, последней жены.

Рядом под каштанами прячутся скульптуры Клотильды Бургундской, Матильды Фландрской, Маргариты Анжуйской… Нет здесь, правда, нашей Анны Ярославны (известной во Франции как Агнесса Русская), жены короля Генриха I.

Зато есть, конечно, Мария Стюарт. Она, представьте, тоже была королевой Франции, женой короля Франциска II, хотя и недолго – в 1559-1560 годах. А когда болезненный супруг ее скончался, вернулась в Шотландию. Что было дальше, вы знаете из пьесы Шиллера.

Гуляя по Люксембургскому саду, Иосиф Бродский, словно зачарованный, останавливался у статуи королевы-шотландки. И позже написал целый цикл стихотворений «Двадцать сонетов к Марии Стюарт»:

Земной свой путь пройдя до середины,
я, заявившись в Люксембургский сад,
смотрю на затвердевшие седины

мыслителей, письменников; и взад-
вперед гуляют дамы, господины…

И ты, Мари, не покладая рук,
стоишь в гирлянде каменных подруг –
французских королев во время оно –
безмолвно, с воробьем на голове.
Сад выглядит, как помесь Пантеона
со знаменитой «Завтрак на траве».

Мрамор, бронза и Гиньоль

Идем далее, чтобы отдать дань уважения тем, чьи памятники украсили сад: поэтам Полю Верлену и Шарлю Бодлеру (на снимке внизу), романистам Гюставу Флоберу и Стендалю, критику и литературоведу Шарлю-Огюстену Сент-Бёву, композитору Массне, художникам Антуану Ватто и Эжену Делакруа.

Не забудем и поэта-сюрреалиста Поля Элюара – весьма оригинальный памятник ему работы Осипа Цадкина тоже здесь.

Понравилось? Рядом, на улице «д`Асса, 100 бис» (100bis rue d`Assas), расположен Музей Цадкина, его видно из сада. Будет время и желание – заходите посмотреть на другие работы нашего соотечественника (родом он из Витебска), великого французского скульптора. Тем более, что вход в него бесплатный и работает он каждый день, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

А вот и статуя «Свобода, освещающая мир» работы Фредерика Огюста Бартольди (Frédéric Auguste Bartholdi). Высотой она всего два метра. В французы отправили ее 30-тонную 46-метровую «сестру» – в подарок американцам к 100-летию США (подробнее об американской Lady Liberty вы можете прочитать здесь). Но на всякий случай оставили в Париже целых четыре копии: здесь – в Люксембургском саду, а еще – на Лебедином острове посреди Сены, в Музее искусств и ремесел и, наконец, на барже, пришвартованной рядом с у правого берега Сены.

Чуть далее по кругу – маленький театр «Гиньоль» или «Театр кукол Люксембургского сада». Гиньоль – это народный персонаж, сродни Петрушке. Вход – 6 евро. Спектакли здесь дают в 11.00 и в 15.30, но не каждый день. Поэтому, коли будет у вас желание заглянуть к парижскому брату нашего Петрушки, зайдите сначала на сайт театра и сверьте ваши планы с его программой.

Кто только из наших соотечественников не гулял до нас с вами по Люксембургскому саду! Поэт Осип Мандельштам, живший в Париже в 1907-1908 годах, Марина Цветаева, годом позже написавшая стихотворение «В Люксембургском саду». Анна Ахматова весной 1911-го любила бывать здесь со своим дру­гом – нищим, никому не известным художником Амедео Модильяни, чьи работы продаются сейчас за сотни миллионов евро.

Вот мы и сделали круг. Замкнется он для нас возле Музея Люксембургского сада.

Любимый музей Хемингуэя

Музей Люксембургского сада (Musée du Luxembourg) расположился в том крыле Люксембургского дворца, что ближе к оранжерее.

В 1750 году здесь устроили выставку «Королевских полотен». Так здание стало первым общедоступным музеем живописи. Это уже после революции, в 1793 году, для публики открыли ! В 1818 году в Люксембургском дворце появился первый в Европе музей современного искусства, где художники могли еще при жизни выставить свои работы.

В 1871 году куратором музея назначили иллюстратора Андре Жилля, широко известного парижанам своими газетными карикатурами, а еще – нарисованной им вывеской кабачка «Проворный кролик» на . Месье Жилль сумел свести под одну крышу разрозненные собрания произведений искусства и воссоздать музей скульптуры. В 1937 году он стал называться Государственным музеем новейшего искусства.

В 1920-х годах здесь неподалеку, на улице Кардинала Лемуана, жил будущий нобелевский лауреат по литературе Эрнест Хемингуэй. «Я старался выйти какой-нибудь улочкой к Люксембургскому саду и, пройдя через сад, заходил в Люксембургский музей, где тогда находились великолепные картины импрессионистов...», – вспоминал Хемингуэй в книге «Праздник, который всегда с тобой». – Я ходил туда почти каждый день из-за Сезанна и чтобы посмотреть полотна Мане и Моне».

А в 1986-м основную часть коллекции Люксембургского музея передали музею Орсэ. Такая вот «оптимизация»! Сейчас тут в основном проводят тематические выставки. Из последних -«Влюбленный Фрагонар», «Тюдоры», «Ренессанс и мечта: Босх, Веронезе, Эль Греко», «Шагал. Между войной и миром».

Музей открыт ежедневно с 10.00 до 19.00, а по понедельникам и пятницам – до 21.30. Выходной по случаю Рождества – 25 декабря.

* * *

Если у вас остались силы после нашей прогулки по Люксембургскому саду, устройте себе еще небольшой поход по местам боевой славы д`Артаньяна и трех мушкетеров. Согласно роману Александра Дюма, все они жили совсем рядом: Арамис – на улице Вожирар между улицами Кассет и Сервандони, Портос (и, кстати, господин де Тревиль тоже) – на улице Вьё Коломбье (rue du Vieux Colombier – Старой Голубятни), Атос – на улице Феру (Férou). А сам д`Артаньян – на улице Сервандони. Правда, Дюма со свойственным ему юмором оставил ей в своем романе старое название – Могильщиков.

Удачных вам литературно-географических разысканий. Бродите хоть до утра. Можете и вовсе не покидать окрестностей Люксембургского сада, потому что завтра мы с вами пойдем знакомиться с Латинским кварталом. А он тут через дорогу. Точнее, через бульвар Сен-Мишель. Посмотрите на снимок: Пан снят на фоне Пантеона. А Пантеон – это уже Латинский квартал!

Столицы Франции. Упоминая о нем, сами французы говорят в превосходной степени: он самый большой, красивый, романтичный, французский, изумительный. Список эпитетов бесконечен.

Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg) появился в 17 веке благодаря Марии Медичи. Скучая по родной Италии, она задумала построить загородную резиденцию, обрамленную насаждениями, похожую на ту, где выросла.

С момента отрятия для публики стал любимым местом парижан, творческой интеллигенции со всего мира и туристов. По тенистым аллеям с неповторимыми по красоте клумбами, цветочными композициями, переходами, лужайками, водоемами и многочисленными лавочками прогуливались Дидро, Гюго, Э. Хемингуэй, Ахматова, Бродский, другие известные личности.

До сих пор жители французской столицы устремляются сюда, чтобы побродить по аллеям и перевести дух, созерцая природную красоту, полюбоваться фонтанами на особых стульях, похожих на шезлонги, перекусить в многочисленных кафе, поиграть с детьми, встретиться с возлюбленными. Здесь каждому находится занятие. Знайте, что прогулка может затянуться на целый день.

Что представляет собой Сад Люксембург?

Территория самого французского по духу парка огромна. Зеленая зона разрослась до почти 23 гектаров. Она условно поделена на три части:

В центре перед великолепным Люксембургским дворцом, возводимым 16 лет, ставшим местом заседания Сената, раскинулась огромная площадь с великолепным прудом (Le Grand Bassin) и многочисленными скульптурами королевских особ, выдающихся деятелей.

Северо-восточная часть отмечена фонтаном Марии Медичи, напоминающим по форме итальянский грот, окруженный массивными платанами. Около него всегда многолюдно. Напротив, в тени деревьев спрятано уютное кафе, где можно отведать истинно французский завтрак: ароматный кофе с таящими во рту круасанами. Поблизости находятся теннисные корты, площадки для игры в баскетбол и «в мяч» (гольф по-французски), городок для активных детских игр (вход платный).

Сад Люксембург идеален для семейных прогулок. Дети могут попускать в центральном пруду парусники, взятые напрокат, покататься на старинной карусели, прокатиться на лошадках, осликах, вместе с родителями в старинной карете. По давней традиции посмотреть представление в театре марионеток Guignol, где главный персонаж напоминает русского Петрушку. Оно проводится обычно три раза в неделю: по средам и выходным дням.

Юго-западная часть парка самая тихая, похожая на лес. Она заканчивается садом с фруктовыми деревьями, плоды которых попадают к сенаторам на стол, при богатом урожае раздаются нуждающимся.

Достопримечательности сада Люксембург

Из памятников архитектуры интерес вызывают:

Оранжерея (вход с улицы Вожирар), где периодически свои произведения выставляют художники, проводятся концерты, в конце сентября организуется выставка «экспо - осень».

Люксембургский дворец (Palais du Luxembourg), где заседает Сенат. Увидеть шикарное внутреннее убранство удается редкому туристу. Свободный доступ возможен раз в год. В Дни национального достояния, в третье воскресенье сентября дворец открывают для всех желающих. В остальное время экскурсии проводятся в один из субботних дней каждого месяца по предварительной договоренности.

Когда посещать, как доехать?

В любое время года сад Люксембург прекрасен и открыт для свободного посещения: в летние месяцы с полдевятого до восьми часов вечера, зимой с 8.00 до 17.00 часов. Если, будучи в Париже, Вы намерены увидеть все своими глазами, выбирайте , следующее до станции Odeon или поезд RER B «Luxembourg».

Ориентиром служит высокая кованая ограда и поток людей, непрестанно спешащий окунуться в особую атмосферу Сада Люксембург.

Великолепный Люксембургский дворец, выходящий фасадом на самую длинную улицу Парижа – Вожирар, был возведен вдовой Генриха IV Марией Медичи в память о дворце Питти и саде Боболи в ее родной Флоренции.

Сегодня дворец является местом заседаний французского Сената, а его прекрасный Люксембургский сад, который по праву считается «легкими» Левого берега, стал местом паломничества парижан.

Летом этот сад, с его строго распланированными лужайками, красочными цветниками, прекрасными деревьями (некоторые из них растут в гигантских горшках и на зиму переносятся в закрытое помещение) привлекает толпы народа, а самое популярное тенистое место, куда все стремятся, – это окруженный платанами фонтан Марии Медичи в северо-восточном углу сада.

Большинство лужаек сада не имеет оград, но для отдыха вдоль посыпанных гравием дорожек предусмотрительно расставлены металлические скамейки. Можно также полежать на газоне, если вы найдете свободное пространство меж лежащих здесь сотен молодых тел. Другое место отдыха – симпатичное тенистое кафе , находящееся приблизительно в 100 метрах к северо-востоку от водоема.

На центральном круглом пруду дети пускают кораблики (их можно взять напрокат), а западная часть парка отдана активным видам отдыха: здесь расположены теннисные корты, большая детская спортивная площадка, площадка для прогулок на осликах и конечно же песочная площадка для игры в шары.

По всему парку рассредоточены многочисленные скульптуры, в их числе памятник художнику Делакруа скульптора Жюля Далу, а также довольно своеобразная скульптура – дань памяти поэту-сюрреалисту Полю Элюару работы Осипа Цадкина; с произведениями последнего подробнее можно ознакомиться в находящемся неподалеку Музее Цадкина.

Более тихая, скорее похожая на лес юго-западная часть парка заканчивается небольшим фруктовым садом из выращенных на шпалерах грушевых деревьев; их плоды попадают на стол к сенаторам, или же, при наличии большого урожая, отдаются бездомным.

В помещении Оранжереи (вход со стороны дома № 19 по улице Вожирар, напротив улицы Феру) устраиваются временные художественные выставки. В последнюю неделю сентября здесь ежегодно проводится выставка «Экспо-Осень»; на ней можно увидеть фрукты и цветочные композиции, выращенные, в том числе и в Люксембургском саду (Jardin du Luxembourg) и его теплицах.

Добраться до Люксембургского сада можно как двигаясь, пешком вдоль бульвара Сан-Мишель до самого конца, так и доехав на метро до станции «Люксембург». За высокой кованой оградой, которую вы сразу же приметите, приближаясь к нужному месту, скрывается сад, занимающий площадь в двадцать шесть гектаров.

История Люксембургского сада

Люксембургский сад был разбит в 1611-1612 годах по заказу итальянки Марии Медичи, вдовы монарха Генриха IV, вокруг загородного дворца, возводившегося в то время далеко за пределами города. Прообразом дворца послужил Палаццо Питти во Флоренции, в котором выросла Мария Медичи.

Несмотря на то, что в XIX столетии южное крыло замка и прилегающий к нему сад подверглись значительным изменениям, Люксембургский дворец сохранил свой лёгкий итальянский флёр, который ещё более подчёркивают выращенные в кадках пальмы.

В оригинале Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg) предусматривал большие территории лесных насаждений, цветочных клумб и водоёмы, для снабжения водой которых в 1613-1624 годах был создан акведук. И даже подковообразный пандус с высокими террасами со стороны сада, огибающий центральный фонтан, существовал в такой форме ещё в начале XVII столетия.

Мраморные статуи, в том числе памятник королеве Марии Медичи, появились лишь в XIX веке. В парке размещено большое количество статуй и произведений искусства, среди которых есть одна из четырёх парижских статуй Свободы Фредерика Огюста Бартольди высотой около 2 метров.

В 1617 году территория Люксембургского сада была увеличена за счёт части земли картезианского монастыря, по указу Людовика XIV, внука Марии Медичи, подковообразный пандус дополнила грандиозная перспектива авеню де ль’Обсерватуар, которая ведёт через проложенный здесь парижский нулевой меридиан до парижской обсерватории.

Уже в XVII столетии парк пользовался огромной популярностью. В XVIII веке стал излюбленным местом прогулок литераторов: здесь прохаживались и Руссо, и Дени Дидро. В последующие годы территория сада испытала достаточно много изменений: в 1782 году его владелец, граф Прованский, брат Людовика XVI и будущий король Франции Людовик XVIII поступился шестью гектарами сада, дабы провести реставрацию дворца.

Во время Французской революции после секуляризации картезианского монастыря территория Люксембургского сада увеличилась до его нынешних размеров. В 1865 году при

error: Content is protected !!