Исаакиевский собор. Колоннада. Виды с высоты. Исаакиевский собор – история или обман русов по-крупному Кто расписывал исаакиевский собор

В связи с передачей Исаакиевского собора РПЦ город буквально разделился на два лагеря: одни радуются, другие - подписывают петиции против этого решения. Поэтому выбрали для вас истории об Исаакии, которые помогут сложить собственное мнение о передаче собора, а также выяснить, при чём здесь инопланетяне, строил ли собор Монферран и как символ города на Неве чуть не перевезли в США.

Исаакиевский собор, одно из самых впечатляющих строений Петербурга, был освящён (30 мая) 11 июня 1858 года. Его история, которая ведёт своё начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и удивительных фактов. Строительство собора задумал ещё Пётр І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил особенным образом почтить святого. Но завершилось строительство уже во время правления Александра II. В разные годы собор был укрытием для искусства и площадкой для физических опытов.


Первый Исаакиевский собор был создан в 1707 году по указу Петра I на месте чертёжного амбара рядом с Адмиралтейством. Собор четыре раза перестраивали - четвёртое воплощение мы видим сейчас.

В первой деревянной церкви Исаакия Далматского венчались Пётр I и Екатерина I. Вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 году: первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем.

Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно повреждён ударом молнии. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. При Екатерине II в строительстве начали использовать мрамор, но достроить успели едва ли до половины. Затем Павел I распорядился докончить стройку кирпичом, а мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно: кирпичные стены высились на мраморном основании. Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга». Александру I выстроенное предками не понравилось вовсе, и он велел здание сломать и построить новое - из гранита.


Архитектором Исаакия в том виде, в котором мы его знаем, был Огюст Монферран. Строительство продолжалось 40 лет. Легенда гласит, что некто нагадал Монферрану смерть после того, как собор будет возведён, поэтому тот и не спешил заканчивать процесс.

И всё же достроил: летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского - покровителя Санкт-Петербурга. Скорее всего, это было случайным совпадением, однако через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран умер.

Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя - Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение «военных» усов, то ли самодержцу не по нраву пришёлся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них и сам Монферран. Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние, поражённый подобным отношением императора, и через 27 дней умер. По легенде, когда время подходит к полуночи, призрак Монферрана появляется на смотровой площадке и обходит свои владения. Призрак его не злобный, к посетителям, задержавшимся на площадке, относится снисходительно.

Технические новшества и вмешательство инопланетян


На каменоломнях на острове Пютерлакс под Выборгом вырубали гранитные монолиты для колонн весом от 64 до 114 тонн, мрамор для облицовки интерьера и фасадов собора добывали на Рускольских и Тивдийских мраморных ломках.

Доставка огромных блоков к месту строительства, установка 112 монолитных колонн и возведение купола потребовали от строителей многих технических нововведений. Одним из инженеров, которые возводили Исаакиевский собор, был изобретён полезный рельсовый механизм, облегчавший труд строителей. Для создания статуй и барельефов применили новейшую технологию гальванопластики, что позволило впервые в мире разместить многометровые медные статуи на высоте.

Но некоторые утверждают, что возвести подобный собор было не под силу даже сотням человек, а потому без вмешательства инопланетян, как и при строительстве пирамид в Египте, тут не обошлось.


Исаакий - это сокровищница цветного камня. Здесь использованы бадахшанский лазурит, шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский, а также 16 тонн малахита. Еле уловимый запах благовоний, который можно уловить в соборе, источают пластинки из малахита, украшающие колонны у главного алтаря. Мастера их скрепляли специальным составом, сделанным на основе миро (особое благовонное масло).

Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.


Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За 50 лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией: считалось, что пока стоят леса, правит и династия Романовых.

Легенда, надо сказать, небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и абы какие материалы для его восстановления не годились), а средства выделяла царская казна. Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

После революции храм подвергся разорению. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из него было изъято 48 килограммов золота и более двух тонн серебра.

В связи с политикой государства 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. Это и спасло храм от разрушения: сюда стали водить экскурсии, на которых посетителям рассказывали о страданиях крепостных строителей здания и о вреде религии.

В том же году в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко: благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией. В пасхальную ночь 1931 года семь тысяч ленинградцев набились в Исаакиевский собор, где слушали лекцию профессора Каменщикова, посвящённую опыту Фуко. Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя, символизирующая Святой Дух.


В 1930-е годы прошёл слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало. Судя по тому, что Исаакиевский собор и поныне стоит на своём месте, сделка сорвалась.

Во время Великой Отечественной войны собор пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I. Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола. Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным, что позволило спасти множество произведений искусства накануне наступления фашистской армии.

Исаакий - музей или храм?


С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает исключительно как музей.

На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Здесь и сегодня можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней - всех, что использовали при строительстве храма.

В 1990 году впервые с 1922 года в храме совершил Божественную литургию патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником „Исаакиевский собор“ и Санкт-Петербургской епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.


Сейчас вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ и выселении музея считается решённым. Церковь неоднократно высказывала свои притязания на владение собором, но всегда получала отказы ввиду нецелесообразности подобного решения, ведь музей приносит доходы в городскую казну - 700-800 миллионов рублей ежегодно.

Что же изменилось теперь, кто будет являться собственником храма и платить за реставрацию и содержание объекта? Формальным собственником Исаакиевского собора останется Петербург, так как объект ЮНЕСКО должен по закону находиться в собственности государства. РПЦ будет пользоваться храмом на безвозмездной основе: Исаакий передают не в вечное пользование, а в аренду на 49 лет.

Оплачивать содержание и нужды собора будет митрополия. Сколько на это понадобится денег, тоже пока не ясно. Ранее озвучивалась цифра 200 миллионов рублей: столько тратил музей ежегодно и на содержание, и на реставрацию.

Кроме того, между РПЦ и Минкультом будет заключён договор о сохранности музейных ценностей, которые останутся в соборе. Представители патриархии уверяют, что все желающие могут посещать собор, как и прежде, и более того - обещают сделать бесплатный вход против нынешних 200 рублей, платными останутся подъём на колоннаду и экскурсии. Эти средства РПЦ будет тратить на содержание собора, за реконструкцию будет платить петербургская казна.

Как утверждают в РПЦ, для проведения экскурсий будет создано специальное церковное агентство, его работа будет оплачиваться за счёт пожертвований, не облагающихся налогом. Музей Исаакиевского собора переедет на Большую Морскую и Думскую улицы. Но пока не произойдёт передачи, музей будет управлять деятельностью собора. Сейчас в Исаакиевском соборе и Спасе на Крови работают 400 человек, часть сотрудников может ждать сокращение. Также свой пост может покинуть директор музея Николай Буров.

Фото: Visit Petersburg, pravme.ru, panevin.ru

Религиозные сооружения всегда отличались внушительными размерами. Православные храмы и колокольни - не исключение. Некоторые из них взметаются ввысь на 100 метров и больше. Высота Исаакиевского собора и может составить конкуренцию самым высоким православным храмам.

Один из великих

Так по праву можно назвать Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Ведь он - один из значительных и красивейших купольных сооружений мира. По размерам этот храм превосходят только соборы Святого Петра (Рим), Святого Павла (Лондон) и Святой Марии (Флоренция). В России выше Исаакиевского собора считается только заново отстроенный храм Христа Спасителя в Москве, его высота вместе с крестом составляет 103 метра.

Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге достигает 101,5 метра. Он занимает площадь в 4000 кв. м. Подсчитан и общий вес храма - около 300 000 тонн. Одномоментно он может вместить в себя около 12 000 человек. Окружают собор 112 монолитных колонн. Высота колонн Исаакиевского собора, вернее, некоторых из них, достигает 17 метров.

Это пятикупольный храм, диаметр главного купола которого составляет около 25 метров. Еще четыре маленьких купола установлены над четырьмя звонницами, расположенными по углам основного объема здания.

История создания

Ныне существующий Исаакиевский собор - четвертый, построенный на этом месте.

Первой в 1707 году была возведена Исаакиевская церковь, простая, деревянная, но с высоким шпилем. Церковь была возведена по приказу Петра Первого, и в день его рождения состоялась закладка храма. А поскольку 30 мая - это еще и день почитания преподобного Исаакия Долматского, церковь получила его имя. По решению Петра через два года были проведены реставрационные улучшения храма. В этой же церкви в 1712 году царь венчался с Екатериной.

Однако в 1717 году началось строительство каменной Исаакиевской церкви. Деревянная к этому времени обветшала. Новая каменная церковь не отличалась особой красотой. Очень походила на Строительство ее было завершено в 1727 году. Однако близкое соседство с Невой (оседание грунта) и пожар, вызванный ударом молнии в 1735 году, со временем привели строение в негодное состояние. И хотя его пытались реставрировать, хороших результатов добиться не удалось. Было принято решение разобрать церковь и построить новую, более значимую, т. е. не церковь, а собор. Но тогда еще нельзя было предположить, какая высота Исаакиевского собора станет окончательной.

Третий собор при Екатерине Второй

Строительство нового собора началось по приказу Екатерины Второй в 1768 году. Архитектором проекта стал А. Ринальди. Пять куполов и высокую колокольню должен был иметь собор по замыслу архитектора. Однако до конца воплотить свои замыслы ему не удалось. Когда умерла Екатерина Вторая, строительство было доведено только до карниза здания. Работы были в это время приостановлены, А. Ринальди уехал на родину.

Новый царь Павел вскоре велел продолжить строительство собора и поручил это сделать архитектору В. Бренна, который значительно исказил первоначальный проект, особенно в отношении куполов и шпиля. Купол остался один, да и тот уменьшился в размерах. В результате высота Исаакиевского собора в Петербурге, который был освящен в 1802 году, была значительно ниже запроектированной А. Ринальди. Храм получился совсем неказистым.

История строительства современного Исаакиевского собора

Совсем не соответствовал собор статусу столицы. Поэтому не прошло и семи лет, как был объявлен конкурс на строительство нового. Александр Первый поставил условием сохранение трех алтарей, существовавших ранее. Один за одним отвергал царь предлагаемые проекты. В конце концов разработать проект поручили молодому французу. В начале 1818 года проект был утвержден царем.

Для руководства строительством была создана специальная комиссия, а в 1819 году заложили первый камень.

Однако вскоре с критикой проекта выступил известный архитектор А. Модюи. Основные его замечания сводились к непрочности фундамента и неправильности проектирования главного купола. Пришлось проект переделывать и дорабатывать, зато были учтены все замечания. Только в 1825 году проект был окончательно утвержден, а строительство собора продолжилось. Завершилось оно через 40 лет.

Кстати, высота Исаакиевского собора и колокольни Ивана Великого в Москве по тем временам считалась самой значительной.

Смотровая площадка собора

Если до 1917 года Исаакиевский собор считался главным собором Петербурга, то после нее он превратился в музей. В годы Великой Отечественной здание храма особо не пострадало, хотя и было посечено осколками снарядов.

В настоящее время собор по-прежнему является музеем, однако по праздникам с разрешения дирекции там проводятся богослужения. Первое состоялось в 1990 году.

На колоннаде собора сооружена смотровая площадка, с которой открывается прелестный вид на город. Увидеть можно практически все основные Зимний дворец, Адмиралтейство, Васильевский остров с Академией художеств, и другие.

Высота составляет 43 метра. Выше - только колокольня смотровая площадка которой сооружена на высоте 50 метров.

Примечательно то, что в петербургские белые ночи площадка Исаакия работает круглосуточно.

Из Петербурга в Москву

Высота Исаакиевского собора и колокольни Ивана Великого интересует многих любителей истории и памятников архитектуры России. О петербургском соборе пока все сказано. Настало время отправиться в Москву, в самый ее центр.

Колокольня Ивана Великого расположена на Соборной площади Кремля. Полное ее название - церковь-колокольня Иоанна Лествичника. В 2008 году ей исполнилось 500 лет.

Высота колокольни Ивана Великого достигает 81 метра (без креста).

В колокольне расположены музеи, к примеру, истории Московского Кремля. Имеется здесь и смотровая площадка.

История колокольни Ивана Великого

Некоторые источники свидетельствуют, что на этом месте в 1329 году была возведена церковь христианского богослова Иоанна Лествичника, специально предназначенная «под колокола». Однако позже она была разрушена.

В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин построил здесь же из белого камня и кирпича трехъярусный столп, высота которого была около 60 метров. В нижнем ярусе находилась непосредственно церковь, в верхних - колокола. Сооружение было возведено в память об Иване Третьем.

Позже церковь несколько раз перестраивалась. Так, при Борисове Годунове была увеличена высота основного столпа. В результате высота колокольни Ивана Великого стала ровняться 81 метру. А чуть раньше к ней была пристроена звонница, предназначенная для больших колоколов, еще с одним храмом.

В годы нашествия Наполеона колокольня пострадала, частично была разрушена. В последующие годы проводились реставрационные работы.

Колокола современности

В настоящее время на колокольне Ивана Великого сохранился 21 колокол. Три из них, самые большие, установлены на Филаретовой пристройке и звоннице - Успенский (более 65 тонн), Реут (Ревун, почти 33 тонны) и Семисотный (13 тонн).

Непосредственно на колокольне располагаются 18 колоколов, конечно, меньших размеров. На нижнем ярусе установлены шесть из них. Кстати, названия у них очень своеобразные: «Медведь», «Лебедь», «Широкий», «Новогородский», «Слободский « и «Ростовский». Вес их тоже внушительный - от 3 до 7 тонн.

На втором ярусе размещается 9 колоколов, размер которых еще меньше. Наконец, на самом последнем, третьем ярусе установлены еще три колокола.

Первоначально все колокола висели на балках из дерева, значительно позже они были перемещены на металлические.

Все колокола колокольни Ивана Великого действующие. Они звонят по праздникам.

В заключение можно добавить, что, конечно, высота Исаакиевского собора и колокольни Ивана Великого впечатляет. Однако еще в большее восхищение приводит весь их облик, ведь они по праву являются шедеврами мировой архитектуры.

– один из символов Санкт-Петербурга, яркая городская доминанта. Это не только величайшее архитектурное произведение девятнадцатого века, но и четвертое по размеру купольное сооружение в мире. Мощный масштаб современного варианта здания поистине поражает всякое воображение.

Лаконичное начало, неудачные проекты

Небольшая деревянная церковь в честь преподобного Исаакия Далматского была построена по указу и под надзором Петра Великого в 1707-ом году неподалеку от Адмиралтейства. Немного спустя ее сменила каменная. Третий храм разрабатывал Антонио Ринальди, но его проект не был полностью реализован. Достроенное обычное кирпичное здание другим итальянским архитектором Винченцо Бренном на могущественном мраморном фундаменте Ринальди получилось нелепым, уродующим облик центра города.

Расцвет русского классицизма

Период проектирования четвертого собора пришелся на ренессанс русского классицизма. Данному стилю присущи черты монументализма, величия, пропорциональной строгости, гармоничного единства с архитектурой окружения. При строительстве Исаакия классицизм приобрел характер позднего, так как в Европе наблюдалось в то время смешение стилей. В 19 столетии начинает стремительно развиваться эклектическое направление. Что явно прослеживается в некоторых элементах как снаружи, так и внутри сооружения.

Архитектурная задумка

В 1809-ом году начались работы по подготовке проекта и строительству обновленного : величественного, соответствующего общему архитектурному стилю центра Петербурга. Автором окончательного проекта стал Огюст Монферран. За основу он взял традиционный для восемнадцатого века тип храма: пятикупольный, центричный, квадратный в плане.

В стандартный чертеж он внес свои изменения: немного “вытянул” его на запад и восток, сделав из квадрата прямоугольник, а в середину поместил выступающий на север и юг квадрат. В результате всех этих преобразований центральная часть стала сильно выделяться и приобрела особенно важное значение.

Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой. Цилиндр венчает огромный позолоченный купол. По сторонам от центральной части храма установлены четыре колокольни. Они украшены небольшими позолоченными главками. Сочетание размеров основного и дополнительных куполов создает впечатление устремленности всего строения ввысь.

Фасады дополнены портиками с семнадцатиметровыми колоннами, которые тоже весьма примечательны: они выполнены из гранита и имеют гранитные основания с вырезанными в них ступенями. Каждая из колонн весит сто четырнадцать тонн.

Один из двух портиков с шестнадцатью колоннами повернут к набережной Невы и установленному на ней Медному всаднику, второй – к Исаакиевской площади. Алтарная часть снаружи украшена восьмиколонным портиком, такой же установлен и в западной части храма. Благодаря такому архитектурному решению входы в собор оказались по бокам от алтаря.

Треть восточной стены храма занимает аттик. Такой крупный размер был продиктован необходимостью сохранить освященную часть предыдущей версии храма. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями звонниц и пилястрами, украшающими углы сооружения.

Стены храма облицованы серым мрамором. Гладкими их назвать нельзя: они буквально изрезаны непомерно большими окнами с массивными наличниками – этот прием зрительно увеличивает и без того крупное сооружение. Тот же эффект создают и огромные двери: площадь каждой составляет сорок два квадратных метра, вес створки – без малого десять тонн.

Архитектурно-художественный декор

Сохраняя традиции классицизма, ведущий архитектор решил вопрос касательно архитектурно-художественного убранства здания несколько по-своему. В итоге, Исаакиевский собор – замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.

В девятнадцатом веке для украшения зданий широко использовалась скульптура, и Исаакий не стал исключением. Грамотное расположение скульптурных композиций сглаживает переходы от одних частей сооружения к другим, усиливая при этом впечатление от отдельных элементов.

Устройство собора стандартно для православных церквей восемнадцатого столетия: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство делится на три нефа с помощью внушительных пилонов. Высота центральной части составляет шестьдесят девять метров, крайних – двадцать восемь метров.

В иконостасе сделаны три арки. Центральная украшена двумя лазуритовыми колоннами, через нее осуществляется вход в главный алтарь святого Исаакия Далматского. Алтарное окно украшено одним крупнейших европейских витражей: его площадь составляет двадцать восемь квадратных метров. Он создан немецким мастером Айнмиллером, и характеризуется тщательным подбором цветов, их яркостью и глубиной.

Витражи крайне редко используются в православных сооружениях, однако в данном случае они не только отлично вписываются в окружающую обстановку, но придают ей особенно торжественный вид. Боковые арки ведут в приделы с малыми иконостасами святого Александра Невского и святой Екатерины.

Богато украшен и барабан центрального купола: золоченые скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов. Свет из многочисленных окон отражается от позолоченных скульптур, и в сочетании с богатой живописью они производят на посетителя потрясающий эффект.

К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов – он расписал плафон площадью восемьсот шестнадцать квадратных метров. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным – это придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. Нижний край плафона оформлен таким образом, чтобы смягчить переход от строгих архитектурных форм к пышным и торжественным художественным изображениям.

Под самим куполом парит запечатленный в скульптуре голубь, символизирующий собой Святой Дух. Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по три тонны каждая – они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия.

В целом собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.

Величественный собор, возвышающийся на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга - самый большой православный храм города, возведённый в I половине XIX века. В настоящее время имеет статус музея, является памятником архитектуры федерального значения и одной из визитных карточек северной столицы.

Среди многих достопримечательностей Санкт-Петербурга особое место занимает собор преподобного Исаакия Далматского, выразительный силуэт которого доминирует над одноимённой площадью города. Его общий вид, размеры, декоративное оформление и убранство интерьеров впечатляют и завораживают, заставляя снова и снова преклоняться перед мастерством зодчих, скульпторов и художников, украсивших город на Неве этим грандиознейшим строением, в наши дни являющимся одним из главных символов северной Пальмиры.

С историей собора, трижды отстраивавшегося перед тем, как предстать перед нынешним поколением в настоящем виде, тесно переплетены имена государей российских от Петра Великого , приказавшего устроить специально для рабочих судостроительного предприятия церковь, до императора Александра II , при котором нынешний собор был освящён.

Первая Исаакиевская церковь времён Петра I

Согласно воле государя Петра I в 1703 году в заболоченной дельте Невы началось масштабное строительство новой столицы будущей империи, на котором были задействованы тысячи и тысячи людей. Например, на Адмиралтейской судостроительной верфи трудились одновременно более десяти тысяч человек, и именно для них государь Пётр I повелел устроить храм, дабы перед работой и после её завершения набожный рабочий люд мог предаваться молитвам, не тратя для этого времени на дорогу до ближайшей церкви.

Поскольку все силы были брошены на строительство кораблей, новый храм решено было устроить в уже существующем помещении, каким и стал расположенный с западной стороны от здания чертёжный амбар.

На выделенные из казны средства срубленное из круглых брёвен здание амбара, длина которого составила 18 метров, ширина - 9 метров, высота до крыши - от 4 до 4,5 метров, с наружной стороны обшили горизонтальными 20-ти сантиметровыми досками, для лучшего стока дождевых вод и снега придали крыше угол наклона чуть более 45 градусов, а саму её, также деревянную, покрыли надёжным раствором из битума и воска (таким раствором в те годы смолили днища кораблей). Новый храм с небольшой главкой и одноярусной колокольней со шпилем над входом освятили в 1707 году во имя прп. Исаакия Далматского, в день памяти которого (30 мая по юлианскому календарю) родился государь Пётр I. Кстати, над возведением шпиля трудился голландский мастер Харман ван Болос, а всеми работами на верфи, в том числе и обустройством Исаакиевской церкви руководил один из сподвижников Петра I - генерал-адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин .

Сырой климат не щадил первые деревянные постройки, пострадало от него и здание Исаакиевского храма. Спустя всего два года после освящения возникла срочная необходимость в проведении реставрационных работ. Одной из причин, вынудившей государя Петра I принять решение о реставрации храма, сыграло желание императора благоукрасить небольшую церквушку. К 1712 году ремонтно-реставрационные работы были завершены, и именно в этом храме, в документах тех лет числящемся Исаакиевским собором, 1 марта (19 февраля по старому стилю) 1712 года Пётр I обвенчался с Мартой Самуиловной Скавронской (будущей государыней Екатериной I).

Второй храм прп. Исаакия Далматского

Даже после проведенных ремонтно-реставрационных работ к 1717 году первый Исаакиевский храм настолько обветшал, что было решено перестроить его в камне. Автором проекта второй Исаакиевской церкви стал немецкий зодчий и скульптор Георг Иоганн Маттарнови, выбравший для неё стиль «петровского барокко», поэтому храм с двухъярусной колокольней, увенчанной высоким тонким шпилем, с характерной для этого стиля сдержанностью убранства и чёткостью членений стал разительно похожим на Петропавловский собор . Самодержец проект одобрил, и 6 августа 1717 года собственноручно заложил первый камень в основание нового храма (на этом месте сейчас установлен памятник Петру I - Медный всадник). Спустя два года после начала строительных работ архитектор Г. И. Маттарнови скончался, и возведение церкви продолжил его соотечественник - зодчий Николай Фёдорович Гербель. Но и этот немецкий мастер не дожил до дня окончания работ (умер в 1724 году), да и сам государь не увидел новую церковь завершённой (в 1725 году он скончался), а закончил строительство и обустройство храма в 1727 году мастер каменных дел Яков Неупокоев.

Несмотря на то, что в строительстве церкви принимали участие разные зодчие, проект Г. И. Маттарнови был полностью воплощён в жизнь - здание в форме греческого креста, расстояние между южной и северной точками которого равнялось 32,4 метрам, а между восточной и западной - 20,5 метрам, венчал купол, опирающийся на четыре мощных столба и с наружной стороны покрытый железом. Фасады здания между окнами были декорированы пилястрами, над куполом и шпилем колокольни возвышались золочёные медные кресты, на стройной колокольне высотой 24,7 метра были установлены часы-куранты, привезённые государем Петром I из Амстердама.

Для нового храма резчиком по камню и скульптором Иваном Петровичем Зарудным был изготовлен и обильно украшен позолотой резной иконостас, а из первой Исаакиевской церкви были перенесены престол и церковная утварь.

Казалось бы, выстроенный в камне храм, в отличие от своего предшественника, простоит долгие десятилетия, но этого не случилось - за несколько лет воды Невы размыли берег, почти у самого края которого и находился соборный храм, начал разрушаться его фундамент и по стенам пошли трещины. А после того, как в мае 1735 года во время грозы от удара молнии в храме случился большой пожар, во время которого сгорели все хозяйственные пристройки и обрушились деревянные своды самого храма, службы в нём прекратились. Практически сразу после пожара соборный храм решено было восстановить, и уже в июне 1735 года после составления сметы начались ремонтные работы, руководил которыми бригадир Любим Иванович Пустошкин. На выделенные из государевой казны средства (две тысячи рублей) восстановили стены, своды сделали каменными, железный купол заменили медным и богослужения в соборе возобновились.

Но в ходе восстановительных работ выяснилось, что из-за осевшего грунта здание рано или поздно начнёт разрушаться, поэтому для подробных выяснений предполагаемых разрушений Сенат направил главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Савву Ивановича Чевакинского, предоставившего после тщательного обследования заключение о невозможности сохранения собора.

Третий Исаакиевский собор - детище Антонио Ринальди

Наряду с вновь начавшимися в соборе божественными литургиями продолжались, правда, безрезультатные, разговоры о возведении нового соборного храма. Шло время, менялись государи, но дальше споров дело не продвигалось. Только в июле 1761 года наметилось некоторое подобие деятельности - решение о необходимости возведения нового соборного храма наконец-то приняли, и руководителем строительства указом Сената был назначен архитектор С. И. Чевакинский.

Как долго принимали решение, так же долго откладывалось начало самих работ, и лишь с восшествием на российский престол государыни Екатерины II дело сдвинулось с мёртвой точки. Императрица, считающая себя преемницей идей Петра I, полностью одобрила возведение нового собора, связанного с именем государя-реформатора. Назначенный ещё Сенатом руководителем работ С. И. Чевакинский подал в отставку, поэтому был найден новый архитектор - итальянец Антонио Ринальди. В 1766 году вышел указ о начале строительных работ на участке, намеченном С. И. Чевакинским, а в августе 1768 года состоялась торжественная закладка нового здания собора с увековечиванием этого события выпуском специальной памятной медали.

Согласно составленному А. Ринальди проекту был создан макет будущего собора - великолепного здания в стиле раннего классицизма с облицованными разноцветным мрамором фасадами, пятью куполами и высокой стройной двухъярусной колокольней.

Возведение собора продвигалось очень медленно - спустя без малого тридцать лет здание выросло лишь до карнизов, а со смертью в 1796 году императрицы Екатерины II строительство и вовсе прекратилось.

Адмиралтейская площадь, загромождённая строительным мусором, нервировала взошедшего на трон государя Павла I , поэтому в апреле 1798 года он приказал как можно скорее закончить строительство, поручив это придворному архитектору Винченцо Бренна. Поставленный в жёсткие рамки зодчий был вынужден внести поправки в проект А. Ринальди, максимально упростив его - уменьшил верх здания и колокольни, сделав их кирпичными, и убрал четыре угловых купола, оставив один центральный. Приготовленные для облицовки верхней части собора мраморные плиты были использованы для строительства резиденции императора Павла I - Михайловского замка.

Сам государь не дожил до окончания работ, скончавшись в марте 1801 года, поэтому уже при следующем императоре Александре I 30 мая 1802 года новый соборный храм с главным престолом во имя прп. Исаакия Далматского и боковыми приделами - во имя благоверного князя Александра Невского (южный) и во имя великомученицы Екатерины Александрийской (северный) был освящён митрополитом Амвросием (Подобедовым).

Несоответствие грандиозного замысла и конечного результата было столь разительным, явным и удручающим, что это выразилось в хлёсткой эпиграмме капитан-лейтенанта одного из кораблей эскадры Балтийского флота - Павла Акимова, сумевшего выразить в полном горькой иронии четверостишии отношение всех петербуржцев к нелепой постройке. Горожане почти в открытую на разные лады переиначивали эпиграмму, и государь Александр I был в курсе этого, а возможно и сам понимал, что здание собора выглядит карикатурно и не соответствует торжественному облику центральной части города.

Творение Огюста Монферрана

Неизвестно, какая из причин оказалась решающей, но в 1809 году был объявлен конкурс на перестройку существующего собора, основным условием которого было сохранение существующих приделов и придание зданию соответствующего парадного вида. И хотя в конкурсе приняли участие известные зодчие тех лет - Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги и другие мастера, ни один из проектов государя не впечатлил, поэтому спустя четыре года конкурс был объявлен вновь, правда, также не принесший результата.

В 1816 году разочарованный император Александр I поручил заняться составлением проекта собора инженеру и председателю «Комитета строений и гидравлических работ» Августину Бетанкуру, а тот, в свою очередь, привлёк к заданию молодого зодчего Огюста Монферрана, незадолго до того приехавшего в Россию из Франции. Амбициозный француз, желающий показать себя с наилучшей стороны, приготовил целых 24 варианта эскиза зданий разных архитектурных стилей. Монарх остался доволен рисунками и вскоре вышел указ о назначении О. Монферрана императорским архитектором, которому поручалось перестроить здание собора с сохранением его алтарной части.

В 1818 году проект был готов и утверждён императором и, согласно монаршему предписанию, вышедшему 20 февраля 1818 года, была создана специальная комиссия по надзору за строительством, председателем которой был назначен граф Н. Н. Головин, членами - видные государственные деятели (сенатор О. П. Козодавлев, князь А. Н. Голицын), архитекторы (Н. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. П. Брюллов), рисовальщики (К. А. Молдавский, Р. К. Вейгельт), инженер А. Бетанкур и многие другие мастера. Для начальных работ из государственной казны было выделено более 506 тысяч рублей, и в начале 1819 года здание обнесли забором и начали его разборку. На время реконструкции службы перенесли в церковь Сената, а чуть позднее - в храм Адмиралтейства, который условно назывался Исаакиевским собором всё время строительных работ.

26 июля 1819 года в присутствии членов монаршей семьи и приближённых, высших чинов духовенства и многочисленных гостей был совершён торжественный молебен о возобновлении храма и закладка памятного гранитного камня с бронзовой позолоченной доской у западного входа в здание.

Грандиозное строительство требовало тщательных подготовительных работ, первой из которых стало сооружение фундамента. В самом разгаре начального этапа одним из служащих «Комитета строений и гидравлических работ» Антуаном Модюи была подана записка в Академию Художеств с перечнем замечаний к проекту О. Монферрана. В документе в частности говорилось о непрочности фундамента, возможной неравномерной осадке здания и превышающем допустимые размеры центральном куполе. Специально созданная для рассмотрений замечаний А. Модюи комиссия, в которую вошли архитекторы Василий Стасов, Авраам Мельников, Александр Михайлов (старший), Викентий Беретти, признала первый вариант проекта неудачным, поэтому государь Александр I повелел исправить все недочёты, сохранив при этом основные черты первоначального проекта, а решение внутреннего освещения и пространства, равно как и размеры главного купола оставил на усмотрение членов комиссии. Архитектору же О. Монферрану разрешалось принимать участие в работе над проектом на общих со всеми основаниях. Работая совместно с другими архитекторами, скульпторами и художниками, зодчий исправил все замечания, после чего представил комиссии окончательный вариант проекта, одобренный ею в апреле 1825 года.

Возведение столь грандиозного собора, в работах над которым было задействовано более 400 тысяч человек, стало важной вехой в развитии русской строительной практики, а сложные инженерные задачи, никогда до тех пор не стоявшие перед мастерами, были успешно решены. Первой из таких задач оказалась укладка монолитного фундамента, что само по себе представляло немалую сложность на заболоченном грунте, а учитывая масштабы строительства, казалось и вовсе нереальным. Но придуманный ещё в 1818 году инженером А. Бетанкуром способ оказался самых эффективным и благодаря ему Исаакиевский собор сохранился до наших дней.

В глубокие траншеи, из которых предварительно была откачана вода, рабочие вплотную друг к другу забили просмоленные сосновые сваи длиной около 7 метров и диаметром около 30 сантиметров, обрезав их после под один уровень. На сваи рядами уложили камень и гранитные блоки, что позволило не только соединить вместе фундаменты старого и нового зданий, но и надёжно обезопасило здание от неравномерной осадки. На масштабных работах по сооружению фундамента трудилось более 125 тысяч мастеров - плотников, каменщиков, кузнецов, а сами работы продолжались около пяти лет.

Следующим этапом строительства была доставка и установка монолитных гранитных блоков для колонн с портиками, ставшая настоящей инновацией для тех лет. В одной из каменоломен вблизи Выборга , удобно расположенной рядом с Финским заливом и почтовым трактом, нашли подходящие монолиты и, выломав их из скалы методом подрядчика и камнетёса Самсона Суханова, при котором на выбранных отвесных скалах вначале прорисовали контуры, затем просверлили по ним отверстия и вставили в них железные клинья, после чего несколько рабочих одновременно по команде били по клиньям кувалдами до образования трещин. В трещины вставляли железные рычаги с кольцами и привязанными к ним толстыми канатами, за каждый из которых тянули по сорок рабочих, постепенно отодвигая монолиты от скал. Заложив в образовавшиеся отверстия берёзовые брусья, и, пробив в заготовках отверстия, протянув сквозь них крючья с канатами и привязав канаты к стоящим вблизи механическим конструкциям - воротам, тянули до окончательного отсоединения нужных кусков от скал, предварительно подготовив в месте их скатывания помосты из брёвен.

На плоскодонных судах блоки доставили на пристань Санкт-Петербурга, после чего, погрузив их на специально построенные рельсы (кстати, применение рельсового пути при строительных работах стало первым в России), переправили на строительную площадку для окончательной обработки. После завершения обработки и установки механизма для подъёма колонн 20 марта 1828 года в присутствии императора Александра I, членов монаршей семьи, вельмож, многочисленных гостей и простых горожан была установлена первая из 48 колонн, под основание которой заложили платиновую медаль с барельефом государя. Кстати, какой это был титанический труд, можно судить по тому, что длина каждой из гранитных колонн равнялась 17 метрам, а вес - 114 тоннам. Осенью 1830 года все четыре 12-колонных портика были установлены, после чего началось возведение стен и пилонов собора.

Кирпичные стены, толщина которых составляла от 2,5 до 5 метров, для надёжности укрепили гранитными прокладками и металлическими связями, скрепив все составляющие известковым раствором. Одновременно с возведением стен с наружной и внутренней стороны их облицовывали мрамором, причём толщина внешнего слоя составила от 50 до 60 сантиметров, внутреннего - от 15 до 20 сантиметров. Южную и северную стены рабочие оборудовали вентиляционными галереями, а для устройства кровли изготовили из кованого железа стропила.

Работы по возведению стен, устройству перекрытий и основания купола, установке 24 верхних колонн были завершены в 1837 году, и началось сооружение самого купола. О. Монферран взял за образец купол собора святого Павла (резиденции епископа Лондона), но вместо кирпича, как планировалось изначально, он предложил выполнить купол из железа, чтобы без потери прочности максимально облегчить его. После составленных военным инженером Петром Ломновским расчётов, железную конструкцию отлили на заводе Чарльза (Карла Николаевича) Берда, причём для её изготовления использовали 1559 тонн металла (990 тонн чугуна, 490 тонн железа, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы). Состоящий из трёх частей - сферической (нижней), конической (средней) и параболической (наружной) купол с диаметром нижнего свода 22,15 метров, и наружного 25,8 метров, стал третьим по счёту в мире куполом, изготовленным с использованием металлических составляющих.

Масштабную работу, продолжавшуюся с 1838 по 1841 год, провели мастера по золочению куполов, причём для нанесения на медные листы позолоты было израсходовано без малого 100 килограмм растворённого и прокаленного в ртути до полного её испарения высокопробного золота (так называемый метод огневого золочения, известный на Руси ещё с IX столетия и считающийся самой древней техникой золочения - «жжёное злато»). Этот метод золочения оказался не только самым древним, но и очень вредным для здоровья - за время работы над золочением куполов от паров ртути погибли 60 рабочих, а всего из 400 тысяч задействованных в строительстве человек за весь период возведения собора умерли в результате травм и от болезней около 100 тысяч работников.

Грандиознейшие работы, начатые в 1818 году, завершились лишь спустя 40 лет, и в день памяти прп. Исаакия Далматского - 30 мая 1858 года уже при императоре Александре II митрополитом Григорием (Постниковым) был совершён чин освящения храма (кстати, гимны и тропари исполняли 1200 певчих) и объявлено о его статусе кафедрального собора. На торжестве присутствовали члены императорской фамилии, высший свет, представители духовенства и простые горожане, специально для которых на Исаакиевской и Петровской площадях были установлены трибуны. Но народ, жаждущий поглазеть не только на новый храм и монаршее семейство, но и на императорскую гвардию, которую перед началом чина освящения приветствовал сам государь, заполнил все соседние улицы и крыши близстоящих домов. Самому же О. Монферрану пожаловали чин действительного статского советника и 40 тысяч рублей серебром.

Кстати, существует легенда о предсказании зодчему скорой смерти сразу по завершению строительства собора, из-за чего он, якобы, и не спешил с завершением работ. Неизвестно, имеет ли эта легенда под собой реальное основание или нет, но архитектор действительно умер спустя месяц после освящения собора, а в желании быть похороненным в стенах своего детища зодчему-католику категорически отказали.

Архитектурный облик собора

Величественный Исаакиевский собор, выстроенный в стиле позднего классицизма с элементами эклектики, неоренессанса и византийского стилей стал шедевром архитектуры и высотной доминантой центральной части северной столицы.

Фасады здания, ширина которого 97,6 метров, длина - 111,2 метров, а высота - 101,5 метров, оформлены портиками коринфского ордера, причём южный и северный портики состоят из 16-ти колонн, а восточный и западный - 8-колонные. Все 112 колонн разных размеров, украшающие фасады здания, барабан купола и интерьер собора, выполнены из гранита, стены прорезаны большими арочными окнами и декорированы рускеальским мрамором светло-серого оттенка, а углы выделены пилястрами, визуально связавшими колонны фасадов друг с другом.

На высоком массивном барабане, оформленном 24 колоннами, покоится один из самых больших в мире куполов, увенчанный небольшим световым восьмигранным фонариком, по четырём сторонам от которого на выступающих частях здания (ризалитах) устроены колокольни. Кстати, появились они там по велению государя Николая I - преемника императора Александра I и предшественника императора Александра II , а одиннадцать колоколов для колоколен отлил искусный мастер из Валдая Иван Макарович Стуколкин, причём самый большой из них он украсил церковно-славянской надписью и барельефом прп. Исаакия Далматского, колокола чуть меньшего размера - соответственно медальонами с изображениями российских государей (Петра Великого, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I), а также изображениями евангелистов (апостолов Луки, Марка, Иоанна и Матфея), митрополитов Московских (Алексея, Ионы, Петра и Филиппа), святых благоверных князей и преподобных (Исаакия Далматского, св. князя Владимира , Сергия Радонежского и Александра Невского). Вес самого большого колокола составил без малого 30 тонн, а общий вес колоколов равнялся 66,7 тонн (в настоящее время все колокола утрачены).

Уникальным декоративным оформлением портиков являются барельефные композиции и скульптуры 12-ти учеников Христа - святых апостолов, восемь из которых расположены по углам фронтонов, а четыре скульптуры, символизирующие авторов четырёх Евангелий - апостолов Марка, Луку, Иоанна, Матфея - венчают верх фронтонов, фриз каждого из фасадов украшают надписи. Скульптурные группы и барельефные композиции выполнены талантливыми мастерами XIX столетия - Иваном Витали, Петром Клодтом, Филиппом Лемером, Александром Логановским, причём И. Витали - автор барельефов всех четырёх наружных дверей собора.

Фронтон портика северного фасада , в центре над которым возвышается скульптура евангелиста Иоанна с орлом, а по бокам - скульптуры апостолов Павла и Петра зодчего И. Витали, украшает композиция Ф. Лемера «Воскресение Христа», композиции «Несение креста» и «Положение во гроб», расположенные в нишах, выполнены скульптором П. Клодтом.

Барельефы и скульптуры западного фасада выполнены И. Витали. Над фронтоном портика в центре установлена скульптура апостола Марка со львом, по бокам - скульптуры апостолов Варфоломея и Фомы, а на самом портике изображён барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». Интересно, что в портретах Феодосия и его жены Флациллы просматривается определённое сходство с императором Николаем I и его супругой Александрой Фёдоровной, а лица окружающих Феодосия и Исаакия фигур сходны с портретами принимавших самое деятельное участие в возведении собора вельмож - князя П. М. Волконского (председателя комиссии по строительству) и А. Н. Оленина (президента Академии художеств). А в левом углу барельефа с небольшой моделью собора в руках изображена фигура автора проекта - О. Монферрана.

Фронтон южного фасада украшает композиция И. Витали «Поклонение волхвов», увенчанная фигурой апостола Матфея с ангелом, в углах фронтона установлены фигуры апостолов Филиппа и Андрея. Скульптуры в нишах «Благовещение Господне» и «Избиение младенцев» выполнены скульптором А. Логановским.

Верх фронтона восточного фасада украшен фигурой апостола Луки с тельцом, по сторонам от которой расположены фигуры апостолов Симона и Иакова (скульптор И. Витали), автором же барельефной композиции «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» стал Ф. Лемер.

Внутреннее убранство собора

Торжественный внешний вид собора нашёл своё продолжение в интерьере, над которым работали известные скульпторы своего времени (Иван Витали, Пётр Клодт, Николай Пименов) и живописцы (Франц Рисс, Василий Шебуев, Иван Бурухин, Карл Брюллов , Фёдор Бруни).

В трёх алтарях собора, освященных во имя прп. Исаакия Далматского (центральный), во имя великомученицы Екатерины Александрийской (левый) и во имя благоверного князя Александра Невского (правый), установлены иконостасы, причём боковые придельные увенчаны золочёными скульптурными композициями (в Екатерининском - «Воскресение», в Александро-Невском - «Преображение»), выполненные скульптором Н. Пименовым. Кстати, за эти работы в 1854 году мастер удостоился звания профессора Академии художеств.

Убранство собора сверкает великолепием и изобилует мраморной облицовкой стен и полов с отделкой полудрагоценными камнями, множеством золочёных скульптур, мозаичными и живописными панно, поистине являясь шедевром декоративно-прикладного искусства.

Пол светло-серого оттенка выложен рускеальским мрамором, пол солеи, фриз большого карниза и фриз вокруг пилонов - редким по красоте малиновым кварцитом (шокшинским порфиром), аттик декорирован искусственным белым мрамором, а филёнки, меандры и медальоны - итальянским мрамором жёлтого и зелёного цветов, а также французским мрамором красного цвета с тёмными прожилками. Стены до большого карниза облицованы мрамором светлых оттенков и очень гармонично контрастируют с цоколем, выложенным из чёрного сланца, а пилястры, украшающие стены и пилоны, выполнены из розового тивдийского мрамора.

Иконостасы созданы в одном ключе с общим интерьером собора - выложенные из белоснежного итальянского статуарного мрамора, они подчёркнуты монолитными колоннами, облицованными малахитом и лазуритом, малахитовыми же вставками оформлены цоколи всех трёх иконостасов.

Окно главного алтаря украшено витражом Воскресения Господня - огромным (высотой 9,5 метров, общей площадью 28,5 квадратных метров) стеклянным изображением Христа, все элементы которого скреплены между собой свинцовыми спайками. Включить в интерьер Исаакиевского собора стеклянное панно предложил немецкий архитектор и художник Лео фон Кленце, работавший в Санкт-Петербурге в годы правления государя Николая I. И хотя до этого украшение витражами храмов было прерогативой католиков, Священному Синоду и лично государю эта идея понравилась, поэтому был разработан эскиз и отлиты детали, и к 1843 году прекрасное панно было установлено в окне алтаря, спустя время став иконографическим образцом для оформления витражными картинами православных храмов. В наши дни витраж Исаакиевского собора является классическим образцом и удивительным памятником в истории витражного искусства.

Огромной ценностью внутреннего убранства собора являются его мозаичные и живописные картины и панно, созданные лучшими мастерами-живописцами I половины XIX столетия (всего более 200 работ - 62 мозаики, 103 настенных росписи и 52 картины на холсте). Стоит отметить, что идея включения мозаики в оформление интерьера собора принадлежала О. Монферрану, полностью одобренная императором Николаем I. Путешествующий по Италии зодчий как-то заметил, что мозаичные картины более долговременны, лучше сохраняют яркость и мало подвержены природным воздействиям - перепадам температуры и сырости. А поскольку в 1840-х годах в соборе полным ходом шли работы по масляной росписи стен, но из-за высокой влажности воздуха и плохой вентиляции картины приходилось постоянно переписывать, вопрос о создании более долговечного оформления стоял очень остро. Но к тому времени мастеров мозаики в России практически не осталось, поэтому для возрождения мозаичного дела в Рим были командированы русские художники, постигавшие азы искусства у итальянских мастеров.

Над оформлением иконостасов и интерьера собора трудились 22 живописца, большая часть которых - выпускники Академии художеств, а также ведущие мастера русской скульптуры и живописи XIX столетия. Площадь выполненных ими мозаичных икон и панно составила без малого 600 квадратных метров, а для создания мозаики в общей сложности было использовано более 12 тысяч оттенков цветного стекла (смальты), фоном для панно послужила смальта самого роскошного и изысканного оттенка - золотого.

Самые же впечатляющие из живописных работ - сюжетные росписи плафонов Фёдора Бруни на старозаветные темы и плафон главного купола «Богоматерь в окружении святых» (площадь более 800 квадратных метров) работы Карла Брюллова при участии портретного живописца Петра Басина.

Подчёркивают великолепие убранства и три внутренние 20-тонные двери, украшенные способом гальванопластики. Массивные высокие двери украшены многосюжетными рельефами скульптором И. Витали (композициями из жизни святых Александра Невского, Исаакия Далматского, Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла). Кстати, скульптуры ангелов, апостолов и пророков, находящиеся внутри собора, украшены таким же гальванопластическим способом, а для надзора за правильностью выполнения этих работ был специально приглашён физик-изобретатель, отец гальванопластики - Борис Якоби.

Но самым большим достоянием собора являлись его святыни и чудотворные иконы, к сожалению, в основном, не сохранившиеся до наших дней. Особо почитался верующими образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный», написанный в 1693 году мастером Феодотом Ухтомским (перед этим святым образом в своё время молился государь Пётр I) и подаренный храму императором Александром II. Кроме него в соборе хранился список с образа Корсунской иконы Божьей Матери, созданного в 1784 году для кельи митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова). Увидевший в келье митрополита чудотворный образ Корсунской иконы Божьей Матери обер-егермейстер, дворянин Дмитрий Львович Нарышкин заказал себе точную копию образа, которая и хранилась в его доме с 1828 года. А после смены нескольких владельцев список прославился многими чудотворениями и в 1894 году был торжественно перенесён в Исаакиевский собор.

Множество прихожан молились у списка Тихвинской иконы Божьей Матери, ставшего известным многими чудотворениями и украшавшим собор с марта 1859 года. В мае 1861 года Тихвинскую икону украсили золотой ризой с драгоценными камнями, в 1875 году на пожертвования прихожан перед образом установили беломраморную балюстраду, а в 1890-х годах служившим в соборе протоиереем Алексием Сперанским было написано «Сказание о Тихвинской иконе Божьей Матери». В первые годы советской власти чудотворный образ был изъят и стал экспонатом музея, вернувшись в храм лишь в мае 2002 года.

Кроме чудотворных почитаемых икон в ризнице собора хранились святыни, преподнесённые в честь освящения храма - серебряный крест с частичкой Животворящего Древа Креста Господня и частичкой мощей апостола Андрея Первозванного (дар от Священного Синода) и небольшой образ Пресвятой Богородицы (панагия) с частичками мощей апостолов Марка, Матфея и святителя Иоанна Златоуста (личный вклад владыки Григория (Постникова).

Помимо богослужений и отправления церковных треб причт собора вёл и просветительскую деятельность. Так, с 1879 года при храме действовало издательство «Кафедра Исаакиевского собора», созданное по инициативе тогдашнего старосты, отставного генерала от инфантерии Евгения Васильевича Богдановича. Выпуски брошюр, в которых освещались церковные проповеди и актуальные явления политической и общественной жизни России тех лет, расходились бесплатно по всем уголкам России, и интерес к печатным изданиям настолько возрос, что, например, в 1881 году изданием было выпущено и распространено более 300 тысяч экземпляров.

Кстати, благодаря деятельному участию всё того же Е. В. Богдановича в январе 1883 года при соборе была открыта столовая с бесплатными обедами. А в октябре 1895 года епархиальная власть одобрила инициативу министра императорского двора и уделов Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова об учреждении при Исаакиевском соборе православного братства и утвердила его устав.

Судьба собора в XX-XXI столетиях

До 1910 года собор был подведомственным храмом Министерства внутренних дел империи, а после революции в него, как в самый вместительный храм, свозили ценности из упразднённых петербургских церквей. Но уже в 1922 году собор так же, как практически и все храмы, был разграблен. Прикрываясь официальной формулировкой - помощь голодающим детям Поволжья - из собора вывезли свыше двух тонн серебряных и 48 тонн золотых изделий и украшений, а также богатую церковную утварь, иконы, старинные богослужебные книги.

В 1928 году собор закрыли и на некоторое время отдали появившимся после революции живоцерковникам - обновленцам. А вышедшим в июне 1828 года постановлением президиума ВЦИК Исаакиевский собор, как музейный памятник, был закреплён за Главным управлением научно-художественными и музейными учреждениями. В 1930 году колокольни собора лишились своих колоколов - их сняли на переплавку. И, начиная с того же года, по иронии судьбы, в течение семи лет (по 1937 год) в стенах собора действовал один из антирелигиозных музеев новой советской России. Был в музее и свой, созвучный времени и названию музея, экспонат - маятник Фуко, установленный в апреле 1931 года и демонтированный лишь в 1986 году (в настоящее время маятник находится в подвале соборного храма).

Монументальное здание собора выдержало не только удары авиабомб, десятками тонн сбрасываемых на советский Ленинград в годы блокады (кстати, на некоторых колоннах и стенах сохранились следы от осколков), но и стало временным хранилищем экспонатов городских и пригородных музеев.

Уже в мирное послевоенное время в 1948 году Исаакиевскому собору был присвоен статус музея, в 1950-1960-х годах проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы, в ходе которых помимо восстановления интерьеров в куполе была оборудована смотровая площадка с прекрасным обозрением центральной части города на Неве.

В последнее десятилетие минувшего века началось возрождение православия в России - вновь открылись двери храмов и монастырей и в них зазвучали молитвы. В 1990 году при Исаакиевском соборе была зарегистрирована церковная община, настоятелем назначен протоиерей Борис Михайлович Глебов и проведено первое богослужение, а спустя ещё год собором в равной мере стали пользоваться как прихожане, так и сотрудники Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». С сентября 2002 года божественные литургии по воскресным и праздничным дням совершаются в Александро-Невском приделе.

И хотя иерархами Церкви в настоящее время храму не присвоен статус кафедрального собора, он всё равно остаётся самым большим и величественным собором северной столицы, а его фасады и интерьеры - грандиозным памятником архитектуры и живописи и одной из самых красивых достопримечательностей и визитных карточек Санкт-Петербурга.

Как добраться до собора

До Исаакиевского собора можно добраться на метро, во-первых, доехав до станции «Адмиралтейская», которая находится на пересечении улицы Малая Морская и переулка Кирпичный, и, повернув влево по Малой Морской улице и пройдя по ней два квартала (это около 500 метров), выйти на Исаакиевскую площадь.

Во-вторых, можно доехать на метро до станции «Сенная площадь», а также до станции «Спасская» (от этой станции есть переход на «Сенную площадь») и, выйдя к переулку Гривцова, идти по нему до пересечения с набережной реки Мойка, потом повернуть налево и идти ещё 50-100 метров, после чего впереди откроется панорама собора.

В третьих, добравшись до станции метро «Невский проспект», выйти из подземки и идти по Невскому проспекту в направлении к Адмиралтейству, после повернуть налево, и пройдя по Александровскому саду, выйти к северному фасаду собора. А если свернуть чуть раньше влево с Невского проспекта на набережную реки Мойки, то можно дойти до Мариинского дворца, фасадом обращённого на Исаакиевскую площадь.

Режим работы музея-памятника и колоннады собора

  • Музей работает шесть дней в неделю с 10.30 до 18.00 часов, кассы открыты до 17.30 часов. Выходной день - среда.
  • В весенне-летне-осенний период (с 1 мая по 30 сентября) в музее с 18.00 до 22.30 часов проводятся вечерние экскурсии, цена билетов на которые на порядок выше, чем на дневные экскурсии.
  • Колоннада Исаакиевского собора открыта для посетителей ежедневно с 10.30 до 18.00 часов, билеты продаются в кассе до 17.30 часов. Выходной день - каждая третья среда месяца.
  • В весенне-летне-осенний период (с 1 мая по 30 сентября) с 18.00 до 22.30 часов проводятся вечерние экскурсии на колоннаду (стоимость билетов уточнять в кассах).
  • В летние месяцы (с 1 июня по 20 августа) с 22.30 до 04.30 часов кроме среды на колоннаде собора проводятся аудиоэкскурсии, посвящённые Санкт-Петербургу в белые ночи.

Экскурсии по собору или что посмотреть

Богатое убранство собора - шедевра декоративно-прикладного искусства представлено на тематических экскурсиях:

  • «Художественное убранство собора» (о едином ансамбле, состоящем из разных видов декоративно-прикладного искусства)
  • «Скульптура собора» (об истории создания скульптур, их многообразия и сюжетных композициях, украшающих как интерьер, так и фасады собора)
  • «Библейские сюжеты в живописи собора» (об истории создания мозаичных и живописных панно, их значении в убранстве интерьера православного храма)
  • «Чтобы помнили...» (расположенная в подвальном помещении собора мемориальная экспозиция знакомит посетителей с трагической страницей в истории города - блокадой Ленинграда и подвигом музейных работников в то страшное время)

Попасть на любую из экскурсий можно после приобретения входного билета, кстати, в стоимость которого экскурсии включены. Формируются экскурсионные группы (максимум до 15 человек) у входа в собор, что занимает обычно от 5 до 10 минут.

Внимание: билеты в собор и на колоннаду продаются отдельно!

Полюбоваться видом на Дворцовую и Исаакиевскую площади, Неву и Петропавловскую крепость с 43-метровой высоты можно, приобретя билет на колоннаду, причём для посетителей с ограниченными возможностями действует специальная услуга «Петербург с высоты птичьего полёта» (граничная высота осмотра города для инвалидов-колясочников - 37 метров). Такие экскурсии проводятся только по предварительной записи (кроме детей, младше 14 лет) в период с апреля по октябрь ежедневно кроме среды, при хорошей безветренной погоде и отсутствии сильных осадков. Можно пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой.


История

доставка колонн Исаакиевского собора

Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.

В 1717 году там же по проекту Г. И. Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. В 1723 году Пётр I подписывает указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.

установка колонн главного купола Исаакиевского собора

В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение. С тех пор он разделяет Исаакиевкую и Сенатскую площади.

Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось олонецким мрамором. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II он был построен лишь на половину. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить в кирпиче. Кроме того, пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.

Завершение строительства третьего здания Исаакиевского собора затянулось. Антонио Ринальди уехал из России, завершал работу Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году.

Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:

"Се памятник двух царств,
Обоим им приличный,
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный".

Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке.

Исаакиевский собор, 1844 год

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. В конкурсе участвовали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж. Тома де Томон. Их проекты не были приняты императором, так как все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.

Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм.

В качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Кроме того, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.

Исаакиевский собор

Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Тогда по городу ходил следующий анекдот. Будто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую... Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: "Вы испортили нам мостовую". - "Причём здесь мы?" - ответили из Петербурга. - "Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи "Громов и К" пришёл ответ из Америки.

Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. Сорок человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.

О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:

"Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу - подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились - крикнули громкое ура! - и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви".

макет Исаакиевского собора А. Ринальди

Установка колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя - в августе 1830 года.

На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства". - "То-то он так долго строит".

Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умирает вскоре после окончания строительства Исакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.

Исаакиевский собор

Кроме фигуры архитектора на барельефе западного фронтона также выполнены фигуры двух вельможей, чьим лицам приданы черты лиц президента Академии художеств А. Н. Оленина и князя П. В. Волконского.

Если не принимать в расчёт слухи, то задержку в строительстве можно объяснить допущенными Монферраном ошибками в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, понадобилось время на их устранение.

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище - Исаакиевском соборе. Но Александром II это желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, после чего вдова увезла его в Париж.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.

Высота Исаакиевского собора - 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.

Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них - "Чернильница".

В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.

Вторая легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек. Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора... Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.

error: Content is protected !!