Белая Башня - крепость в Александровском парке. (Разоблачая мифы ЖЖ-шных "знатоков"). Павильон «Белая башня Нашел «мое сокровище»…

Александровский Кремль – древнейшая жемчужина города Александрова, второй по величине, красоте и богатству после Кремля Москвы.

Кремль был построен в XVI веке по указу Василия III – отца Ивана Грозного. Архитектурный ансамбль - уникальный средневековый дворцовый комплекс, созданный итальянскими и московскими мастерами.

Вся территория кремля обнесена высокой каменной оградой с башнями, построенной в конце XVII века. Форма ограды – неправильный четырехугольник с П-образным выступом у южного входа. По углам поставлены четыре круглые башни со шпилями, соединенные высокой стеной.

Строительство комплекса началось в 1670-х годах. Первыми были возведены стены с северной стороны, а к 1680-м годам были закончены все работы, за исключением восточной части монастыря. Последний, восточный отрезок стены достраивался уже в XVIII веке.

Стены выполнены с соблюдением всех правил фортификации, но большая часть бойниц уже декоративная. Например, машикули – отверстия для навесного боя – лишь имитация. По внешней стороне стен идет декоративный аркатурно-колончатый пояс. Изнутри по всем стенам устроены ниши с углублениями-печурами.

Несмотря на свой внушительный вид, стены никогда не служили оборонительным целям. Зато эти мощные укрепления сохранили для потомков в первозданном виде многие памятники XVI-XVIII веков.

И по сей день на территории Кремля располагается Музей-заповедник "Александровская слобода", а также возрожденный Свято-Успенский женский монастырь.

Белая башня была построена для детей Николая I и Александры Федоровны – Александра, Николая, Михаила и Константина и была предназначена для их занятий и игр.

Здесь проводились уроки военного дела, фортификации и гимнастики. Для занятий астрономией на смотровой площадке был установлен телескоп, также на последнем этаже находилась мастерская придворного живописца, обучавшего цесаревичей живописи.

Вокруг Белой башни размещалась спортивная площадка, где были установлены кегельбан и дорожки для бега, бревно для тренировки равновесия, карусели и качели, огромная корабельная мачта с полным оснащением и веревочной лестницей. На ней Николай и Михаил упражнялись в лазании, а Константин учился морским приемам.

Но все же спортивная площадка в первую очередь предназначалась для наследника престола – великого князя Александра, будущего императора Александра II. Именно поэтому позднее ее стали называть Сашиной башней. Занятия в Белой башне и прилегающем комплексе способствовали получению навыков управления государством.

В отсутствии царской семьи вся спортивная площадка была доступна для широкой публики.

Возможно, именно благодаря такому подходу Николаю Палкину, как называли Николая I, удалось воспитать либералов – реформаторов - Александра II и его братьев.

Для справки: Михаил был наместником на Кавказе, историком и археологом. Константин будучи адмиралом, также придерживался либеральных ценностей. Он был избран председателем Комитета по освобождению крестьян, был причастен к судебной реформе и отмене телесных наказаний в армии. Николай прошел путь от звания капитана до генерал-фельдмаршала русской армии.

Белая башня высотой 37,8 метра является доминантой Александровского парка . Ее строительство и всего комплекса сооружений проходило в 1821–1827 годах по проекту архитектора Адама Менеласа.

В основании здания установлены скульптуры четырех рыцарей – французского, английского, немецкого и русского, в то время представителей союзных держав. По этой причине Белую башню называли также Домом рыцарей.

Некоторое время Белая башня использовалась для связи по оптическому телеграфу с караульным дозором на башне, расположенной у казарм воздухоплавательного парка в южной части Ленинграда.

В годы Великой Отечественной войны нацисты превратили Дом рыцарей в наблюдательный пост. Белая башня была хорошим ориентиром и для защитников Ленинграда. В результате она была почти полностью разрушена, от нее остался только цоколь, на котором и была восстановлена историческая постройка.

В летнее время посетители Александровского парка могут подняться на смотровую площадку и увидеть Царское Село с высоты птичьего полета. Выход на смотровую площадку разрешен только с экскурсоводом. Зимой и в плохую погоду экскурсии не проводятся.

В помещениях павильона Белая башня в настоящее время работает детский центр ГМЗ «Царское Село» . Здесь организуются интерактивные программы и занятия для слабовидящих детей, а также детские праздники.

Режим работы смотровой площадки на Белой башне в 2019 г.

  • В летний период
    • С 10:00 до 18:00
    • Кассы закрываются на час раньше
    • Выходные дни - понедельник и вторник
    • Смотровая площадка не работает в дождливую погоду
  • В зимний период
    • Смотровая площадка не работает

Стоимость билетов смотровую площадку на Белой башне в 2019 г.

  • взрослые - 150 руб.
  • учащиеся (с 16 лет) и студенты - 80 руб.
  • пенсионеры РФ и Белоруссии - 80 руб.
  • дети до 16 лет – бесплатно.

Александровский парк Санкт - Петербург, Пушкин, удивительный и великолепный парк по которому можно бродить часами. Адрес парка ул. Дворцовая, д. 2, Пушкин (Царское Село), расположен за Екатерининским дворцом, парк при Александровском дворце входит в состав ГМЗ "Царское село". Поначалу этот парк может показаться заброшенным, но погуляв по нему вы убедитесь в обратном: подышите свежим воздухом, послушайте пение птиц, отдохните от городской суеты и шума, а при теплой погоде можно загорать и купаться на заливе.
Режим работы парка: открыт с 7.00 до 22.00, вход свободный, главное, при нахождении в парке соблюдать правила, которые увидите на входе и предупреждающие надписи у объектов. Имя парка связано с его создателем - императора Александра I.

Площадь Александровского парка составляет более 200 гектаров, состоящей из двух частей: регулярной и пейзажной.

План парка

  1. Александровский дворец (музей)
  2. Белая башня (детский музейный центр)
  3. Большой китайский мост
  4. Детский домик
  5. Драконов мост
  6. Малый каприз
  7. Пенсионные конюшни

План Александровского парка в Пушкине, в Царском селе

На фото Александровский парк в Царском селе, павильоны, самые значимые объекты: Крестовый мост, Китайская деревня, Шапель, Большой и Малые капризы

Александровский и Екатерининский парки между собой соединяются двумя воздушными мостами. Они перекинуты в виде арок через старую, так называемую Першпективную проезжую, а позже она называлась Подкапризовой дорогой. Это Малый и Большой капризы. Их построили по проекту В. И. Неелова при участии инженера и архитектора И. Герарда в 1770-1774 годах. Происхождение этого названия - «Каприз» - М. И. Пыляев объясняет словами Екатерины II, произнесенными при подписании сметы на садовые работы.
Сумма расходов вызвала сомнение императрицы, но, поразмыслив, она подписала смету со словами: «...быть так; это мой каприз».


Вот так на фото выглядит Большой каприз в парке (один из входов парк). Если внимательно приглядеться, то в створе ворот по дороге, вдалеке, видно светлое пятно - это Малый каприз.

Достопримечательности парка

- одно из самых фантастических и вдохновенных произведений русской садово-парковой архитектуры XVIII века. Над круто изогнутой аркой высотой в 7 метров и шириной более 5 метров разместилась сквозная беседка, имеющая крыловидные изгибы «китайской» кровли. Архитектура Большого каприза выстроена на контрастах несущей и несомой частей: большая арка монументальна, ее цилиндрический свод облицован крупным нетесаным плитняком, укрепленные камнем насыпи, служащие переходом из одного парка в другой, подчеркнуто капитальны. Венчающая их изящная беседка необычна по сочетанию противоположных форм. Она трактована как восьмигранная ротонда; мраморные колонны ионического ордера, связанные парапетом, поддерживают остроконечную, затейливых очертаний крышу, каждый изгиб которой соответствует колонне. При этом соединение двух стилей, европейского и восточного, никоим образом не воспринимается как «смешение» и не нарушает единства и целостности художественного образа. В 1780 году беседка была разрушена ударом молнии. Спустя шесть лет ее возобновил Камерон.
Большой каприз возвышается над дорогой, ведущей к Екатерининскому дворцу. Он подводит к Китайской деревне и к дороге, являющейся продолжением поперечной оси Александровского парка. И когда в дальнейшем на этой же оси Кваренги расположил Александровский дворец, Большой каприз приобрел особое звучание, как бы связав, объединив оба дворца. И не случайно многие пейзажи Царского Села художники изображали с верхней площадки Большого каприза.
С Большим соседствует Малый каприз, имеющий чисто функциональное назначение - это мост и арочный пролет-проход над дорогой. Он декорирован плитным камнем подобно гроту.
представляет собой комплекс построек в китайском стиле, в которую входит Китайский театр, Китайские мосты, Скрипучая беседка, Большой и Малые капризы, Крестовый мост. Находится на южной окраине Александровского парка, рядом с Екатерининским дворцом в г.Пушкин - Царское село.

В XVII – XVIII веках Европа была увлечена китайскими и японскими мотивами, не отстала от этого и Россия, поэтому появление в архитектуре китайского стиля было уже не ново. Вначале планировалось сделать центром деревни восьмиугольное здание, так называемое здание - обсерваторию. В реальности вместо 18 домов построено 10, многие здания так и остались в проекте.

В разработке проекта приняли участие Василий Неелов и Антонио Ринальди, а строительство в 1780-х годах осуществлял архитектор Чарльз Камерон, со смертью Екатерины II в 1796 году строительство прекратилось, часть материалов, по распоряжению Павла I, пошла на строительство Михайловского замка в Санкт-Петербурге, в 1820 годах архитектором Стасовым были произведены ремонтные работы: домики соединили попарно и переделали их под жилье.
В летнее время в деревне проживали поэт Державин Г.Р., историк Карамзин Н.М., баснописец Дмитриев И.И.
Рыцарские фантазии
XIX век внес в облик Александровского парка свои, узнаваемые черты. Увлечение архитектурой средневековой Англии и Германии особенно сильно проявилось в годы царствования Николая I. Его эстетические взгляды более всего ориентировались на культуру готики, на систему иерархичности как основы незыблемости монархии и власти императора. Доверенным зодчим Николая I был А. А. Менелас.
Именно ему император поручал выполнение наиболее значительных художественно-архитектурных замыслов. Менеласом созданы главные объекты Александрии в Петергофе и не менее значимые - в Александровском парке Царского Села.
Постройки Менеласа - Арсенал, Шапель, Белая башня и ряд зданий утилитарного назначения - отличаются выразительностью объемно-пространственного решения, стилистической точностью в исполнении всех приемов, свойственных зодчеству средних веков, и вместе с тем носят самостоятельный творческий характер. Обращение к зодчеству средневековья создало гармоничный контраст с постройками в китайском стиле, в стиле барокко и классицизма. Почти все постройки Менелас с большим тактом опытного профессионала разместил на окраинах парка, как бы опоясывая его «готическим» ожерельем.
Павильон
На южной окраине Александровского парка, недалеко от так называемого Оранжерейного комплекса, высится внушительное здание Шапели, что по-французски означает «часовня», «капелла» (от фр. chapelle - капелла). Этот монументальный павильон-башня возведен Менеласом в 1828 году, высота Шапели в Александровском парке составляет 37,8 метра. Для придания «древности» часть его построена в виде живописных развалин.
В композицию Шапели включены две квадратные в плане башни, одна из которых как бы разрушена до первого яруса, а другая несет «следы времени». В декоре и конструкциях подчеркнуты готические элементы: четырехъярусная башня по углам усилена контрфорсами, входы решены в виде стрельчатых порталов, окна имеют удлиненные завершения, а проем третьего яруса - стрельчатый. Венчает башню высокая шатровая кровля с флюгером-петухом. Расположенные по сторонам шатра пирамидальные шпили с флеронами, завершающие контрфорсы, придают силуэту павильона живописность и усиливают ощущение «подлинной» готичности.
До 1941 года на втором этаже башни находилась часовня. В оформлении интерьера большую роль играли сводчатое перекрытие, расписанное художником В. Дадоновым, и изваяния ангелов у основания свода, исполненные скульптором В. И. Демут-Малиновским. Здесь же находилась статуя Иисуса Христа - работа немецкого скульптора И. Г. Даннеккера, приобретенная императрицей Марией Федоровной в 1824 году.
Окружающий пейзаж с густым ельником, полянами, окаймленными кленами и березами, расположенный вблизи Грот из валунов у Виттоловского пруда удивительно гармонируют с этим романтическим монументальным павильоном - одним из лучших произведений русской неоготики первой половины XIX века.
В настоящее время здание ждет своей реконструкции и ремонта. Шапель Царское село.

На куполе Шапеля виден петушок (по легенде это масонский символ, а шотландец Адам Менелас был масоном). Шапель ранее представлял собой как бы две квадратные башни, одна из башень "разрушена" до первого яруса, они связаны переходом, на центральной башне располагались часы - символ неумолимого времени, а флюгер-петух, как в протестантских храмах являлся символом отречения апостола Петра.

Центром своеобразного комплекса, созданного в 1821-1827 годах Менеласом, стала Белая башня. Если Шапель закрепляла южный угол цепи «готических» сооружений, то Белой башне отводилась эта роль на северном участке. В новую композицию Менелас включил сохранившиеся с XVIII века стены растреллиевского Бастиона и глубокий ров, некогда ограждавшие Зверинец. Одну из стен Бастиона Менелас связал с «сочиненной» им Руиной средневекового замка в виде двух башен и монументальных ворот с рельефным гербом.
В построенной Белой башне великие князья (Александр, Николай, Михаил и Константин) изучали военное дело и фортификацию, занимались фехтованием, рисовали под руководством А.И. Заурвейда (мастерская придворного живописца). В 1836 году верхние этажи павильона были приспособлены для установки семафорного телеграфа, сигналы которого принимали в районе Воздухоплавательного парка.
Белая башня представляет собой трехъярусное сооружение, поднимающееся уступами на 32 метра (общая высота Белой башни 37,8 метра) и завершенное зубчатым парапетом смотровой площадки. Внутри башня делится на пять этажей, связанных винтовой лестницей. Здание покоится на плитном подиуме с готической чугунной решеткой и чугунными изваяниями львов. Нижний ярус выделен двухскатным фронтоном с входным проемом и стрельчатыми нишами, где были установлены чугунные фигуры в доспехах французских рыцарей и древнерусских воинов. Второй и третий ярусы прорезаны оконными проемами готического очертания. Ажурные балконные решетки подчеркивают общую монументальность строения.
Интерьеры Белой башни были декорированы стилизованной под готику лепкой и росписями. Помещения использовались как бытовые, среди них Столовая, Гостиная, Спальня, Кабинет и др.
В начале XX века Белая башня в числе других парковых сооружений во время отсутствия царской семьи была доступна для осмотра. Особый интерес вызывала смотровая площадка, откуда открывалась широкая панорама окрестностей.
После войны сохранились лишь остатки Белой башни, и сегодня она находится в процессе восстановления.
Павильон
Военный характер пристрастий Николая I отразился и в застройке царскосельских парков. В парке, там, где раньше располагался павильон «Монбижу», в 1834 году было закончено строительство Арсенала. В нем находилась богатейшая коллекция из 5000 произведений оружейного искусства, собираемая императором с 1811 года.
Архитектурной доминантой в планировочной структуре парка является созданный архитектором А. А. Менеласом Арсенал. Павильон возведен на звездном пересечении основных аллей Екатерининского и Александровского парков, в окружении сохранившихся радиальных просек Зверинца, на месте Монбижу.
Увеселительный охотничий павильон Монбижу Растрелли возвел на одной оси с Эрмитажем в центре Зверинца. Его французское название - «моя драгоценность» - полностью отражало архитектурное решение и декоративное оформление сооружения, предназначенного для отдыха и увеселений в дни царских охот. Сложный, прихотливый план, центральный объем, увенчанный сферическим куполом с люкарнами, «луковицей» и шпилем, колонны, подчеркивающие проемы, скульптура, орнаментика - все это создавало впечатление роскоши. Павильон окружал ров геометрических очертаний, наполненный водой, что подчеркивало уединенность места и его предназначенность для особо избранных. В помещениях, декорированных золоченой резьбой, лепкой, росписью, картинами на охотничьи сюжеты, устраивались пиры - неотъемлемая часть царских забав.
Почти все постройки Менелас с большим тактом опытного профессионала разместил на окраинах парка, как бы опоясывая его «готическим» ожерельем. Чтобы выделить композиционное средоточие парка соответствующим ему по стилю готическим павильоном, Менелас частично разбирает обветшавший Монбижу, включив его в объем нового архитектурного сооружения.
Арсенал начали строить в 1819 году, ранее других «готических» сооружений парка, но отделку его закончили лишь в 1834-м, уже после смерти Менеласа, под руководством А. А. Тона. Кардинально переделанный, Монбижу был переименован в Арсенал, так как здесь разместили ныне находящуюся в Эрмитаже коллекцию старинного оружия. Менелас придал Арсеналу черты средневекового замка, сходство с которым усиливали венчающие все здание зубцы. Его массивные стены сложены из красного кирпича. Рельефные тяги, сандрики, наличники люкарн и центрального сложного венецианского окна были подчеркнуты белым цветом. Над средним двухэтажным объемом возвышаются верхние ярусы четырех шестигранных зубчатых башен. У архитектурных форм нарочито утяжеленные пропорции, создающие ощущение мощности и неприступности.
Здание Арсенала, сильно поврежденное во время войны, и сейчас играет роль композиционно организующего строения. Непременной частью царских резиденций были постройки служебного характера: конюшенные и каретные дворы, теплицы и оранжереи. Они, так же как дворцы и увеселительные павильоны, создавались выдающимися архитекторами и имели оригинальный облик, за которым скрывалось их хозяйственное назначение. Целый ряд подобных строений Александровского парка связан с именем Менеласа, все они решены в стиле английской готики.
В 2015 году на здании Арсенала произведены большие восстановительные работы, чтобы оно приняло прежний облик.

Облик Фермы, построенной в 1822 году, дошел до наших дней без значительных изменений. Ферма - это комплекс кирпичных зданий, главное из которых - двухэтажный павильон с высокой средней частью, выявленной восьмигранными башенками. Павильон дополняют симметричные одноэтажные флигели и расположенный в глубине двора коровник. В их декоре применены зубцы, стрельчатые окна и другие характерные мотивы готического зодчества.
Императорская Ферма предназначалась для выведения элитных пород молочного скота и распространения их «повсеместно в России». В 1905 году комплекс Фермы был отделен от Александровского парка и стал доминантой Фермерского парка.

На фото дорога на Ферму идущая от Арсенала и здания которые реставрируют - на фото справа Дом смотрителя Императорской фермы на реставрации, здесь же находится большой участок земли для выпаса скота. В настоящее время на территории фермы расположен Конный комплекс музея-заповедника. Недалеко от Императорской Фермы располагается Государева Ратная палата, Белая Башня, Фёдоровский Государев собор и Фёдоровский Городок.
Ламский павильон
Ламский павильон и связанные с ним здания построены Менеласом в начале 1820-х годов и служили для содержания лам, присланных в подарок Александру I из Южной Америки.
Над краснокирпичными зданиями возвышается трехъярусная башня с углами, декорированными рустами, и парапетом, поддерживаемым поясом арочных консолей. Главный фасад башни отмечен портиком, обращенным в сторону дороги. Его четырехгранные столбы с дорическими капителями несут балкон. К башне примыкает двухэтажное здание. Эта лицевая часть маленького ансамбля соединена глухой стеной с павильоном, расположенным на противоположной стороне каре, который возвел в 1860 году И. А. Монигетти в иных архитектурных формах. Ламский павильон, сгоревший в годы Великой Отечественной войны, намечен к восстановлению.
Подобное назначение отводилось и павильону Слоны, находившемуся вблизи Ламского. «Совершенно фантастическая архитектура этого сарае-образного деревянного здания с башнями», как сообщалось в небольшом путеводителе 1830-х годов, носила «индийской характер».
С XVIII века слоны служили дипломатическими подарками восточных соседей России. Слоновый двор находился в Петербурге недалеко от Манежной площади. В Царском Селе первый слон появился в 1828 году, последний - в 1896-м. Он оказался долгожителем, и еще в 1912 году его показывали посетителям. Слон отличался дружелюбным нравом, умел танцевать и бить в колокол. Для царскоселов, детей и взрослых, посещение слоновника было самой интересной прогулкой.
Пенсионерские конюшни
Одна из просек, ведущих от Арсенала к северной границе Александровского парка, подводит к двухэтажному, также краснокирпичному, зданию, как бы составленному из многогранников с возвышающейся круглой башней. Это Пенсионерские конюшни, построенные Менеласом в 1829 году. Здесь содержались лошади царского седла, которых оставляли доживать на «пенсии». Хорошо согласованные объемы разной высоты и конфигурации гармонично вписаны в окружающую среду. Готические мотивы - парапет и щипцовые фронтоны с зубцами, аркатурный пояс - прорисованы достаточно изящно и органично входят в ткань постройки. Рядом с конюшней - кладбище лошадей, места захоронения которых отмечены мраморными плитами. Кладбище лошадей, единственное в мире, основал Николай I в память о лошади Александра I, боевом «соратнике» императора, участника Отечественной войны 1812 года.
В парке проводятся конно - спортивные праздники под разными названиями "Лошадиная история" и другие.
Жители Пушкина и Санкт-Петербурга, туристы могут совершить великолепную прогулку в этом старом парке. Для удобства имеются предложения прокатиться в повозке запряженной лошадьми, на туристическом паровозике или пешим совершить прогулку по тенистым аллеям парка.

На фото парк в начале мая, листва на деревьях еще полностью не распустилась, рядом фото - парк уже в июле. Хорошо пройтись по аллеям парка и прокатиться в экипаже, запряженной лошадьми. На конеферме (Императорская ферма) можно прокатиться и верхом на лошади, или получить занятие по верховой езде, для маленьких детей до 3-х лет занятие: знакомство с лошадьми, кормление, катание. Гуляние по парку, главная аллея Александровского сада и Драконов мост. Радость для детей и взрослых кормить в парке белочек и птиц.

В парк можно войти с разных сторон, поэтому нет смысла обходить парк кругом, чтобы в него попасть. Вход в парк бесплатный. Туристические группы обычно проводят через вход расположенный напротив парадного входа в Екатерининский дворец (горожане тоже любят заходить через эти ворота), другой вход расположен сзади Пушкинского лицея, напротив Знаменской церкви, еще вход имеется около Белой башни, другой вход рядом с Александровским дворцом со стороны Дворцовой улицы, также можно попасть в парк через Большой каприз или по дороге ведущей с Фермерского парка к Арсеналу.

Фото. Вход под арку, справа Лицей. Вход в Александровский парк за здание дворца, напротив Знаменской церкви. Вход в парк напротив Золотых ворот дворца. На фото вход в парк со стороны Большого каприза, а рядом на фото вход со стороны Ратной палаты.
Идем по Садовой улице проходим через арку дворца и справа находится вход в Александровский парк. Прибывающие группы туристов на автобусах проходят мимо незаметного входа Александровского парка и направляются в Екатерининский дворец и парк.

Главный вход в парк со стороны парадного плаца Екатерининского дворца. На входных воротах объявление режим работы парка с 7:00 до 21:00. Четыре гранитных постамента с фигурами в китайской национальной одежде держащие фонари и изящные вазы встречают посетителей при входе на мосту из розового гранита, во время Отечественной войны они были уничтожены и восстановлены вместе с фигурами в 2010 году.

Основные даты в истории Александровского парка
Историческая справка
  • 1740-1750 гг. - распланирован Новый сад - регулярная часть Александровского парка.
  • 1770-1774 гг. - построены Большой и Малый Капризы.
  • 1778-1786 гг. - построена Скрипучая беседка.
  • 1817 г. - начало создание пейзажной части Александровского парка.
  • 1828 год - построена башня - часовня Шапель
  • 1819-1835 гг. - на месте павильона "Монбижу" построен Арсенал.

На территории Царского села некогда был Зверинец - место для царской охоты, которое было обнесено высокой стеной с бастионами. Но со временем каменные стены были снесены, а территория Зверинца была оформлена под традиционный парковый стиль. Такие изменения произошли в конце 18 века, в то время, когда вся пышность придворного быта постепенно оставалась в прошлом. Из всех великих бастионов, которые некогда окружали место царской охоты, был сохранен волей императора Александра только Восточный бастион. Внутри этого бастиона, на просторной площадке и была построена Белая башня .


Прототипом этого пятиярусного строения стал замок Кэрис-брук, который находится в Англии. Хотя многие историки и не соглашаются с этим фактом. Но среди разнообразия павильонов Александровского парка, которые построены в соответствии с готическим стилем, Белая башня является наиболее интересным и ярким примером эпохи рыцарей и средневековых королей.

Стены этого здания окрашены в благородный белый цвет. От этого, вероятно, башня и получила свое название. Вокруг башни находился красивый садик, а по всему внешнему периметру Восточного бастиона был выкопан ров наполненный водой. А весь комплекс был огражден чугунной оградой.

В период Великой Отечественной войны Белая башня была разрушена. Но сегодня она полностью восстановлена.

Белая башня - это, наверное, единственное сооружение в Царском селе, на возведение которой повлияла политическая ситуация - Священный союз. Влияние политики на сооружение наиболее четко проявляется в скульптуре Белой башни. В основании сооружения стояли скульптуры рыцарей - работы известного скульптора Демут-Малиновским. Эти фигуры символизировали союзные государства - Англию, Францию, Германию и Россию.

У самого подножья трассы башни были установлены скульптуры чугунных львов. Три скульптуры из четырех этих львов, к сожалению, были утрачены во время Великой Отечественной войны. Сохранился только один чугунный лев, который там находится и ныне. Скульптуры были отлиты и установлены в 1825 году по моделям Ландини.

На первом этаже Белой башни когда-то находились столовая и буфет. Потолки в этих комнатах были щедро украшены лепниной, а стены богато украшены росписью. После проведения реставрации здания на первом этаже разместился гардероб и помещение для обслуживающего персонала музея. Также на этом этаже теперь находится зал с музейной экспозицией старинных отопительных систем (железных печей).

На втором этаже находись комнаты для камердинеров. Стены были оформлены в приятный зеленый цвет. Но на сегодняшний день здесь находится выставочный зал.

Третий этаж Белой башни - это гостиная в готическом стиле. Стены были украшены живописью, которая изображала средневековые битвы, потолки декорированы лепниной. Откосы дверей гостиной щедро украшены замысловатыми резными узорами. В комнате четыре окна и одна дверь, которая ведет на балкон.

Чтобы попасть на четвертый этаж этого здания надо подняться по винтовой лестнице. Здесь находился «кабинет рыцаря». По углам этой комнаты расположены колоны-тумбы с бюстами средневековых рыцарей. Изюминкой интерьера кабинета является чугунный камин, который украшен красивым литым орнаментом. Вторая комната на этом этаже - спальня.

На пятом этаже Белой башни находится только одна комната. В этом помещении девять полуовальных оконных проема. Сама же комната служит своеобразным складом детской мебели и игрушек, которые, по легенде, принадлежали самому Императору Александру. На сегодняшний день в этой комнате находится сборная детская мебель, стол для детского бильярда, а также модель водопада.

Шестой этаж этого строения - это маленькая комнатка без окон. Сегодня в этом помещении расположен детский интерактивный центр, который оснащен самым современным мультимедиа оборудованием.

Башня-руина – это памятник, посвященный Русско-турецкой войне 1768 – 1774 годов, символизирующий падение Османской империи. Монумент построен по проекту архитектора Юрия Фельтена и напоминает ушедшую в землю огромную дорическую колонну, наверху которой устроена большая квадратная площадка и круглый в плане павильон.

Высота Башни-руины составляет 21 метр, ее стены имеют зубчатый верх и прорезаны стрельчатыми арками, выполненными в готическом стиле. Памятник напоминает развалины старинного крепостного сооружения, интерес к которым в XVIII веке значительно возрос.

Для справки: зодчие того времени ценили красоту живописных развалин Греции и Италии и возводили искусственные руины в парках, создавая в них атмосферу меланхолии. Венчающая монумент беседка в Екатерининском парке стала одной из первых русских парковых построек, выполненных в готическом стиле.

Стены строения были расписаны художниками под руководством Алексея Бельского и искусственно «состарены» с помощью трещин, имитирующих естественные повреждения.

К башне примыкает каменная стена с огромной аркой, наверху которой встроен камень с надписью: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году». В арке сделан вход в коридор, откуда начинается винтообразный пандус, ведущий к смотровой площадке, С нее открывается великолепный вид на пейзажную часть Екатерининского парка Царского Села .

У современников Башня-руина ассоциировалась с руинами античной Греции, на которую «уселась» Турция, символически представленная беседкой наверху, незначительной по размеру в сравнении с самой башней.

Историк архитектуры Дмитрий Швидковский писал, что Башня-руина, «представляющая собой как бы часть погребенных под землей античных развалин с маленькой турецкой надстройкой - аллегория дремлющей под османской властью великой Греции».

Во время войны внутри сооружения находился пороховой погреб, а беседка была наполовину разрушена. В 2009 году завершилась реставрация памятника и Башня-руина открылась для посетителей. Теперь, как и более двух веков назад, можно подняться на смотровую площадку и полюбоваться красотой парка.

Башня-руина стала первым по времени памятником парка, посвященным русско-турецкой войне. Монументальная и эффектная, она является одной из самых популярных достопримечательностей Царского Села , которую часто рисуют художники.

error: Content is protected !!