Самолет истребитель миг 29. Легендарные самолеты. Стоял на вооружении

Средний фронтовой истребитель

Разработчик:

ОКБ Микояна и Гуревича

Производитель:

МАПО им. П. В. Дементьева
Авиазавод в Нижнем Новгороде

Первый полёт:

Начало эксплуатации:

Эксплуатируется

Основные эксплуатанты:




Единиц произведено:

1600 самолётов МиГ-29

Стоимость единицы:

Предположительно 30 млн долларов США (экспортная)

Варианты:

МиГ-33, МиГ-35

Конструкция

Модификации

Эксплуатация

Текущая ситуация

Места дислокации

Состоит на вооружении

Стоял на вооружении

Катастрофы

Боевое применение

Каргильская война (1999)

Другие эпизоды

Технические характеристики

Двигатель

Лётные характеристики

Вооружение

(по кодификации НАТО: англ. Fulcrum , Фолкрэм - Средство достижения цели; точка опоры) - советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.

История создания

Первые наработки по проекту лёгкого фронтового истребителя (ЛФИ) нового поколения были начаты в конце 1960-х годов. В 1969 году был объявлен конкурс на разработку такого самолёта. В нём приняли участие конструкторские бюро Сухого и Яковлева, а также Микояна и Гуревича. Победителем было признано ОКБ «МиГ». Детальная проработка проекта начата в 1971 году. Первый полёт прототипа был совершён 6 октября 1977 года, а серийное производство развёрнуто в 1982 году на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29 начали поступать в ВВС СССР. К началу 1985 года первые два авиаполка на МиГ-29 достигли оперативной готовности. В 1988 году МиГ-29 был впервые представлен на международном авиасалоне в Фарнборо. Этот тип истребителей активно поставлялся на экспорт во множество стран. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая палубные. К концу 1991 года цехами МАПО им. П. В. Дементьева было произведено около 1200 одноместных истребителей МиГ-29. Кроме того, почти 200 «спарок» МиГ-29УБ было собрано заводом в Нижнем Новгороде.

Конструкция

Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесёнными двигателями. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали, также применяется титан и композитные материалы. Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 42 град., на крыле имеются щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют обшивку из углепластика и внешний «развал» в 6 град. Стабилизатор цельноповоротный и дифференциально отклоняемый. Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками. Катапультное кресло - К-36ДМ.

Двигатели типа ТРДДФ РД-33. Имеется газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, мощностью 66,2 кВт. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями и забор воздуха производится через пятисекционные верхние входы. Топливная система состоит из пяти фюзеляжных и двух крыльевых баков общей емкостью 4300 л (4540 л). Возможна подвеска фюзеляжного ПТБ на 1500 л и двух крыльевых ПТБ по 1150 л.

На машине установлена система автоматического управления САУ-451 и система ограничительных сигналов СОС-3М. Система управления вооружением СУВ-29 состоит из радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»), БЦВМ Ц100 (или Ц101).

Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 (С-31) состоит из оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-29, которая, в свою очередь, состоит из лазерной оптико-локационной станции КОЛС и нашлемной системы целеуказания «Щель-3УМ». Также в комплекс входят: навигационная система СН-29, система управления оружием СУО-29, БЦВМ Ц-100, система индикации на лобовом стекле с фотоконтрольным прибором.

Аппаратура командной радиолинии управления (КРУ) Э502-20 «Бирюза». Станция предупреждения об облучении РЛС - СПО-15ЛМ «Берёза», станция радиоэлектронных помех «Гардения-1ФУ», система выброса ложных целей ППИ-26.

Модификации

  • МиГ-29 (9-12) - фронтовой истребитель, первая серийная модификация МиГ-29
  • МиГ-29 (9-12А) - экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны варшавского договора и другие страны, в экспортную модель внесены изменения в РЛПК-29. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
  • МиГ-29Б (9-12Б) - экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны, не входящие в Организацию Варшавского Договора, в экспортную модель внесены изменения в систему управления вооружением (СУВ-29Э). Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
  • МиГ-29 (9-13) - фронтовой истребитель. Отличается от модификации 9-12 наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», возможностью подвески двух подкрыльевых ПТБ и увеличенной массой боевой нагрузки.

Эксплуатация

Текущая ситуация

На данный момент ВВС России эксплуатируют 270 МиГ-29, ВМФ России имеет 40 истребителей МиГ-29. 5 декабря 2008 года в Забайкальском крае в районе аэродрома Домна при выполнении учебного полета разбился истребитель МиГ-29. Пилот подполковник Валерьян Кокарев погиб. Расследование показало, что причиной катастрофы явилось разрушение хвостового оперения самолёта при перегрузках, которые превышали допустимые. Полеты самолётов МиГ-29 в России были временно приостановлены, сообщается, что со всех самолётов было демонтировано хвостовое оперение и отправлено на завод-производитель. Проведенный осмотр всего парка самолётов этого типа выявил наличие трещин и расслоения металла в силовых элементах планеров с ещё не истёкшим ресурсом.

4 февраля 2009 года принято решение о возобновлении полетов части парка (около 30 %) истребителей МиГ-29. К полетам допущены те истребители, осмотр которых не выявил наличия коррозии, ставшей, по предварительным данным, причиной катастрофы 5 декабря 2008 года. Рассматривается проект модернизации истребителей силами МАПО «МиГ» для возвращения в строй машин с устранёнными недостатками. Ресурс планера истребителя составляет 2,5 тыс. лётных часов, или 20 лет службы, на 2009 год ресурс планеров некоторых из них уже составляет более 25 лет. ВВС России получили 34 новых МиГа из несостоявшегося алжирского контракта. В 2010 году была поставлена заключительная партия из трех самолётов, таким образом в течение 2008-2010 гг в ВВС поступило 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ. Новые истребители дислоцируются на 6963-й авиабазе под Курском (бывший 14-й ГИАП).

Угон

20 мая 1989 года капитан Александр Зуев, усыпив коллег тортом со снотворным, перелетел на МиГ-29 в Турцию. Самолёт, во избежание конфликтной ситуации, был возвращён в СССР, пилот получил политическое убежище в США. Впоследствии Зуев написал автобиографическую книгу «Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire».

Места дислокации

  • 6963-ая авиабаза (бывший 14-й ГвИАП) - Курск-Восточный (аэропорт)
  • 6969-ая авиабаза (бывший 19-й ГвИАП) - аэродром Миллерово
  • 28-й иап - аэродром Андреаполь - расформирован
  • 31-й иап - аэродром Зерноград - расформирован
  • 6982-ая авиабаза (бывший 120-й иап) - аэродром Домна
  • 63530-ая авиабаза Эребуни (р. Армения, г. Ереван)

Состоит на вооружении

Список составлен в основном по следующим источникам: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации (М.: Омега, 2003); Беляев В. В. Российская современная авиация (М.: АСТ, Астрель, 2001); Фронтовой истребитель МиГ-29 (army.lv); Greg Goebel. The Mikoyan MiG-29 «Fulcrum» (vectorsite.net).

  • Россия - около 310 самолётов (270 - ВВС, 40 - ВМФ). На многих самолётах наблюдались проблемы с коррозией хвостового оперения. 90 были забракованы.
  • Азербайджан - куплены на Украине МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ. Самолёты доработаны, согласно украинской программе модернизации МиГ-29.
  • Алжир - 25 на 2010 год. первые самолёты получены в 1994 году. В марте 2006 года был подписан контракт на поставку 28 МиГ-29СМТ и 6 двухместных МиГ-29УБТ. В том же году начались поставки истребителей, однако уже в следующем году, после поставки 15 МиГ-29, ВВС Алжира отказались от дальнейших поставок и решили вернуть уже поставленные истребители, ссылаясь на низкое качество поставленных машин. В феврале 2008 года «Рособоронэкспорт» заключил с Алжиром договор о возврате истребителей. Возвращённые и находившиеся в производстве самолёты (24 штуки) закуплены Министерством Обороны РФ для ВВС РФ.
  • Бангладеш - в 1999 году получено 8 самолётов (6 истребителей и 2 учебно-боевых).
  • Белоруссия - 41 на 2010 год после распада СССР осталось около 100 самолётов. Часть из них продана Алжиру, Перу и Эритрее. К 2000-м годам в строю находилось 40-50 самолётов.
  • Болгария - 20 на 2010 год в 1990 году получено 22 самолёта (18 истребителей, 4 учебно-боевых). Состоят на вооружении двух истребительных авиаполков (в Равнец и Ямбол). В марте 2006 года подписано соглашение с РСК «МиГ» о капитальном ремонте и модернизации 16 истребителей. К концу мая 2009 года контракт был полностью выполнен.
  • Вьетнам - в 2010 году получено 4 МиГ-29СМТ
  • Венгрия - с 1993 года получено 28 самолётов (22 истребителя и 6 учебно-боевых, сумма сделки 800 млн долларов США) в счёт погашения долга СССР, самолёты поступили на вооружение 47-го истребительного авиаполка (Кечкемет). В настоящее время МиГ-29 стоят на вооружении 59-ой тактической авиабазы (59. «Szentgyörgyi Dezso» Harcászati Repülobázis). 13 самолётов данного типа в 2007-2008 году прошли капитальный ремонт под контролем РСК «МиГ». 21 декабря 2010 года правительство Венгрии объявило о намерении модернизировать и после этого выставить на аукцион последние двенадцать МИГ-29, оставшиеся на вооружении ВВС Венгрии. По состоянию на 2010 год, полеты на МИГ-29 год уже не осуществляются.
  • Индия - 48 на 2010 год первая зарубежная страна, получившая МиГ-29. С 1986 года поставлено, по различным оценкам, около 70-80 самолётов. Кроме этого, в 2004 году Индия заказала 16 палубных истребителей: 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ. В 2008 году утверждён план о закупке ещё 29 истребителей.
  • Иран - 35 на 2010 год с 1990 года получено, по разным данным, 14 или 17 машин. Ещё какое-то число МиГ-29 перелетело из Ирака во время войны 1991 года и поставлено на вооружение.
  • Перу - 20 на 2010 год в 1996 году в Белоруссии закуплены 16 одноместных МиГ-29С и 2 двухместных МиГ-29УБ; в 1998 году в России закуплены 3 новых МиГ-29СЭ. Ныне эксплуатируются 19 истребителей (один был потерян в аварии в 2001 году, ещё один был выведен из эксплуатации). В 2008 году подписан контракт на модернизацию всех 19 истребителей.
  • Польша - 32 на 2010 год в 1989-1990 годах получено 12 самолётов (9 истребителей и 3 учебно-боевых). Позднее 10 самолётов получено из Чехии и ещё 22 - из ФРГ.
  • Сирия 40+ самолётов на 2010 год.

Стоял на вооружении

Катастрофы

23 июня 2011 года в районе хутора Кабановский (Астраханская область) при выполнении сложного пилотажа во время испытательного полёта потерпел катастрофу палубный истребитель МиГ-29КУБ, вылетевший с аэродрома Ахтубинск, принадлежавший Российской самолётостроительной корпорации «МиГ» и предназначавшийся для поставки на вооружение авианосца «Адмирал Горшков». Сначала в прессе появилась информация, что пилот и штурман успели катапультироваться, но погибли. Позже представители Минобороны официально заявили, что оба пилота, Олег Спичка и Александр Кружалин, погибли в результате катастрофы.

Для расследования была создана спецкомиссия Минобороны с участием представителей военно-промышленного комплекса: а в частности, было объявлено, что группа специалистов корпорации «МИГ» во главе с гендиректором Сергеем Коротковым вылетела на место крушения самолёта и примет участие в расследовании аварии. Решением главкома ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина были приостановлены полеты истребителей МиГ-29, аналогичных разбившемуся, до выяснения причин катастрофы.

По неподтверждённым данным, катастрофа произошла по стечению обстоятельств (плохих погодных условий, ошибки в документациях при расчёте плана испытательного полёта, в сложившейся психологии людей и их взаимодействии при проведении любых испытательных работ).

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

Решение о закупке МиГ-29 было принято Ираком в 1988 году, изначально планировалось закупить до 130 машин, однако падение цен на нефть и международная изоляция не позволили осуществить этот план. Первые самолёты прибыли весной 1990 года и базировались на авиабазе Талили. 36 МиГ-29(9-12Б) и 6 МиГ-29УБ были самыми современными истребителями ВВС Ирака, однако во время операции «Буря в пустыне» они не смогли проявить себя из-за полного господства в воздухе авиации Многонациональных Сил. 17 января, по данным частных исследователей, ссылающихся на иракские данные, МиГи атаковали B-52G (ракетой Р-27Р), F-111F и итальянский Tornado IDS (ракетами Р-60МК), однако они успеха не принесли. По заявлению ВВС Ирака, пилоты МиГ-29 одержали одну воздушную победу, сбив 18 января ракетой Р-60МК британский «Торнадо» 29-й эскадрильи; это не подтверждается и не опровергается западными источниками, поскольку самолёт, о котором идёт речь (серийный номер ZA467), пропал во время ночного вылета и причина потери самолёта после этого не была официально установлена.

В первую ночь войны иракскими истребителями была перехвачена группа американских F-15E. Согласно свидетельствам американских пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища (по разным источникам, жертвой стал МиГ-23 или другой МиГ-29).

17 января F-15C(MSIP) № 85-0125, № 85-0107, № 85-0108 58-й эск. 33-го истреб. крыла ВВС США ракетами AIM-7M сбили 3 МиГ-29. 18 января F-15C(MSIP) № 85-0122 и № 85-0014 того же подразделения ВВС США сбили 2 МиГ-29, ракетой AIM-7M и в ближнем бою соответственно.

Кроме того, 4 самолёта перелетели в Иран (где и остались после войны) и какое-то число могло быть потеряно на земле в результате авиаударов МНС.

Конфликт в Приднестровье (1991-1992)

36 самолётов МиГ-29 авиационного полка Черноморского флота достались Молдове, после распада СССР.

Эфиопо-эритрейская война (1998-2000)

После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998 году Эритрея срочно начала перевооружать свои военно-воздушные силы, состоявшие на тот момент в основном из лёгких учебно-боевых самолётов. В Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29С, произведенных в 80-х годах. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. В ходе двух раундов боёв, последовавших в 1999 и 2000 годах, российские истребители четвёртого поколения несколько раз встречались друг с другом в воздухе. Преимущество осталось на стороне более современных Су-27СК: они сбили по одному самолёту противника 25 и 26 февраля 1999 года, а также 16 мая 2000 года. Кроме того, в бою 16 мая один МиГ был тяжело повреждён и, возможно, не подлежал ремонту. Таким образом, в ходе конфликта было потеряно 3 или 4 МиГ-29. По информации австрийского исследователя Тома Купера, за время боевых действий истребителям МиГ-29 удалось сбить три эфиопских МиГ-21.

Операция НАТО против Югославии (1999)

Все 16 самолётов МиГ-29, имевшихся у Союзной Республики Югославия, были сведены в 127-ю истребительную эскадрилью 204-го истребительного авиаполка (аэродром Батайница возле Белграда). Они ограниченно использовались против авиации НАТО, совершив за весь период конфликта в общей сложности 11 боевых вылетов. В ходе вылетов на МиГ-29 периодически происходили отказы бортового оборудования, что затруднило ведение воздушных боёв и стало причиной послевоенного разбирательства. После того, как 4 мая в воздушном бою погиб командир 127-й эскадрильи полковник Миленко Павлович, вылеты на перехват пилотируемых самолётов противника прекратились.

По некоторым данным, всего за время войны пилоты МиГ-29 одержали 6 воздушных побед. В ряде источников (в том числе у российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Зампини) утверждается, что одной из них стало уничтожение 27 марта самолёта-«невидимки» F-117 и что эта победа была записана подполковнику Гвоздену Дюкичу. Согласно данным официального сайта МО Сербии, F-117 был сбит зенитно-ракетной батареей под командованием Золтана Дани. Как сообщает сербская газета «Политика», «Гвозден Дюкич» (правильнее Джукичь, Гвозден Ђукић ) - это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны. Собственные потери оказались значительными: всего было потеряно 11 МиГ-29, из которых 6 сбито в воздушных боях и 5 списано по разным причинам (в основном уничтожены на земле; подробную информацию о потерях югославских самолётов см. в статье Список потерь авиации сторон в ходе войны НАТО против Югославии (1999)). Погибли капитан 1-го класса Зоран Радославлевич и полковник Миленко Павлович; майорам Аризанову, Николичу, Тесановичу и подполковнику Перичу удалось благополучно катапультироваться.

Каргильская война (1999)

В ходе операций против кашмирских боевиков и подразделений пакистанской армии во время Каргильской войны в мае-июле 1999 года индийские МиГ-29 выполняли эскортирование истребителей-бомбардировщиков «Мираж» 2000, с которых применялись бомбы с лазерным наведением.

Конфликт в Дарфуре (2003-н.в.)

ВВС Судана получили несколько МиГ-29 в 2003-2004 годах, обязавшись при этом не использовать их в боевых действиях в Дарфуре, где продолжался межэтнический конфликт. Однако это обязательство не было выполнено, и в мае 2008 года (предположительно в ходе боёв 10 мая) дарфурским повстанцам удалось сбить один МиГ-29 в районе Омдурмана. По утверждению некоторых источников, самолёт пилотировал бывший лётчик ВВС России, погибший при катапультировании; Министерство обороны России опровергло эту информацию.

Другие эпизоды

Два йеменских МиГ-29 совершили несколько боевых вылетов во время короткой гражданской войны в Йемене в 1994 году.

Во время Первой чеченской войны российские МиГ-29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни. Непосредственно к боевым действиям они не привлекались и потерь не имели.

Один МиГ-29УБ ВВС Кубы участвовал в инциденте 24 февраля 1996 года, когда были сбиты два лёгких самолёта Цессна 337 частной организации «Братья-спасатели», базирующейся в США. Эти самолёты выполняли поиск плавсредств с кубинскими эмигрантами во Флоридском проливе. Существуют противоречивые данные относительно того, вторгались ли Цессны в воздушное пространство Кубы или нет, но они были перехвачены истребителями МиГ-23 и МиГ-29. После ряда сигналов МиГ-29 сбил самолёты ракетами Р-73.

20 апреля 2008 года над Абхазией был сбит грузинский беспилотный самолёт-разведчик Гермес 450. Грузинская сторона заявила, что БПЛА был уничтожен российским МиГ-29, взлетевшим с аэродрома Гудаута. Российские официальные лица отвергли такую возможность, а Абхазия заявила, что победа была одержана самолётом L-39 национальных ВВС. 26 мая Миссия ООН по наблюдению в Грузии опубликовала отчёт, основанный на грузинских данных, в котором предположила о возможной достоверности грузинской версии событий и классифицировала атаковавший самолёт, запечатлённый на сделанной БПЛА видеозаписи, как МиГ-29 или Су-27. Впоследствии достоверность данной видеозаписи была опровергнута, так как использующееся там изображение самолёта Миг-29, использовалось с невозможной для данного самолёта конфигурацией подвески ракет на концевых пилонах.

Во время Пятидневной войны в августе 2008 года МиГ-29 совместно с Су-27 контролировал воздушное пространство в зоне военного конфликта. Несколько раз вылетал на перехват воздушных целей. Возможно, 10 августа 2008 года над Гуфтой был сбит грузинский штурмовик ("Из указанного списка на "долю" грузин остаётся Су-25, предположительно сбитый в воздушном бою 10.08.2008г..." - "Потери авиации в Пятидневной войне".).

Итоги воздушных боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 в ходе войн и конфликтов

В 1975-76 гг. на вооружение США стали поступать истребители 4-го поколения F-16 и F-15. В СССР МиГ-29 (также являясь истребителем 4-го поколения) был принят на вооружение в конце 1983 г.

В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против Югославии в 1999 году были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и F-15.

По официальным данным США и НАТО, в ходе указанных войн и конфликтов, истребителями F-15 и F-16 в общей сложности было уничтожено 11 истребителей МиГ-29 без потерь со своей стороны.

Согласно официальному сайту МО Сербии, Небойша Джукановичь (Nebojša Ðukanovic), бывший в 1999 г. командиром 127 эскадрильи (летавшей на МиГ-29), подтвердил, что 6 МиГ-29 были потеряны в воздушных боях.

Некоторые воздушные бои были публично и подробнейшим образом описаны непосредственными их участниками (пилотами) в документально-публицистических передачах.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 или 2 человека
  • Длина: 17,32 м
  • Размах крыла: 11,36 м
  • Высота: 4,73 м
  • Площадь крыла: 38,06 м²
  • Угол стреловидности крыла: 42°
  • Масса:
    • пустого: 10900 кг
    • нормальная взлётная масса: 15180 кг
    • максимальная взлетная масса: 18480 кг
    • 476 кг/м²
    • 399 кг/м²

Двигатель

  • Тип двигателя: Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой (а также управляемым вектором тяги на МиГ-29ОВТ и МиГ-35)
  • Модель: «РД-33»
  • Тяга:
    • максимальная: 2 × 5040 кгс
    • на форсаже: 2 × 8300 кгс
  • Масса двигателя: 1055 кг
  • Отклоняемый оригниг вектор тяги: для МиГ-29ОВТ и МиГ-35 с двигателями РД-133
  • Углы отклонения вектора тяги: ±15° в любом направлении
  • Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
  • Тяговооружённость:
    • при максимальной взлётной массе: 0,92 кгс/кг
    • при нормальной взлётной массе: 1,09 кгс/кг

РЛС

  • Сопровождение 10 воздушных целей и обстрел наиболее опасной
  • Минимальная разница скоростей истребителя и цели 150 км/ч
  • Скорость атакуемой цели 230-2500 км/ч
  • Высота атакуемой цели 30-23000 м
  • Дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м в ППС на высоте более 3000м - 50-70 км
  • Дальность обнаружения вертолета (скорость более 180 км/ч) в ЗПС 23 км, ППС-17 км

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов
  • 2180 кг
  • Точки подвески: 7
  • Подвесное вооружение:
    • Р-60М
    • Р-27Р1
    • Б-8М1
    • С-24Б
    • ФАБ-500М62
    • ОФАБ-250-270
    • КМГУ-2
    • ЗБ-5000

Возможности оборонной промышленности СССР неоднократно недооценивались противниками, как потенциальными, так и вполне реальными. Ряд образцов советских вооружений за историю страны стал эталоном для конструкторов самых развитых в индустриальном отношении государств. Некоторые из них даже стали своеобразными символами вооруженных сил СССР и новой России. Слава автоматов Шпагина и Калашникова, танков Т-34 и Т-54, "Катюш" и других видов русской смертоносной продукции вышла далеко за пределы шестой части суши. МиГ тоже относятся к отечественной оружейной классике.

История КБ МиГ

Конструкторское бюро начало работать до Великой Отечественной войны. Инженерам А. И. Микояну (брату сталинского наркома) и М. И. Гуревичу к 1940 году удалось создать великолепный самолет-истребитель, по своим характеристикам один из лучших в мире. Он обладал рядом недостатков, но на момент первого испытательного взлета эта легкая скоростная машина с обтекаемыми обводами могла поспорить с любым самолетом Германии, Британии или США.

КБ всегда стремилось не только следовать за мировыми тенденциями авиастроения, но и по возможности задавать их. Первый серийный реактивный истребитель в СССР, МиГ-9, был ответом на успешное внедрение в ВВС западных стран самолетов этого класса.

Реактивная эра

Неприятным сюрпризом для американских летчиков стал МиГ-15, по скоростным и маневренным характеристикам превосходивший хваленую продукцию Нортропа и других производителей из США, считавших свою технику непревзойденной. В небе воюющего Вьетнама отлично показали себя перехватчики МиГ-17 и МиГ-21. Были и другие модели самолетов, МиГ-19 и МиГ-23. Во время войны Израиля с Египтом сверхмощный МиГ-25 неоднократно нарушал линию фронта, производя рейды над Тель-Авивом. И хотя на нем не было никаких вооружений, сам факт безнаказанного полета советского самолета над страной, вооруженной новейшими американскими системами ПВО, остудил многие горячие головы. Ряд региональных конфликтов, в которых советские военные самолеты МиГ показали себя с самой лучшей стороны, стал своеобразной рекламой этой марки, гарантией качества и высочайшей эффективности советской боевой техники. Венцом усилий конструкторов был МиГ-29. Технические характеристики этого истребителя и сегодня, спустя 37 лет после окончания основных проектно-конструкторских работ, вполне отвечают современным требованиям, предъявляемым к боевым машинам этого класса.

Важное правительственное задание

В конце шестидесятых - начале семидесятых годов основной «рабочей лошадкой» ВВС США и нескольких стран - вероятных противников СССР - был знаменитый F-4, «Фантом» разных модификаций фирмы Макдоннелл-Дуглас. Конструкция этого самолета была очень удачной, он мог решать универсальные по характеру задачи - от ведения маневренного воздушного боя до нанесения бомбово-ракетных ударов по наземным целям. Но опыт Вьетнама и Ближнего Востока показал, что против советского МиГ-21 и даже более раннего МиГ-17 воевать ему тяжело. Соотношение потерь оказалось не в пользу американцев. В США начались работы по созданию замены «Фантому», результатом которых стали истребители F-14 «Томкэт» и F-15 «Игл». Советским ВВС срочно требовалась модернизация с учетом перспективных проектов заокеанских авиастроителей с их «котами» и «орлами». КБ МиГ советское правительство поставило задачу. К осени 1977 года был готов новейший перехватчик МиГ-29. Взлет опытного образца состоялся 6 октября. Через пять лет самолет приняли на вооружение Военно-воздушных сил СССР.

Немного о внешности

В те годы даже внешний вид нового вида вооружений составлял государственную тайну. И в самом деле, очень многие революционные технические решения, включая концептуальные, стали отличительной особенностью перехватчика МиГ-29. Фото, неосторожно опубликованное в прессе, или запись показательного полета, продемонстрированная по телевидению, могли навести специалистов враждебного лагеря на мысли о магистральной линии авиастроения будущего. Согласно идее Главного конструктора М. Вальденберга, поддержанной сменившим на посту Генерального Р. Беляковым, у самолета была так называемая интегральная схема компоновки. Это означает, что от принятого в мировой авиации деления конструкции на плоскости и фюзеляж в КБ отошли. Весь планер состоял из плавных переходов, наплывов, с «классическими» боковыми стенками только в носовой части.

Меры по соблюдению секретности были отнюдь не излишней предосторожностью. Подсматривать чужие новинки умели и специалисты, проектировавшие самолеты МиГ. Фото регулируемого воздухозаборника упомянутого «Фантома», сделанное на одном из авиасалонов, дало в свое время бесценную информацию нашим инженерам. Аналогичный узел был применен на МиГе-23.

Силовая установка и фигура «колокол»

Двигателей у самолета два (РД-ЗЗ или РД-ЗЗК для модификации «М»), они расположены ниже крыла. Их суммарная тяга может достигать от 16 600 до 17 600 кН (кгс). Если принять во внимание, что взлетная масса машины несколько превышает 15 тонн, то несложно сделать вывод о превышении величиной показателя тяговооруженности единицы. Это в свою очередь означает, что если самолет МиГ-29 установить вертикально и вывести секторы газа в положение, близкое к предельному, то он зависнет на месте или поднимется выше без участия крыла. Эта техническая особенность позволяет не только показывать уникальные фигуры высшего пилотажа на показательных выступлениях, но имеет и важное прикладное значение. Локаторы работают на допплеровском принципе и могут отслеживать только движущиеся объекты. В момент выполнения «колокола» и «кобры» (а именно так называются фигуры пилотажа, во время выполнения которых происходит «зависание») скорость самолета МиГ-29 равна нулю, и все системы контроля и наведения средств ПВО противника перестают его видеть на своих экранах.

«Жабры» МиГ-29

В есть и другие решения, демонстрирующие свежесть подхода к решению насущных проблем. Мощная силовая установка требует много воздуха, и он засасывается в приемный заборник в огромных количествах. Если взлетная полоса заснежена, на ней присутствует песок (что в некоторых регионах не редкость) или другие загрязнения, все это попадает внутрь турбины. Есть несколько способов бороться с этой напастью. Например, можно установить воздушные фильтры, как в автомобиле. Но они тоже имеют обыкновение забиваться. Или еще одно решение: разместить воздухозаборники повыше. Но это ухудшает аэродинамические свойства планера самолета. В случае с МиГ-29 конструкторы приняли необычное и уникальное решение. Забор воздуха до момента убирания стоек шасси осуществляется через дополнительные впускные отверстия на верхнем зализе, соединяющем крыло с фюзеляжем. Их два ряда, расположены они симметрично с правого и левого борта. Их назвали «жабрами». При разбеге и посадке основные воздухозаборники полностью перекрыты, и только после набора достаточной для безопасной работы высоты они открываются.

Авионика

Не только мощными двигателями и отличной аэродинамикой славится самолет МиГ-29. Технические характеристики, какими бы они не были распрекрасными, в современном воздушном бою не гарантируют победы, если пилоту не созданы эргономические условия и информационная поддержка, обеспечивающие возможность мгновенного принятия решения. Все-таки четвертое поколение к чему-то обязывает, тем более что к последним достижениям электроники наши вероятные противники всегда относились с большим вниманием. То, что в основе информационно-вычислительного комплекса стоит бортовая ЭВМ (это Ц100.02-06), ничего удивительного нет. Впервые в стране (а может быть, и в мире) применены многие дополнительные устройства, облегчающие работу пилота. В частности, «Наташа» (так летчики прозвали систему речевой индикации, на самом деле это «Алмаз-УП») приятным женским голосом сообщит, что заход на посадку выполняется на недостаточной высоте или скорости, оповестит о противнике, зашедшем в хвост, или иной опасности, ошибке или нештатной ситуации.

Управлять вооружением очень удобно. Информация проектируется на участок лобового остекления фонаря кабины, а на шлемофоне установлена система целеуказания. Посмотрел на самолет, принял решение атаковать, нажал на кнопку боевого взвода - и можно считать, что врага больше нет. Такой вот смертоносный взгляд у наших пилотов. А если растерялся и утратил пространственную ориентацию, то ничего страшного, нажал на другую кнопку, и самолет сам выровняется и по дифференту, и по крену.

Электронная система управления

В современном военном летательном аппарате разделить авионику и системы управления вооружениями очень сложно. Без чувствительного к обнаружению цели на фоне земной поверхности радара одержать победу сегодня почти невозможно, но это устройство выполняет и навигационную функцию. Самолет МиГ-29 оснащен РЛС типа НО-93, способной сопровождать десяток целей одновременно. Она является составной частью прицельно-навигационного комплекса ОЭПРНК-29, который может выполнять оперативное картографирование, вычисляет алгоритмы атак на морские и наземные объекты противника. В ее составе есть и оптико-электронная прицельная система ОЭПС-29, при ее разработке применены последние достижения квантовой физики. Цель обнаруживается и опознается на дистанции от 35 км (при догоне) до 75 км (на свободном пространстве). В общем, система управления сложная, но, несмотря на это, пользоваться ею удобно.

Чем стрелять?

Опыт показал, что с одними ракетами вести воздушный бой, особенно маневренный, трудно. Лишив артиллерии «Фантом», американцы были вынуждены изобретать специальные подвесные контейнеры с пушкой и боекомплектом. Истребитель МиГ-29 вооружен скорострельной (1500 выстрелов в минуту) пушкой ГШ-301 с водяным охлаждением, имеющей запас в сто снарядов (калибра 30 мм).

Для ракет предусмотрены шесть наружных пилонов, смонтированных под крыльями. В зависимости от решаемых задач, на них можно устанавливать УР (Р-73 либо Р-60М). Для нанесения ударов по наземным объектам применяются УР типа Х-25М. Наведение этих средств осуществляется либо по телевизионному сигналу, либо по лазерному лучу. Прицеливание неуправляемых средств (НАР в кассетах, бомбы) производится с помощью РЛС. Морские цели поражаются УР Х-29 или сверхзвуковыми противокорабельными ракетами типа Х-31А, которые может нести МиГ-29. Вооружение перспективными образцами ракет заложено в конструкции подвесных узлов.

Общее бомб и реактивных снарядов лимитируется максимальной боевой нагрузкой в 3 тонны (базовая модель) и 4, 5 тонны (МиГ-29М).

ТТХ Миг-29

Самолет по размерам и массе несколько меньше современных ему американских аналогов, к которым можно отнести F-14 и F-15. Размах крыльев советского перехватчика немного более 11 метров (такой же у «Томкэта» при максимальной стреловидности, а у «Игла» - 13 м). Длина составляет 17 метров вместе со штангой дозаправки в воздухе (против 19 у каждого из «американцев). МиГ-29, вес которого около 15 тонн, легче обоих самолетов - вероятных противников (примерно восемнадцать тонн каждый из них). Тяга двух турбин превосходит аналогичный показатель американских машин и достигает 17 600 кН (14 500 у «Томкэта» и чуть более 13 тыс. у «Игла»).

Относительно небольшая площадь крыла (38 кв. м.) может насторожить высокой удельной нагрузкой, но она компенсируется высокой прочностью планера, обусловленной особенностями интегральной компоновки. Скорость МиГ-29 достигает 2,3 М (2 450 км/ч), у палубного варианта МиГ-29К она несколько ниже, 2300 км/ч. Для сравнения: F-14 в состоянии развить 1,88 М (1 995 км/ч), а F-15 - 2 650 км/ч. Еще один важный показатель - длина пробега при взлете и посадке. Чтобы МиГ взлетел, ему достаточно ВПП длиной 700 метров, а при форсажном режиме - всего 260 м. Садится он на площадку длиной 600 метров. Это позволяет использовать его в качестве палубного самолета (с тросовой тормозной системой) или эксплуатировать в условиях малоподготовленных аэродромов (или даже участков шоссе, как это случалось во время Югославской войны). Примерно такие же разбежно-пробежные характеристики имеют обе американские машины. Возможность применения истребителя в качестве базового на авианесущих кораблях предусмотрена и конструктивно, консоли крыла выполнены складными. Посадочная скорость МиГ-29 составляет 235 км/ч, что тоже указывает на его «морскую душу». Американские палубники имеют тот же аналогичный показатель.

Практический потолок МиГа достигает 17 тысяч метров и занимает промежуточное положение между F-14 и F-15.

Усредненные боевые качества советского МиГ-29, технические характеристики и его маневренность позволяют утверждать, что этот самолет превосходит все зарубежные аналоги, разработанные в то же время, что и он. Способность исчезать с экранов радаров в самый разгар воздушного боя придает этой машине уникальность. Новшества, примененные в системе управления, вывели отечественную авиапромышленность на качественно новый уровень. Важно и то, что истребитель МиГ-29 обладает широким модификационным потенциалом. Его разновидностей различной целевой направленности, разной дальности полета, с отличающейся по функциональному назначению бортовой радиоэлектронной аппаратурой, от фронтового истребителя до учебной «летающей парты», выпущено более двух десятков. Две из них (МиГ-33 и МиГ-35) выделены в самостоятельные модели линейки КБ им. Микояна и Гуревича.

С разными эмблемами на крыльях

После распада СССР военный авиапарк единого государства был поделен между бывшими союзными республиками. Испытывая материальные трудности, многие из них начали продавать ненужную им технику. К примеру, Молдавия уступила США два десятка бывших в эксплуатации МиГ-29. Стоимость каждого самолета составила 2 млн долларов, что во много раз ниже рыночной цены. Американцам этот перехватчик был нужен для отработки тактических приемов борьбы с ВВС стран, на вооружении которых он находится. МиГи продавались в зоны конфликтов на территории Африки, Азии и других частей света.

ВВС стран-участниц тоже вооружались МиГами-29. Практически все они поступили в распоряжение «партнера» России в лице НАТО. Летчики Люфтваффе ФРГ, привыкшие в основном к американской технике, были приятно удивлены легкостью и эргономичностью управления - характерными качествами МиГ- 29. Фото советского истребителя с (опознавательными знаками ВВС Германии) сначала вызывали у непосвященных недоумение, затем к этому все привыкли.

Самолет состоит на вооружении более чем двадцати пяти стран, и менять они его пока ни на что не собираются.

При выборе поставщика оборонной продукции иностранные правительства руководствуются главным образом боевыми качествами и политическими соображениями. Но немаловажное значение имеет и финансовый аспект сделки. МиГ-29, стоимость которого составляет примерно 70-75 миллионов долларов за единицу, может решать большинство специфических военных задач не хуже своего заокеанского конкурента F-15, за который «просят» до сотни миллионов. В наше кризисное время такая разница явно играет на руку российскому «Оборонэкспорту».

Боевой опыт МиГа

До тех пор, пока соперничество «Точек опоры» («Fulcrum», так в НАТО прозвали МиГ-29) и американских «Орлов» F-15 носило теоретический характер, можно было спорить о том, какой из самолетов лучше. Первое серьезное реальное столкновение между двумя соперничающими машинами состоялось в небе над Персидским заливом (1991, операция «Буря в пустыне»). На фоне общего успеха, обусловленного тщательной подготовкой, преимуществом в информационно-аналитическом обеспечении и количественным превосходством, как-то слабо был освещен тот факт, что за все время войны в заливе авиация союзников так и не смогла одержать хоть одну подтвержденную победу над иракским МиГ-29. Технические характеристики этого перехватчика создавали пилотам Хуссейна условия для воздушных побед, документально зафиксирован случай уничтожения британского «Торнадо» на северо-западе Ирака (по неподтвержденным данным он был не единственным).

13 югославских МиГ-29 (всего их было на вооружении СФРЮ 15, но два к началу агрессии оказались непригодными для вылетов) противостояли многократно превышающим силам НАТО. Каким-то загадочным образом американские летчики (по их словам) сбили их 24. В реальности все оказалось не столь бравурно, как рапортовали пилоты НАТО. Четыре единицы были разбомблены на аэродроме, один перехватчик потерян в результате аварии. Остальные шесть действительно были сбиты НАТО, руководство альянса, однако, всеми силами стремилось занизить собственные потери. Оценить их количество, а также долю заслуг МиГов в настоящее время затруднительно.

Были и другие случаи боевого применения самолетов МиГ-29, к счастью, нечастые. В любом случае об успешности конструкции боевой машины судить можно только по случаям «чистого» противостояния при хотя бы примерно равной квалификации пилотов. Таких эпизодов в новейшей истории было немного, и все они говорят о том, что у МиГ-29 впереди еще долгая жизнь.

6 октября 1977 года свой первый полет совершил опытный экземпляр самолета МиГ-29. МиГ-29 - это советский/российский легкий фронтовой истребитель 4-го поколения, разработанный специалистами ОКБ МиГ. Согласно информации официального сайта РСК «МиГ», всего было выпущено более 1600 истребителей данного типа, которые состоят на вооружении ВКС России и еще 25 стран мира. Самолет производится серийно с 1982 года, сегодня в нашей стране выпускаются усовершенствованные модификации данной боевой машины, которые по-прежнему пользуются спросом на мировом рынке вооружений.

Легкий истребитель МиГ-29 стал вторым боевым самолетом 4-го поколения, который был разработан конструкторами ОКБ имени А. И. Микояна, в то время как первым советским боевым самолетом 4-го поколения стал истребитель-перехватчик МиГ-31, работы над созданием которого начались еще в конце 1960-х годов. К работам над легким фронтовым истребителем МиГ-29 в ОКБ имени А. И. Микояна приступили в 1970 году. Новая машина должна была принять эстафету основного истребителя ВВС СССР у МиГ-21 и МиГ-23. Помимо этого конструкторам ставилась задача превзойти по летно-техническим характеристикам новейшие на тот момент времени американские истребители F-15 и F-16. Основными особенностями нового истребителя стали: применение интегральной аэродинамической компоновки, в такой компоновке фюзеляж самолета выполнен несущим и создает до 40 процентов общей подъемной силы; перспективной силовой установки, состоявшей из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33; новых управляемых средств поражения; современной системы управления вооружением.


В рамках работ по созданию истребителя МиГ-29 специально была организована межведомственная программа обеспечения надежности боевых систем и комплексов. В результате ее работы были достигнуты высокие показатели надежности, которые превосходили требования заказчиков и достигнутый к тому моменту мировой уровень. Также при создании нового легкого фронтового истребителя в ОКБ Микояна была создана специальная система стендов, в том числе - для полунатурного моделирования. Данное решение позволило значительно снизить сроки испытаний и повысить качество авиационной техники.

По информации официального сайта РСК «МиГ», разработка легкого фронтового истребителя МиГ-29 и его модификаций с 1972 по 1982 год велась под руководством заместителя генерального конструктора А. А. Чумаченко, в 1982 году главным конструктором самолета был назначен М. Р. Вальденберг, с 1993 года тему возглавлял В. В. Новиков. В настоящее время модернизация самолета МиГ-29 осуществляется под руководством главного конструктора А. Б. Слободского, а разработка новых модификаций истребителя - под руководством Н. Н. Бунтина и И. Г. Кристинова.

Постройка первого опытного экземпляра истребителя МиГ-29 (бортовой номер 901) завершилась в августе 1977 года. После проведения необходимых наземных испытаний, пробежек и рулежек к октябрю года самолет был готов к выполнению первого полета. В четверг, 6 октября, 1977 года шеф-пилот ММЗ имени А. И. Микояна А. В. Федотов впервые поднял самолет в небо. В летных испытаниях новой боевой машины также принимали участие летчики ОКБ: П. М. Остапенко, Б. А. Орлов, А. Г. Фастовец, В. Е. Меницкий, В. В. Рындин.

После завершения в 1982 году широкомасштабной программы летных испытаний новый самолет был запущен в серийное производство на МАПО (сегодня - Производственный комплекс №2 РСК «МиГ») и в 1987 году был официально принят на вооружение ВВС Советского Союза. С 1986 года истребители МиГ-29 широко поставляются на экспорт. Первые машины уже в 1986 году получила Индия, а в следующем году за ней последовали Югославия и Ирак, в дальнейшем география поставок истребителя только увеличивалась.


Дебют самолета на международной арене произошел в 1988 году. Самолет был представлен на авиасалоне Фарнборо в Великобритании, что само по себе было беспрецедентным решением. До этого советская боевая техника никогда не принимала участия в подобных авиасалонах. Появление истребителя МиГ-29 на авиасалоне Фарнборо стало настоящей сенсацией, а сам самолет стал главной звездой салона. Особенно зрителей и авиационных специалистов впечатлила фигура высшего пилотажа «Колокол». Данный элемент был включен в летную программу для того, чтобы предоставить потенциальным заказчикам как можно больше информации о новом самолете. В частности, наглядно демонстрировалось, что МиГ-29 сохраняет управляемость на траектории при нулевых и даже отрицательных скоростях полета, его ориентация в пространстве не влияет на устойчивость и управляемость машины, а силовая установка устойчиво и надежно работает во всем диапазоне скоростей.

Легкий фронтовой истребитель МиГ-29 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, самолет обладает интегральной компоновкой планера. Планер истребителя состоит из развитого по размаху и длине профилированного несущего корпуса (фюзеляжа), который плавно сочленен через зону наплыва с крылом трапециевидной формы, цельноповоротного дифференциально отклоняемого стабилизатора и вертикального двухкилевого оперения. Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями, которые были размещены в изолированных мотогондолах в хвостовой части корпуса самолета. Основные воздухозаборники турбореактивных двигателей расположены под центропланом, дополнительные находятся на верхней поверхности наплывов крыла самолета. Шасси МиГ-29 трехопорное, убирающееся.

Примерно 40 процентов подъемной силы самолета в полете обеспечивает его корпус, 60 процентов - крыло. При углах атаки более 17 градусов в создании подъемной силы роль корпуса и наплывов крыла увеличивается. Особенностью планера легкого истребителя стало наличие в его конструкции крупногабаритных штамповок, а также прессованных панелей, их использование позволило снизить количество нагруженных стыков. Основные конструкционные материалы планера самолета - это сплавы алюминия и высокопрочные стали. В ряде ответственных узлов и деталей истребителя (в хвостовой части корпуса, в лонжеронах крыла и т. п.) был применен титан. Доля композиционных материалов в общей массе конструкции истребителя МиГ-29 составляла порядка 7 процентов. Для облегчения осмотра и обслуживания, а также ремонта самолета в процессе эксплуатации к элементам конструкции и блокам оборудования был обеспечен удобный подход.


Высокая тяговооруженность, рациональная аэродинамическая компоновка, надежная автоматизированная система управления обеспечили легкому фронтовому истребителю МиГ-29 отличные маневренные характеристики, которые присущи самолету и сегодня. В конструкции истребителя нашлось место широкому применению композиционных материалов. В основном варианте вооружение самолета состояло из 30-мм автоматической пушки ГШ-301, двух управляемых ракет средней дальности Р-27 с радиолокационными или тепловыми головками самонаведения на цель и четырех управляемых ракет высокоманевренного ближнего боя Р-73. Впервые в мире на истребителе МиГ-29 была применена комплексная система управления вооружением на основе квантовой оптико-локационной станции КОЛС (комбинация обзорно-следящего теплопеленгатора с лазерным дальномером), импульсно-доплеровской РЛС Н019 и нашлемной системы целеуказания под обозначением «Щель-3УМ». Работой всех перечисленных систем, впервые в мире объединенных в единый комплекс, управляли бортовые электронно-вычислительные машины.

Несмотря на то, что с момента первого полета опытного образца истребителя МиГ-29 прошло уже 40 лет, боевая машина по-прежнему востребована на мировом рынке военной техники, это подтверждается имеющимися заказами на данный истребитель. Так в 2016 году Россия закрыла контракт по поставке ВМС Индии 29 корабельных истребителей МиГ-29К/Куб. Данные самолеты, относящиеся к поколению «4+», предназначены для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, а также поражения наземных и надводных целей современным высокоточным . Самолеты могут одинаково эффективно использоваться в любых погодных условиях и днем, и ночью.

Также в 2017 году Россия начала исполнение контракта по поставкам Египту истребителей МиГ-29М/М2. Всего эта североафриканская страна получит порядка 50 самолетов данного типа. Скорее всего, речь идет о поставке 46 истребителей МиГ-29М и 6-8 «спарок» МиГ-29М2 для боевой подготовки египетских летчиков. Впервые информация о данном контракте появилась в российских СМИ в мае 2015 года, тогда специалисты оценили стоимость контракта на поставку порядка 50 истребителей с вооружением примерно в два миллиарда долларов. Данный заказ стал самым большим на самолеты МиГ-29 за все постсоветское время.

МиГ-29М/М2 можно назвать последним на сегодняшний день развитием платформы легендарного истребителя МиГ-29. Основным отличием новой машины являются новое радиоэлектронное оборудование, усовершенствованные двигатели с управляемым вектором тяги, возросшая дальность полета. Данный вариант истребителя был разработан в России в 2000-е годы с применением решений, которые возникли в ходе работ по созданию палубного варианта истребителя МиГ-29К/КУБ (изделие 9-41/47).

Источники информации:
http://www.migavia.ru
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29.html
https://lenta.ru/news/2017/04/26/mig29
Материалы из открытых источников

Переход от истребителей третьего поколения к четвертому связан с трагическими событиями вьетнамской войны. В апреле 1966 года Советский Союз поставил Северному Вьетнаму истребители МиГ-21, которые столкнулись в небе с американскими F-4 Phantom II. Именно эти воздушные бои дали понять, каким будет самолет будущего.Горький опыт войны Тогда считалось, что маневренный воздушный бой ушел в прошлое, а с самолетов даже снимали авиапушки. Зачем они нужны, если противника можно запросто уничтожить с помощью ракет за десятки километров? Однако война показала, что реальность всегда отличается от теории.F-4 обладал лучшим локатором, однако МиГ-21 был более маневренным. И неожиданно для американцев именно последнее оказалось решающим. С мая по декабрь 1966 года они потеряли 47 самолетов против 12 вьетнамских. США учли горький опыт и начали разработку истребителей F-16 и F-15, а Советский Союз в свою очередь - МиГ-29 и Су-27.Старший брат, младший брат Су-27 и МиГ-29 только внешне кажутся похожими, но на деле они - машины разных классов, и особенно хорошо это заметно, если увидеть два самолета рядом. Концепция о том, что в ВВС страны оптимально соотношение 80% легких истребителей и 20% тяжелых, появилась еще в 1960-е годы и была принята повсеместно. Связано это с тем, что использование дорогой и тяжелой машины, которая имеет избыточные возможности для выполнения определенных задач, не всегда выгодно. Именно поэтому в СССР было решено создавать сразу два самолета.
Военные хотели, чтобы истребитель имел высокую скорость и одновременно хорошую маневренность. Началу проектирования предшествовали долгие и мучительные поиски внешнего облика. Всем было понятно, что требования, предъявленные самолету военными, выполнить при существующих аэродинамических схемах просто невозможно. В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в трубах были продуты десятки моделей, пока не обнаружли эффект, который прозевали американцы.Оказалось, что если создать острый наплыв на фюзеляже, то на крыле начинают появляться вихри, которые в свою очередь создают высокое разрежение воздуха и, как следствие, подъемную силу. Нужно подчеркнуть, что самолет не имеет такого понятия, как «фюзеляж», у него есть «корпус»: в создании подъемной силы принимает участие вся машина.Секрет успеха Работа по созданию машины была связана с большими трудностями. Самолет был меньше Су-27, а поэтому и требования к размерности и весу оборудования были более высокими. На то, чтобы вместить внутрь корпуса все необходимое, конструкторам понадобилось три года. Кроме того, проблемы доставляли и двигатели РД-33, которые сегодня считаются одними из самых надежных, а тогда находились на стадии доводки и часто выходили из строя. В том числе из-за этого позже в ходе испытаний была потеряна опытная машина. К 1976 году была начата сборка первого прототипа машины. На снимке ниже - первый экземпляр МиГ-29 (9-12/1) (фотография предоставлена РСК «МиГ»).
Началу полноценных испытаний также помешал и чрезвычайный случай. Шестого сентября 1976 года летчик одного из дальневосточных авиаполков Виктор Беленко перегнал самолет-перехватчик МиГ-25П в Японию. Машина была возвращена СССР, однако американские военные успели ознакомиться с ее секретной «начинкой». Нужно было в срочном порядке переделывать почти все бортовое оборудование на нескольких сотнях МиГ-25. Было решено провести модернизацию этих самолетов, и на нее было брошено много сил КБ.Тем не менее 6 октября 1977 года первый опытный МиГ-29 поднялся в воздух под управлением летчика-испытателя Александра Федотова. Позже к испытаниям подключились и другие пилоты, в том числе Анатолий Квочур.
«Колокол» над Фарнборо Самолет стал во всех смыслах прорывным для отечественной авиации. Это уже не отдельно взятый истребитель, а часть огромной системы, если так можно выразиться, «наконечник копья». Машина работает в связке с наземными РЛС и другими самолетами. Система управления вооружением являла собой комплекс нового поколения. РЛС был способен отслеживать сразу несколько целей, при этом выбор самой опасной происходил в автоматическом режиме. Автоматизированы были и другие процессы, что позволяло пилоту сосредоточиться на управлении истребителем.Кроме того, самолет имел оптико-квантовую станцию, которая с помощью теплопеленгатора и лазерного дальномера могла обнаруживать цели в зоне видимости. В отличие от радиолокатора эта станция не давала облучения. Пилот получил нашлемную систему, которая позволяла направлять ракету на цель поворотом головы.
МиГ-29 был и остается лучшим самолетом для ближнего боя, и это связано в том числе с его выдающимися маневренными характеристиками. О том, что МиГ-29, как и Су-27, способен выполнять такие фигуры, как «колокол» и «кобра», весь мир узнал на авиасалоне Фарнборо, где впервые были представлены советские самолеты, в начале 1990-х годов. Для иностранных специалистов показательная программа МиГ-29 стала настоящим шоком: ни один истребитель в мире выполнить многие показанные фигуры высшего пилотажа был не в состоянии. В прессе заявляли, что МиГ-29 «украл выставку».Интересно, что даже спустя 40 лет после первого полета самолет остается популярным, ролики с ним набирают миллионы просмотров. Так, два года назад было опубликовано видео под названием «вертикальный взлет МиГ-29», где самолет после взлета летит вертикально, как ракета. Собственно, в этом нет ничего удивительного: тяговооруженность истребителя при нормальном взлетном весе - 1,09 кгс на 1 кг веса.Югославская бойня Самолет применялся более чем в десяти военных конфликтах, начиная с войны в Афганистане, но одним из самых примечательных фактов боевого применения остается операция НАТО в Югославии.Ударные силы НАТО составляли 282 самолета, позднее их число выросло до 639. Силы для разведки и электронного противодействия в начале войны состояли из 66 самолетов, потом их количество возросло до 84. Силы непосредственного командования в ходе боевых действий выросли с 20 до 29 самолетов. Силы логистической поддержки состояли из 62 самолетов, а в конце войны были расширены до 252. Всей этой армаде противостояло 14 МиГ-29 и 34 МиГ-21. Никаких шансов у югославов не было, но...
По официальным данным альянса, за 11 недель операции «Союзная сила» боевые потери составили два самолета. По данным Министерства обороны Югославии, ВВС и ПВО страны был уничтожен 31 самолет (включая один F-117), шесть вертолетов, 11 беспилотных летательных аппаратов и примерно 40 крылатых ракет. ВВС Югославии потеряли около 11 истребителей МиГ-29.В известной на весь мир истории о сбитом «самолете-невидимке» F-117 до сих пор нет ясности. По официальной версии НАТО, он был уничтожен ЗРК С-125 в районе деревни Будановцы, однако существует версия, что его мог сбить пилот МиГ-29, визуально обнаружив самолет. Подтверждений этой информации нет, однако примечательно, что пилот F-117 позже рассказывал, что удар был для него совершенно неожиданным (не сработали системы оповещения) и что «не помнит, как рванул кольцо катапульты».Как бы там ни было, югославские МиГи без спутниковой навигации, мощных наземных РЛС и самолетов ДРЛО смогли продолжать полеты вплоть до конца боевой операции сил коалиции. И это говорит о многом.Темные времена Развал страны и последовавший за ним кризис больно ударили по всей авиации России и по МиГу в частности. В отличие от Су-27 МиГ-29 был в первую очередь истребителем для завоевания превосходства в воздухе. Он мог наносить удары по наземным целям, но эти задачи считались второстепенными. В то же время на международном рынке были более востребованы многофункциональные самолеты.Выжить предприятию помог заказ Индии на палубную версию МиГ-29К. Первый полет эта машина совершила в 1988 году. Самолет получил инфракрасный пеленгатор целей, новую РЛС «Жук-МЭ», позволяющую ему обнаруживать цели на расстоянии до 200 км. Кроме того, улучшен планер, что позволяет нести до 5,5 т боевой нагрузки. В 2007 году состоялся первый полет двухместной версии истребителя МиГ-29КУБ.
МиГ-29СМТ - попытка превращения самолета в полноценную многофункциональную машину. За счет дополнительных топливных баков за кабиной пилотов и в хвостовой части удалось увеличить дальность полета в в 3,5 раза, а боевую нагрузку - до 5 500 кг. Кроме того, прошла глубокую модернизацию и почти вся «внутренняя начинка» машины. Также он получил модернизированные двигатели РД-33 с отклоняемым вектором тяги. В сентябре стало известно о переброске этой версии МиГ-29 на авиабазу Хмеймим в Сирию, откуда он наносит удары по террористам.
Тридцать пятый На авиасалоне МАКС-2017 в центре внимания был представленный несколькими месяцами ранее многофункциональный истребитель МиГ-35. Это глубокая модернизация МиГ-29К. Самолет имеет полезную нагрузку в 6 000 кг, пониженную радиолокационную заметность, повышенные надежность и живучесть, срок службы, ресурс самолета и двигателей. Стоимость летного часа снижена в 2,5 раза в сравнении с МиГ-29, самолет имеет в том числе средства РЭБ и открытую архитектуру БРЭО.
Миг-35 неприхотлив в обслуживании, может использоваться с грунтовых полос. По своим характеристикам это самолет поколения 4++, который может вести воздушные бои и наносить удары по наземным целям.Самолет может заинтересовать те страны, которые имеют относительно небольшие территории и/или небольшой военный бюджет. Тридцать самолетов российское военное ведомство заказало для ВКС РФ. А значит, МиГ-29 остается одним из сильнейших истребителей и XXI века и будет стоять на вооружении России и других стран еще много лет.

МиГ-29 — одноместный двухдви­гательный всепогодный фронто­вой истребитель, выполненный по интегральной компоновочной схеме со стреловидным крылом, имеющим развитые корневые наплывы с тупой кромкой, и двух­килевым вертикальным оперени­ем. Несущий фюзеляж создает порядка 40% подъемной силы. Двигатели РД-33 установлены в разнесенных гондолах, рас­положенных в хвостовой части фюзеляжа.

Конструкция:

самолета выполнена, главным образом, из алюминия, в меньшей степени - из титана, стали, композитных материалов на основе кар­бона и сотовых заполнителей.

В носовой части фюзеляжа полумонококовой конструкции установлена РЛС и на­ходится герметизированная кабина лет­чика, в которой установлено катапультное кресло К-36ДМ. Фонарь состоит из двух сегментов - неподвижного козырька и открываемого вверх назад подвижно­го сегмента. За кабиной находится отсек БРЭО. Центральную часть фюзеляжа зани­мают главные топливные баки. Бак №3 ин­тегрирован в силовую конструкцию, изго­товленную из титана, к которой крепятся плоскости крыла, рамы двигателей и ос­новные опоры шасси. Двигатели крепятся к шпангоуту №7 средней части фюзеляжа.

К хвостовой секции фюзеляжа крепят­ся хвостовое оперение, форсажные каме­ры двигателей, аэродинамические тормоза и контейнер тормозного парашюта.

Две плоскости крыла крепятся к фюзе­ляжу в пяти точках. Силовой набор пло­скости включает три главных лонжерона, два вспомогательных передних лонжеро­на, один вспомогательный задний лон­жерон, стрингеры и нервюры. К главным лонжеронам крепятся пилоны, потри под плоскостью. Механизация плоскости кры­ла состоит из трехсекционного предкрыл­ка, посадочных щитков и элеронов.

Хвостовое оперение включает два киля с рулями направления (на самолетах ран­них серий монтировались подфюзеляж­ные фальшкили) и дифференциально управляемый цельноповоротный стаби­лизатор.

Двигатели:
на самолете МиГ-29 установлены два двухконтурных турбореак­тивных двигателя РД-33 с форсажными ка­мерами и регулируемыми соплами. Осо­бенностью конструкции МиГ-29 являются воздухозаборники двигателей. На режимах руления, взлета и посадки воздух к двигате­лям подается через так называемые «верх­ние входы», расположенные на верхних поверхностях наплывов щелевые возду­хозаборники; основные воздухозаборни­ки при этом закрыты заслонками. В тео­рии такое конструктивное решение снижает вероятность повреждения двигателей по­сторонними объектами. На скорости по­рядка 200 км/ч щелевые воздухозаборни­ки закрываются, основные - открываются. На посадке процесс происходит в обратном порядке. Основные воздухозаборники со­вкового типа, регулируемые, оптимизиро­ванные для полета на высоких околозвуко­вых и трансзвуковых скоростях.

Шасси:

трехопорное, с носовой опорой, полностью убирается в фюзе­ляж. Носовая опора двухколесная, ос­новные - одноколесные.

Система управления:

Традиционная, механическая с классиче­скими органами управления (РУС, РУДы, педали). Все поверхности управления отклоняются гидроприводами. В кон­тур системы управления включен автопи­лот САУ-451-03. Автопилот демпфиру­ет колебания самолета относительно всех трех осей, выдерживает заданную высо­ту и курс полета. Приборное оборудова­ние кабины выполнено с использованием традиционных шкальных приборов.

БРЭО:

В состав бортового обору­дования входят радиосистема ближней навигации, подсистема воздушных сиг­налов, радиовысотомер, радиокомпас, приемо-передающие радиостанции, си­стема «свой - чужой», приемник преду­преждения об электромагнитном облуче­нии и др.

Система управления вооружением СУВ-29 включает радиолокационную си­стему РЛПК-29Э в составе доплеровской РЛС Н-091ЭА «Рубин», оптоэлектрон­ный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29Э (С-31) в составе системы ОЭПС-23С (КОЛС) с ИК-датчиком и ла­зерным дальномером, нашлемный при­цел НСЦ-29, индикатор на фоне лобового стекла, бортовой ЦВМ С-100.02-02 и ряд других устройств.

Система РЛПК-29Э позволяет одновре­менно сопровождать до десяти воздуш­ных целей и обеспечивать наведение УР Р-27Р с полуактивной головкой самонаве­дения на одну из них. Оптолокационная система ОЭПрНК-29Э работает в инфра­красном диапазоне спектра и вырабатыва­ет данные, необходимые для применения управляемых ракет с тепловыми головками самонаведения и стрельбы из пушки. ИК- система, лазерный дальномер и радио­локатор могут работать как в едином ком­плексе, так и независимо друг от друга.

На поздних модификациях МиГ-29 состав БРЭО существенно изменен.

Вооружение:

Встроенное вооружение состоит из одной установленной в корневом наплыве левой консоли кры­ла 30-мм пушки ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов. В ассортимент подвесно­го управляемого вооружения класса «воз­дух - воздух» входят УР «воздух - воздух» средней дальности Р-27РД УР «воздух - воздух» малой дальности Р-73, Р-60, Р-60М. Ракеты подвешиваются на шести подкрыльевых пилонах. Подвеска ракет се­мейства Р-27 возможна только на пилонах №3 и №2. Ракеты Р-60 и Р-73 подвешива­ются симметрично. МиГ-29 массовых мо­дификаций способны применять только неуправляемое вооружение класса «воз­дух — поверхность» суммарной массой до 3200 кг.

error: Content is protected !!